Конспект итоговой ООД
по формированию элементарных математических представлений
2 младшая группа
Тема: «Гуси - лебеди»
СКАЧАТЬ (с фото)
Подготовил: воспитатель Кутищева Наталья Владимировна
МАДОУ детский сад комбинированного вида №24 «Ромашка»
г. Домодедово 2017 г.
Цель. Обобщить и закрепить математические знания и умения посредством игры –
путешествия.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знание основных цветов: синий, красный, жёлтый, зелёный.
- Закрепить умение понимать смысл слов: утро, вечер, день, ночь.
- Закрепить умение находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов, выделять группы однородных предметов.
- Закрепить умение определять количественное соотношение двух групп предметов, понимать конкретный смысл слов больше – меньше, столько же.
- Закрепить умение понимать смысл обозначений: вверху – внизу, впереди – сзади, на, под, над.
- Закрепить навыки счёта в пределах 5.
- Закрепить умение различать круг, квадрат, треугольник.
- Закрепить умение сравнивать предметы, пользуясь приёмом «наложения», «приложения».
Развивающие:
- Развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.
- Развивать умение самостоятельно использовать в речи слова, характеризующие количественные отношения, отвечать на вопросы, объяснять ход действий, причину следствия.
- Развивать творческое воображение, интерес к интеллектуальной деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, элементарные способы сотрудничества.
- Воспитывать трудолюбие и ответственность; самостоятельность, инициативность.
- Воспитывать интерес к математическим знаниям.
- Доставить детям радость и удовлетворение от игр.
Оборудование: Магнитная доска, музыкальный центр.
Демонстрационный материал: Куклы – Маша, Ваня, Баба-Яга. Плакаты с изображением: леса и гусей, лесе и печки, лесной поляны с яблоками, реки; три плаката-дощечки разной длины. Пластиковая дорожка – мостик, пластиковые круги – кочки. Мешочек с гостинцами.
Раздаточный материал: Карточки-пирожки, карточки-яблоки, геометрические фигуры круг, треугольник, квадрат.
Музыкальное сопровождение: Звуки леса.
Предварительная работа: Повторение изученного материала, разучивание стихов, физминутки, чтение сказки «Гуси-лебеди»
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, ознакомление с художественной литературой.
Используемые методы и технологии:
- Эмоциональный настрой.
- Проблемные ситуации.
- Динамическая пауза.
- Здоровье сберегающие технологии.
- Музыкальное сопровождение занятия.
- Сюрпризный момент.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
(Дети под музыку заходят в группу, становятся возле стульчиков)
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришло много гостей. Они хотят посмотреть какими мы стали умненькими, как мы хорошо умеем считать и играть.
Давайте с ними поздороваемся. (Дети: здравствуйте)
Садятся на стульчики.
Воспитатель: Дети, а какое сейчас время суток: утро, день, вечер или ночь? (Утро)
Воспитатель: Как вы это поняли? (Утром солнце встает и становится светло)
Воспитатель: А какие еще части суток мы знаем? (День, вечер, ночь)
Воспитатель: Скажите, сколько на небе есть солнышек? (Одно)
Воспитатель: А что еще есть на небе? (Луна, звезды)
Воспитатель: А сколько на небе звезд? (Много)
Воспитатель: А можем мы их сосчитать? (Нет)
Воспитатель: А что мы еще не можем сосчитать? (Листья на деревьях, песчинки, снежинки, рыбок в море и тд.)
Воспитатель: Закончите фразу: Слон большой, а мышка…(маленькая)
Воспитатель: Пол внизу, а потолок …(вверху)
Воспитатель: Дерево высокое, а трава…(низкая)
Воспитатель: Река широкая, а ручей….(узкий)
2. Получение задания.
(В группу влетает шарик, на нём привязан конверт с письмом)
Воспитатель: Ой, что это? Кто-то нам прислал сказочное письмо! Прочитаем его? (Да!)
(Воспитатель читает письмо)
Воспитатель: «Здравствуйте друзья! Это письмо пишу я, Машенька. Я живу с мамой, папой и братом Ваней в деревне возле леса. Мама с папой уехали в город по делам, а меня попросили присмотреть за братом. А я братика оставила и ненадолго ушла с подружками погулять. Но загулялась, пришла, а брата нет. Ванечку гуси-лебеди унесли к Бабе-Еге. Я знаю, что вы добрые ребята и сможете помочь найти моего брата.»
Воспитатель: Ребята, из какой сказки пришло к нам письмо? (Гуси-лебеди)
Воспитатель: Ребята, поможем Машеньке найти брата? (Поможем!)
