Климова Ирина Николаевна
Детский сад № 22, Свердловская область , г. Асбест
Воспитатель
Конспект занятия по кружку: "Урал наш дом" с детьми 5-6 лет на тему: "Путешествие по карте города Асбест."
Программное содержание:
-Обобщать, систематизировать и расширять знания о своём городе;
-Познакомить детей с картой города Аcбеста;
-Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи;
-Формировать эмоционально-положительное отношение к родному городу;
-Продолжать развивать навыки обобщения и рассуждения.
Материал:
Карта Свердловской области, карта города Асбеста, знаки условного обозначения на карте.
Предварительная работа с детьми: беседа с детьми о родине, о городе; чтение познавательной литературы по данной теме, экскурсия по городу, изготовление альбомов о родном крае; подбор пословиц и поговорок о городе.
Ход занятия:
Ребята, сегодня, у нас необычное занятие, посмотрите, сколько к нам пришло много гостей. Прежде, чем начать занятие, давайте поздороваемся.
Молодцы, мы с вами поздоровались, а чтобы на протяжение всего занятия, нам было тепло и уютно, я предлагаю, вам встать в круг и показать свои ладошки. А теперь потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (Тепло)
Правильно, это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем своё тепло, своим друзьям и нашим замечательным гостям и говорим все вместе:
Утро настаёт,
Солнышко встаёт.
Мы собираемся
В добрый путь отправляемся
Друг на друга поглядим,
Про себя проговорим:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
(Дети поочерёдно называют друг друга ласковыми словами)
Мне очень приятно, что вы такие ласковые, добрые, дружные ребята.
Ребята, вчера на прогулке мы с вами нашли сундучок (присаживайтесь, а я его принесу) но не смогли его открыть. Сегодня утром мы попробовали открыть ключами, которые вы принесли из дома, но не один ключ не подошёл к этому замку. Что мы ещё можем сделать, чтобы открыть этот замок (выслушиваю варианты детей). Так ребятишки, я тоже дома искала ключи и совсем забыла про них, а они ведь у меня в кармане лежат, давайте попробуем открыть этими ключами. (И что же там интересно лежит, наверно там сокровища лежат. Да нет там ни каких сокровищ, а одни бумаги, достаём и разворачиваем) Ребята, что это такое?
Дети: это карта.
А как вы думаете эта карта, какой страны? Как вы догадались? (Это карта России).
Напомните мне, что вы знаете о России
Дети: Наша Родина Россия. Россия большая страна. В нашей стране много городов, рек, лесов, гор. Мы гордимся нашей великой Родиной.
Дети, мы с вами сегодня поговорили о Родине, о России о стране в которой мы живём, а есть такое понятие как «Малая Родина». Как вы понимаете, что такое «Малая Родина»? Почему так говорят?
(Ответы детей:Это часть большой Родины; Это место где ты родился, это место где мы живём, )
А я некоторых ребят попросила выучить пословицы и поговорки посвящённые малой родине, давайте мы их попросим нам рассказать: «Всякому мила своя сторона», «Везде хорошо, а дома — лучше», «Каждый кулик свое болото хвалит», «Своя земля и в горсти мила»
Таким образом мы можем сказать, что «Малая Родина» — это место, где мы с вами родились и живём, где увидели свет солнца и начали познавать окружающий мир. Это край, город, район, улица, дом и наш детский сад, в который вы ходите. Это маленький кусочек нашей огромной страны.
-В нашей стране ребята, много разных областей, (посмотрите на карту России, каждая область отмечена разным цветом, и у каждой области есть своё название, кто мне подскажет название нашей области (Дети— Наша область называется Свердловская). (Показ ребёнка)
Слева лес, а справа горы
И карьер вдали дугой.
Я тебя, горняцкий город,
Не сменяю на другой. .
Вот так описал наш город Асбест - асбестовекий писатель А.И.Чичулин .
-Ребята, а почему наша область называется не Московская, не Тюменчкая, а Свердловская (Дети:Потому что главный город Свердловск). Правильно, столица нашей области город Свердловск (Екатеренбург). А как можно, быстро догадаться и назвать главный город любой области: Московской- Москва, Брянская -Брянск, Саратовская- Саратов А если я вам назову город (Иркутск,Рязань), то как будет называться область
Ребята, а вы не забыли, что у нас в сундуке осталась ещё карта. Давайте мы достанем её и рассмотрим. Как вы думаете, это карта чего?. (Города, а почему вы так решили? Здесь начерчены улицы, а что за прямоугольники- это дома. Давайте сравним с картой России. Что общего? Река и леса., А чем отличаются? —на карте России обозначены, только название городов, а на карте города мы видим улицы, дома? На карте Россия город обозначен точкой, а на карте города мы видим план всего города .
Сегодня мы будем говорить о нашем городе, я знаю, что многие из вас родились в городе Асбесте. Люди, которые родились, и живут в нём, очень любят его и выражают свою любовь красивыми словами. Мы сейчас будем передавать сердечко, которое хранит наше тепло и любовь к родному городу
Игра: «Передай сердечко и скажи словечко» — подобрать прилагательные к слову город.
А верно ли, что Асбест — это малая Родина? (да потому что мы здесь родились, и здесь живём)
Когда говорят «москвич», «екатеренбурцы»,- имеют в виду принадлежность человека к тому городу, где он живёт, т.е. москвич-это человек, который живёт в городе Москва, пскович- человек, который живёт в городе Псков. В каком городе живём мы с вами? (Асбесте) Значит, мы ….(асбестовцы)
А теперь представьте себе, что к вам в гости приехали люди, которые никогда не видели нашего города, чтобы интересного вы, могли рассказать. Путешествуя по карте нашего города, знакомясь с улицами, достопримечательностями, мы будем обозначать их флажками.
Каждый город состоит из чего? (улиц), и все они имеют что? (названия).Рассматриваем карту, обращаем внимание на главную улицу. ( Проспект Ленина) В каждом городе есть центральная улица, а как называется наша главная улица города Асбеста?( ответы детей). На этой улице расположен Обелиск павшим на фронтах Великой Отечественной войны (1941 -1945), давайте мы на карте поставим здесь флажок. А я вам сейчас открою секрет, у нас Мира с родителями очень часто бывают и она для вас подготовила рассказ. Давайте внимательно послушаем Миру(слайды) — Интересен был рассказ Миры? (Да), по аплодируем, спасибо Мира!
А сейчас, я вам предлагаю пройтись по улицам нашего района. Наш детский сад находится на улице Чапаева, отправляемся в путь, идём прямо, по улице Пархоменко, доходим до перекрёстка, поворачиваем направо, идём прямо по улице Челюскинцев и идем к школе№12 на улицу Физкультурников 38. . Вот какой замечательный поход мы с вами совершили по карте. Обозначаем флажком на карте.
Ребята, посмотрите, как красиво мы украсили нашу карту.
В каких местах мы с вами побывали: на Проспекте Ленина у Обелиска, на улице Чапаева, где находиться наш детский сад 22,на улицах Пархоменко, Челюскинцев, Физкультурников 38 где находиться №12 школа. А на следующем занятие мы поговорим о наших улицах, где мы с вами живём , а вам домашнее задание дома вместе с родителями проложите безопасный путь от вашего дома к детскому саду. И вы его покажите каждый на карте города Асбеста.