Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детские сад «Фонтанчик»
Педагогический проект
«Помогите птицам»
Возрастная группа: старшая группа
Воспитатель: Шамрай.Е.А
г.Шадринск
Тема проекта: «Помогите птицам»
Сроки реализации: с 23марта по 22апреля 2016 года.
Участники: педагоги, дети 5-6 лет, родители, педагог по изобразительной деятельности, музыкальный руководитель.
Вид проекта: групповой.
Тип проекта: информационно-творческий.
Продолжительность проекта: среднесрочный.
Проблема:
У дошкольников недостаточно знаний о перелетных птицах, умений изготовления птиц из бумаги разными способами.
Актуальность:
Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, речевой и художественно-творческой деятельности.
Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу ребенок был зрелым не только в физическом и социальном отношении, но и достиг определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. На этой основе должна формироваться экологическая культура личности, направленная на гармонизацию отношений человека с природой.
Важнейшим показателем экологической воспитанности старших дошкольников является их участие в деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, в процессе которой углубляются и закрепляются экологические представления и проявляется активное гуманное отношение к природе. При этом необходимо объяснять детям, что дикая природа прекрасно обходится без деятельности человека, она живет по своим собственным законам.
Достаточно серьёзную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усваиваются эти нормы и правила лучше всего в игровой и художественно-творческой деятельности.
Экологические знания, вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, скорей войдут в их самостоятельную игровую и художественно-творческую деятельность, станут ее содержанием, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности дошкольника.
Соавторство детей и взрослого способствуют созданию доверительной атмосферы. В такие моменты ребенок раскрепощаясь, открывается педагогу, родителям с необычайной стороны. Минуты сотворчества сближают детей и взрослого, приносят им удовольствие от результатов совместной творческой деятельности. В процессе коллективного домашнего творчества изменяется социальный статус ребенка в семье: к его мнению прислушиваются, ценят, творческие проявления ребенка вызывают уважения у членов семьи.
Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.
Цель проекта:
Обогащение представлений детей дошкольного возраста о перелетных птицах, их отличительных особенностях, роли человека в жизни птиц, о различных техниках изготовления птиц из бумаги.
Задачи:
¾ расширять представления детей о перелетных птицах, об особенностях их внешнего вида, повадках;
¾ формировать осознанно-правильное отношение к птицам ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия;
¾ учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, познакомить с пословицами, приметами их значением;
¾ развивать дифференцированное восприятие, умение сравнивать, логически мыслить, правильно формулируя выводы;
¾ развивать связную речь, способствовать активизации словаря;
¾ развивать интерес к художественным произведениям, формировать желание получать необходимые знания о птицах из книг;
¾ способствовать развитию у детей ритмических двигательных навыков, совершенствовать координацию движений;
¾ развивать мелкую моторику рук;
¾ развивать познавательную активность дошкольников, самостоятельность;
¾ развивать конструктивное мышление, цветовосприятие, фантазию, воображение;
¾ развивать умение осуществлять элементарные действия самоконтроля и взаимооценки;
¾ формировать у детей интерес к музыкальному творчеству, развивать положительный эмоциональный отклик к различным видам музыкальной деятельности;
¾ воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям, желание помогать им;
¾ воспитывать у детей активность, желание участвовать в общей работе, интерес к совместному с взрослыми творчеству;
¾ просвещать родителей в вопросах изготовления птиц из бумаги в различных техниках;
¾ повышать уровень вовлеченности родителей в деятельность ДОУ и приобщать их к проведению совместной творческой деятельности с ребенком.
Интеграция образовательных областей:
¾ «Художественно-эстетическое развитие»
¾ «Познавательное развитие»
¾ «Социально-коммуникативное развитие»
¾ «Физическое развитие»
¾ «Речевое развитие»
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный:
¾ определение педагогом темы, цели и задач, содержания проекта, прогнозы;
¾ осуществление сбора и уточнения информации по теме, выбор оптимальных вариантов; составление плана деятельности;
¾ подбор информационного материала для родителей;
¾ планирование НОД по познавательному и художественно-эстетическому развитию;
¾ планирование конструктивной деятельности с использованием бумаги в режиме дня;
¾ оснащение предметно-развивающей среды: пополнение центра «Искусство» шаблонами, технологическими картами последовательности изготовления поделок; изготовление дидактической игры «Кто где живёт»; подбор книг, картинок, фотографий по теме для рассматривания и чтения в свободной деятельности.
