Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №7"
Дальнереченского городского округа.
Методические приёмы, сочетающие практическую и игровую деятельность в повышении качества математического образования детей дошкольного |
СКАЧАТЬ (презентация)
Воспитатель вышей квалификационной категории
Павленко Елена Леонидовна
2016г.
Математика для дошкольников позволяет одновременно решить сразу несколько задач, главные из которых – это привить детям основы логического мышления и научить простому счёту. Особый интерес представляет поле математической деятельности, поскольку в математике заложены огромные возможности для развития восприятия, мыслительных операций, внимания, памяти.
В дошкольной педагогике принята классификация методов обучения, в основу которой положены основные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное).
НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
Использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.
- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.
Виды наблюдений:
- распознающего характера, с помощью которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина)
- за изменением и преобразованием объектов (даёт знания о процессах, объектах окружающего мира)
- репродуктивного характера, когда по отдельным признакам, устанавливается состояние объекта, по части – картина всего явления.
- Метод демонстрации
включает различные приемы:
- показ предметов
- показ образца
- показ способа действий
- использование ТСО
СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ
- рассказ педагога.
- рассказы детей
- беседа
- чтение художественной литературы
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
- Упражнение – это многократное повторение ребёнком умственных или практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие).
Дидактические правила проведения упражнений:
- ставить перед детьми учебную задачу
- показывать способ выполнения действий с одновременным словесным пояснением
- многократное повторение упражнений с постепенно усложняющейся задачей, с введением новых приёмов работы, предметного оборудования
- контроль со стороны педагога; переход от прямого контроля к косвенному, развитие у детей элементов самоконтроля
- Элементарные опыты, экспериментирование.
Элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
- Моделирование – это процесс создания моделей и их использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях. В основе – принцип замещения (реальный предмет замещается другим предметом, условным знаком). Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.
ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ
- Дидактическая игра
- Воображаемая ситуация в развёрнутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием (внезапное появление объектов, выполнение воспитателем игровых действий, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации).
Выбор и сочетание методов и приёмов обучения зависит от:
- содержания учебного материала
- возрастных особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам, в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов, в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения)
- формы организации обучения (воспитатель выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приёмы)
Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых сохранялись и синтезировались бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.
В науке и практике утвердилось положение о том, что игра – эффективное средство обучения, но эффективным это средство становится в том случае, если используется "в нужном месте, в нужное время и в необходимых дозах". Игра, формализованная взрослым, затянутая по времени, лишённая эмоционального накала, занижающая или излишне завышающая интеллектуальные возможности детей, может принести больше вреда, чем пользы.
При формировании элементарных математических представлений игра выступает, как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам.
Благодаря обучающей задаче, облечённой в игровую форму, ребёнок непреднамеренно усваивает определённую "порцию" познавательного содержания.
На занятиях по ФЭМП и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные и др.) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений у детей во всех возрастных группах. Предметные и словесные игры проводятся на занятиях по математике и вне их, настольно-печатные, как правило, в свободное от занятий время. Все они выполняют основные функции обучения – образовательную, воспитательную и развивающую.
Обучение математике даёт широкие возможности для развития интеллектуальных способностей у детей.
Добиться успешного усвоения учебного материала позволяет использование различных методов, приёмов и средств обучения. Выбор методов обучения зависит от поставленных целей и задач, возраста детей, содержания изучаемого материала и этапа занятия.
Занятия по математике надо организовывать так, чтобы дети могли свободно общаться, спорить, совместно выполнять практические задания. Во время занятия ребёнок должен проявлять как можно больше активности, рассуждать, делать "открытия", высказывать своё мнение, не боясь при этом ошибиться. И каждый ошибочный ответ должен рассматриваться не как неудача, а как поиск правильного решения.
Внедряются методы и приёмы активного обучения, где ребёнок выступает, как субъект, равноправный участник деятельности. В непосредственно образовательной деятельности допустимо применять: игровые, проблемно-поисковые, проблемно-практические игровые ситуации, практические методы. Например:
"Укрась бабочку"
Цель: Учить детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятия много – один, большой – маленький. Развивать мелкую моторику.
"Почини одежду зайчатам"
Цель: Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник). Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.
"Спрячь мышку"
Цель: Продолжать знакомить детей с шестью основными цветами, учить различать их. Развивать быстроту реакции, внимание, мышление. Закреплять знания о животных.
"Полянка"
Цель: Учить группировать предметы по цвету. Устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов. Закреплять названия основных цветов. Учить понимать слова "цвет", "такой", "не такой", "разные".
"Подбери чашки к блюдцам"
Цель: Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать мелкую моторику, внимание.
"Найди окошко для фигурки"
Цель: Учить детей соотносить форму деталей с формой отверстия.
"Воздушные шары"
Цель: Развивать умение различать и называть основные цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий). Закреплять умение различать и называть величину фигуры. Учить сравнивать геометрические фигуры
по цвету и размеру, находя признаки сходства и различия.
"Собери матрёшку"
Цель: Формировать умение детей составлять форму предмета из частей, определять их размер, учить воссоздавать фигуры по образцу. Воспитывать внимание, наблюдательность, усидчивость.
"Составь узор"
Цель: Учить детей выкладывать орнамент из геометрических фигур разного цвета и формы. Развивать зрительное восприятие, мышление,
память, расположение предметов в пространстве. Закреплять форму и цвет геометрических фигур.
Игры с разноцветными прищепками
Цель: Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками – развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста. Также эти игры направлены на формирование умения различать и объединять предметы по признаку цвета.
Шнуровка
Цель: Развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику пальцев рук.
Систематически внедряя игровые методы и приёмы в сочетании с практическими, как средство развития элементарных математических представлений, можно получить хорошие результаты, а именно:
- Ø дети научатся выражать свои мысли словом, озвучивать выполняемые действия.
- Ø станут уверенно выдвигать свои идеи, предложения по решению проблемных ситуаций, доказывать их;
- Ø у детей развиваются мыслительные операции, восприятие, память, внимание, мышление.
Таким образом, можно утверждать, что использование методов и приёмов, сочетающих практическую и игровую деятельность как средства развития элементарных математических представлений, даёт положительный результат в повышении качества математического образования детей дошкольного возраста.