(Воспитатель открывает плакат с изображением леса, над лесом летят 4 гуся, на втором сидит Ваня)
Воспитатель: Смотрите, вон гуси-лебеди летят и уносят Ваню к Бабе-Еге.
Воспитатель: Скажите, сколько гусей летит впереди Вани. (Один)
Воспитатель: Скажите, сколько гусей летит позади Вани. (Один, два. Всего два гуся)
Воспитатель: Нам нужно поторопиться, чтобы найти Ваню.
Воспитатель: Чтобы отправиться в сказку, возьмитесь за руки и повторяйте за мной волшебные слова:
(Дети, не вставая со стульев, берутся за руки и повторяют за воспитателем)
Собрались мы все вокруг.
Я – твой друг и ты – мой друг!
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Один ,два, три, четыре, пять, Глазки закрываем В сказку попадаем.
(Пока у детей закрыты глаза, включается музыка «Звуки леса», воспитатель берет в руки куклу Машу и открывает плакат с изображением леса, дороги, возле дороги стоит Печь)
3. Печь и яблоня.
Воспитатель: Открываем глаза. Мы с вами вместе с Машенькой очутились в лесу.
Воспитатель: Смотрите, вот и печка. Печка, скажи нам, пожалуйста, куда гуси – лебеди полетели?
Печка: Скажу, если вы вынете пирожки из печки и разложите их по одному по тарелочкам.
(На столе рядом с доской стоят четыре тарелочки, пятая под одной из них)
Проблемная ситуация. Тарелочек 4, а пирожков 5.
Воспитатель: Давайте посчитаем, сколько пирожков в печке (Дети считают: один, два, три, четыре пять. Всего пять пирожков)
Воспитатель: А теперь посчитаем тарелочки.(Дети считают: один, два, три, четыре. Всего четыре тарелочки)
Воспитатель: Хватит ли нам тарелочек для пирожков? (Нет, тарелочек меньше, а должно быть поровну)
Воспитатель: Сколько тарелочек не хватает? (Одной)
Воспитатель: Правильно, вот еще одна тарелочка. (Достает еще одну)
Воспитатель: Снова посчитаем тарелочки(Дети считают: один, два, три, четыре, пять. Всего пять тарелочек)
Воспитатель: Сколько пирожков в печке? (Пять, поровну пирожков и тарелочек)
Воспитатель: Теперь можно разложить пирожки по тарелочкам.
(Воспитатель вызывает детей по одному, дети подходят, берут пирожки по одному из печки и кладут на тарелочку)
Печка: Правильно, молодцы! Идите дальше к яблоне, она Вам поможет.
(Воспитатель убирает плакат с печью, под ним плакат с изображением лесной поляны, на ней изображены ель, береза и яблоня разной высоты, на яблоне висят большие красные и маленькие зеленые яблочки)
Воспитатель: Мы очутились на лесной полянке, давайте рассмотрим ее получше. Что растет на полянке? (Деревья)
Воспитатель: Назовите самое высокое дерево. (Ель)
Воспитатель: Какие еще деревья есть на поляне? (Береза, яблоня)
Воспитатель: Что ниже яблоня или береза? (Яблоня ниже березы)
Воспитатель: Яблоня, скажи, пожалуйста, куда гуси-лебеди полетели?
Яблоня: Помогите мне снять с ветвей мои яблочки, тогда скажу. Красные яблочки положите в большую корзиночку, а зеленые – в маленькую.
(Дети подходят по очереди к яблоне, берут одно яблоко и кладут в нужную корзину)
Яблоня: Молодцы, правильно все сделали. Вам надо спросить у речки, куда гуси – лебеди полетели. Но впереди вас ждет нелегкая дорога, вам надо пройти по болоту, будьте очень осторожны.
Воспитатель: Спасибо, яблонька, что предупредила. Мы постараемся быть внимательными.
4. Физкультминутка.
(За стульчиками у детей разложены: круги-кочки, пластиковая дорожка – мостик)
Воспитатель: Нам нужно пройти по болоту, будьте внимательны и осторожны, наступать можно на кочки или мостик. Повторяйте и идите за мной.
(Дети встают, идут вслед за воспитателем за стульчиками по мостику и кругам- кочкам и проговаривают вместе с воспитателем:
По ровненькой дорожке шагают наши ножки
По камушкам, по кочкам, по мостику идем
Подходят к своим местам, продолжают шагать, пока не договорят до конца:
Быстро, быстро мы шагали, не споткнулись, не упали
Прямо к речке мы попали
(Воспитатель кладет на пол плакат с изображением реки, на реке лежат камни в виде треугольника, круга и квадрата. На берегу нарисованы цветы)
Давайте остановимся, понюхаем цветочки (приседают- вдох, встают- выдох)
Воспитатель: Молодцы! Давайте сядем на стульчики.