- Основной:
¾ взаимодействие с детьми: организация совместной и самостоятельной конструктивной деятельности с использованием бумаги, экскурсии в природу, проведение игр, бесед, НОД, чтение художественной литературы соответствующей тематики; предварительная работа по теме;
¾ взаимодействие с родителями: информационный материал на тему «Чудесные поделки из бумаги»; изготовление скворечника родителями; организация игротеки для совместной художественно-конструктивной деятельности родителей и детей, участие в выставке поделок.
¾ оснащение предметно-развивающей среды: оформление группы - коллаж «Здравствуйте, птицы», размещение скворечника на участке, выставки поделок, детских книг.
- Завершающий:
¾ систематизация материалов;
¾ проведение викторины «Птицы – наши друзья».
Мероприятие |
Цель |
Результат |
Сроки |
1 |
2 |
3 |
4 |
Подготовительный этап |
|||
Выставка книг для родителей «Чудесные поделки из бумаги»
|
Повысить информационный уровень родителей |
Осведомленность родителей в данном вопросе |
Первая неделя |
Изготовление шаблонов, технологических карт последовательности изготовления поделок |
Оснащение предметно-развивающей среды группы |
Пополнение центра «Искусство» |
|
Изготовление дидактической игры «Кто где живёт»; подбор книг, картинок, фотографий по теме |
Показать детям разнообразие перелетных птиц. Знакомить детей с их повадками, образом жизни и отличительными особенностями. |
Дидактическая игра «Кто где живёт», альбом «Птицы нашего края», выставка детских книг «Наши друзья – птицы» |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Основной этап |
|||
Наблюдение на прогулке «Гнездо среди ветвей» |
Формировать у детей умение осуществлять наблюдение, формулировать выводы. Развивать наблюдательность, связную речь. Воспитывать интерес к жизни птиц. |
Вторая неделя |
|
Чтение художественной литературы: Н. Сладков «Ранняя птичка», В. Сухомлинский «Грач прилетел», К. Ушинский «Ласточка», А. Пушкин «Птичка», В. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой». Заучивание пословиц, поговорок, загадок о птицах. |
Учить детей пересказывать литературный текст, подбирать определение и сравнение. Развивать познавательный интерес к художественным произведениям. Воспитывать умение слушать собеседника.
|
Активизация словаря на основе лексической темы «Перелетные птицы» |
|
НОД «Познавательное развитие» на тему «Птицы прилетели - весну принесли» |
Уточнить и расширить знания детей о перелетных птицах, об их повадках, образе жизни и отличительных особенностях. Развивать любознательность, интерес к жизни птиц. Воспитывать желание беречь природу. |
Осведомленность детей в данном вопросе |
|
Подвижная игра «Перелетные птицы» |
Упражнять в беге в заданном направлении, четко выполняя условия игры. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Воспитывать честность, выносливость. |
|
|
НОД «Художественно-эстетическое развитие. Конструирование» на тему: «Грачи – разведчики весны».
|
Учить выполнять поделку из бумаги по схеме, объединять поделки в общую композицию. Развивать интерес к искусству оригами. Воспитывать самостоятельность в изготовлении поделки. |
Коллективная композиция «Грачи – разведчики весны». |
|
НОД «Художественно-эстетическое развитие. Рисование» на тему: «Прилетели птицы. Весна» |
Учить детей передавать свои наблюдения и переживания в рисунке, выделять самое интересное. Развивать наблюдательность, зрительную память, художественный вкус, чувство композиции, цвета. Воспитывать любовь к природе. |
Выставка рисунков «Прилетели птицы. Весна» |
Третья неделя |
Чтение художественной литературы: Н. Сладков «Скворцы – молодцы», О. Высотская «Птичий дом», М. Карим «Прилетай же!», В. Орлов. «Ты лети к нам, скворушка...», И. Бондарчук «Домик для птиц». Заучивание пословиц, поговорок, загадок о птицах. |
Учить детей воспринимать образное содержание произведения. Развивать эстетические чувства, воображение. Воспитывать интерес к поэзии и любовь к родной природе. |
Активизация словаря на основе лексической темы «Перелетные птицы» |
|
Дидактическая игра «Кто где живёт» |
Закрепить знания о перелетных птицах. Развивать мышление, память. Воспитывать желание проявлять заботу о птицах. |
Дидактическая игра «Кто где живёт» |
|
Наблюдение на прогулке «Скворечник» |
Расширять представления детей о скворцах, пояснить зависимость их жизнедеятельности от природных условий, людей. Развивать наблюдательность, зрительную память, умение делать выводы. Воспитывать заботливое отношение к птицам. |
Скворечник на участке группы. |
|
НОД «Художественно-эстетическое развитие. Конструирование» на тему: «Скворечник» |
Учить детей складывать бумагу в разных направлениях. Развивать конструктивное мышление, воображение. Воспитывать самостоятельность в работе. |