( Дети садятся на стульчики)
5. Речка.
Воспитатель: Здравствуй речка. Скажи, пожалуйста, куда гуси – лебеди полетели?
Речка: Скажу, если вы уберете камни, которые мешают моему течению и построите мостик, по которому можно будет переходить.
Воспитатель: Хорошо, мы сейчас тебе поможем. Ребята, сначала уберем камни.
Воспитатель: А на что похожи эти камни? (Круг, квадрат, треугольник)
(Воспитатель убирает камень и спрашивает, на какую геометрическую фигуру он похож.)
Проблемная ситуация:
Воспитатель: Ну вот, камни мы убрали.
Воспитатель: Что еще просила нас сделать речка?(Построить мостик)
Воспитатель: Что же нам делать? Как построить мостик? (Нужно положить дощечку)
(Рядом лежат 3 нарисованных дощечки разной длины и разного цвета красного, желтого, коричневого)
Воспитатель: Правильно, только у нас несколько дощечек. Дощечки одинаковые или разные? (Разные)
Воспитатель: Чем они отличаются? (Длиной и цветом)
Воспитатель: Какую дощечку выберем? (Выберем самую длинную)
Воспитатель: Как выбрать самую длинную дощечку?(Приложить дощечки друг к другу)
Воспитатель: Нужно подойти, приложи дощечки и выбери самую длинную.
(Ребенок выходит и выбирает, потом кладет дощечку на речку и убеждается, что можно по ней пройти через речку)
Воспитатель: Дети, какого цвета дощечка, которую выбрала Даша? (Коричневого)
Воспитатель: А как еще можно определить, которая дощечка самая длинная?(Наложить дощечки друг на друга)
Воспитатель: Оля, подойти, наложи дощечки и выбери самую длинную.
(Ребенок выходит и выбирает, потом кладет дощечку на речку и убеждается, что можно по ней пройти через речку)
Воспитатель: Речка, мы все сделали, что ты просила.
Речка: Спасибо, вам ребята.
6. Появление Бабы-Яги.
(Появляется из-под покрывала с мухоморами (пенек) кукла-Баба – Яга)
Баба-Яга: Чую – чую деток. Вы зачем сюда пришли?
Воспитатель: Мы за Ваней пришли, твои гуси - лебеди унесли его.
Баба-Яга: Ишь, чего захотели. Добренькие, какие. Ванечку они ищут, не отдам.
Воспитатель: Баба – Яга, злая и недобрая, наверное, потому, что ее никто не любит. Давайте угостим ее яблочками. (Дети угощают яблочками)
Баба-Яга: Ах, спасибо, никто никогда меня не угощал яблочками. Видно Ваню вам отдать придется. Вот, Машенька, Ванечка, береги его, не оставляй братца больше одного, слушайся родителей.
(Воспитатель достает куклу Ваню, сажает рядом с Машей)
Воспитатель: Спасибо тебе, Баба - Яга.
Баба-Яга: Ребята, я вас тоже хочу угостить за то, что вы такие смелые, добрые и умелые.
В этом волшебном мешочке лежат для вас сюрпризы. До свидания!
(Баба-Яга дает детям волшебный мешочек и уходит: воспитатель убирает куклу за доску)
7. Возвращение.
Воспитатель: А теперь нам пора отправляться в детский сад, а Маше с братом к маме с папой.
Маша: Спасибо, вам ребята, вы мне очень помогли.
Воспитатель: Повторяйте за мной:
Один, два, три, четыре, пять,
Глазки закрываем
В детский сад мы попадаем.
(Пока дети закрыли глаза, воспитатель убирает кукол Машу и Ваню за доску)
8. Итог занятия.
Воспитатель: Вот и закончилось наше волшебное путешествие.
Воспитатель: Дети, вы молодцы, спасибо вам, вы очень постарались.
Воспитатель: Вам понравилось путешествовать?
Воспитатель: А что особенно вам понравилось в нашем путешествии?
Воспитатель: Правильно! Мы не только путешествовали, мы еще выручили Машу с Ваней, поняли, что нужно слушаться родителей, чтобы не случилась беда. Еще мы учились считать и выполнять разные сложные задания,
Воспитатель: Давайте попрощаемся с нашими гостями и пойдем посмотрим, какие сюрпризы приготовила нам Баба-Яга. (До свидания!)
Под музыку дети уходят в приемную.