Выставка поделок «Скворечник» |
|
Чтение художественной литературы: В. Бианки «Лесные домишки», «Чей нос лучше? », Ушинский «Гусь и журавль», Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок», В. Жуковский «Жаворонок». Заучивание пословиц, поговорок, загадок о птицах. |
Продолжать учить различать жанровые особенности литературы, формировать оценочное отношение к героям. Развивать любознательность, желание узнать новое, интересное. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. |
Активизация словаря на основе лексической темы «Перелетные птицы» |
Четвертая неделя |
Подвижная игра «Гуси-лебеди»
|
Упражнять детей в беге с увертыванием. Развивать умение действовать по сигналу, соблюдать правила. Воспитывать интерес к народным подвижным играм. |
|
|
Опыт «Как с гуся вода» |
Выявить особенности водоплавающих птиц, помогающие их оперению не намокать в воде. Развивать наблюдательность, умение делать выводы. Воспитывать желание узнать новое, интересное. |
|
|
НОД «Художественно-эстетическое развитие. Конструирование» на тему: «Гуси – лебеди» |
Учить детей выполнять поделку из бумаги по инструкции педагога, упражнять в делении листа бумаги и работе с шаблоном. Развивать умение оценивать работы сверстников, аргументируя свой выбор. Воспитывать уверенность в своих силах. |
Выставка поделок «Гуси – лебеди» |
|
Игротека «Бумага + фантазия = оригами» (дети-родители) |
Повышать творческую активность родителей, вовлекать их в работу ДОУ. |
Выставка поделок «Бумага + фантазия = оригами» |
|
Завершающий этап |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
Совместная деятельность с детьми коллаж «Здравствуйте, птицы» |
Повышать творческую активность детей, вовлекать их в работу по проекту. Развивать конструктивное мышление, цветовосприятие, воображение. Воспитывать интерес к коллективной работе. |
Коллаж «Здравствуйте, птицы» для украшения группы |
Четвертая неделя |
Проведение викторины «Птицы – наши друзья» |
Уточнить и расширить представления детей о птицах нашего края, о их жизни. Учить понимать образный смысл загадок. Развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь, обогащать словарь детей. Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам. |
22 апреля |
Прогнозируемые результаты:
В процессе реализации данного проекта прогнозируется повышение:
¾ познавательного интереса дошкольников к жизни птиц;
¾ бережного отношения к пернатым друзьям и желание им помогать;
¾ уровня информированности родителей о деятельности ДОУ;
¾ процента включенности родителей в жизнь детского сада и группы;
¾ творческих способностей детей и родителей;
¾ интереса к коллективной и командной работе с детьми, коллегами и родителями.
Итоговый продукт:
¾ Коллективная композиция «Грачи – разведчики весны».
¾ Поделки из бумаги «Скворечники», «Гуси – лебеди».
¾ Изготовление скворечника родителями и размещение его на участке.
¾ Выставка книг для родителей «Чудесные поделки из бумаги».
¾ Выставка детских книг «Помогите птицам».
¾ Оформление группы - коллаж «Здравствуйте, птицы».
¾ Выставка поделок «Бумага + фантазия = оригами».
¾ Викторина «Птицы – наши друзья».
Методологическая база проекта:
- Андриянова Н. А. Летят перелетные птицы. // Дошкольное воспитание – 2012 – №3, с.75.
- Белая С. В. Художественное конструирование из бумаги. // Дошкольное воспитание – 2012 – №5, с.59.
- Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги – М: Просвещение, 1992 – 208с.
- Коноваленко С. Т. Значение конструктивной деятельности в психическом развитии детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика – 2012 – №8, с.7.
- Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. – М: ТЦ Сфера, 2010 – 240с.
- Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – М., Мозаика – Синтез, 2007 – 112с.
- Майер А. А., Давыдова И. О. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада, - М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой – 2-е изд. испр. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014 – 336с.
- Ресурсы сети интернет:
¾ http://www.resobr.ru;
¾ http://nsportal.ru;
¾ http://50ds.ru
- Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Весна. Насекомые. Перелетные птицы» - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009 – 136 с.
- Тарловская Н.Ф., Топоркова Л.А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду - М.: «Просвещение», «Владос», 1994.- 216 с.
- Чаплина В. С. Птицы в нашем лесу. – М., Малыш, 1984. – 87с.
- Шорыгина Т. А. Птицы. Какие они? – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.- 121с.
- Шорыгина Т. А. Беседы о русском лесе. Методические рекомендации.- М.: ТЦ Сфера, 2008. - 96с.