Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ

"СКАЗОЧНОЕ ЛЕТО"

№ 1886 Конспект ООД. Познавательное развитие. Приобщение к социальным ценностям, ознакомление с миром природы на тему "Символика России" (подготовительная к школе группа).

Опубликовано 15.01.2017

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

  Михневский центр развития ребенка –

детский сад «Осинка»

 


 

Конспект

организованной образовательной деятельности

Познавательное развитие. Приобщение к социальным

ценностям, ознакомление с миром природы

на тему

«Символика России»

(подготовительная к школе группа)

 

                                                             

                                             Подготовил:

                                                        воспитатель первой

                                                                         квалификационной категории   

                                                                           Суполярина Татьяна Степановна                           

 

 

Май 2016 года

 


 

Символика России

 

     Программное содержание.

     Обобщить и систематизировать знания детей о России. Закрепить и расширить знания о государственной символике страны.

     Развивать интерес к истории своей страны и возникновению российской символики.

     Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, уважение к могуществу Российской державы, уважительное отношение к флагу, гербу, гимну Российской Федерации.

     Материал. Географическая карта России; экологическое полотно, коромысла – элементы методики В.Ф. Базарного; компьютер; слайды с изображением: портретов князя Ивана Васильевича III, царя Алексея Михайловича, символов России – флага, герба, текста гимна, древних русских стягов знамен, флагов других стран; аудиозапись гимна страны; российские монеты различного достоинства; паспорт воспитателя.

     Ход образовательной деятельности.

     Дети стоят у карты России.

     Воспитатель: Ребята, посмотрите на карту. Кто сможет показать границы нашей страны – России. (2-3 ребенка обводят границу России по карте).

     Воспитатель: Вы уже знаете, что карта может многое рассказать о стране. Вспомните, что мы узнали о России, когда рассматривали эту карту.

(Воспитатель с помощью наводящих вопрос помогает детям вспомнить: Россия – большое государство, в России много городов, морей, рек, лесов, полезных ископаемых).

     Послушайте, как об этом пишет поэт Юрий Степанов.

(Воспитатель читает стихотворение «Наша Родина»).

          Если долго-долго-долго в самолете нам лететь,

          Если долго-долго-долго на Россию нам смотреть,

          То увидим мы тогда и леса, и города,

          Океанские просторы, ленты рек, озера, горы.

          Мы увидим даль без края, тундру, где звенит весна,

       

          И поймем тогда, какая наша Родина большая,

          Необъятная страна.

     Воспитатель: На поезде пересечь нашу страну можно за несколько дней, на самолете – за один день. Когда на западе утро – на востоке уже вечер. Вот какая большая наша родная страна.

     Воспитатель: Как вы понимаете словосочетание «родная страна»?

     Дети: Здесь родились и жили наши прабабушки и прадедушки, родились и живут наши родители и мы.

     Воспитатель: А кто такие предки?

     Дети: Это люди, от которых мы произошли.

     Воспитатель: Наши прабабушки и прадедушки – это наши предки. Наши предки – восточные славяне. Они жили возле рек Ока, Днепр, Волхов (показать на карте).

     Дети садятся на стульчики.

     Воспитатель: Славяне жили в небольших избушках. Самым главным у них был князь. Много княжеств было в Древней Руси – так называлась тогда Россия. Князья часто ссорились между собой и захватывали друг у друга земли.

     Очень давно,  пятьсот лет назад, страной правил Великий князь Московский Иван Васильевич III. (Воспитатель показывает слайд с изображением портрета князя Ивана Васильевича III). Горько было ему видеть, как слаба и разорена родная земля, нет на Руси ни мира, ни согласия. И тогда решил он объединить все русские княжества в одного государство.

     Почти пятьдесят лет Иван III собирал русские земли. Наконец, совершилось невозможное – из маленьких и слабых княжеств образовалось одно большое и могучее государство. Иван III повелел называть его державой, Россией, Русью.

     Воспитатель: Вспомните, что означает «держава»?

      Дети: Слово «держава» происходит от слова «держать» и означает государство.

     Воспитатель: Значит, Иван III держал власть в своих руках в России.

     Воспитатель: Ребята, вы, конечно, знаете, что на земном шаре множество разных стран. Всего их больше двухсот. И у каждого из этих независимых государств есть свои государственные символы. Они объединяют людей данной

 

страны, выражают их нравственные идеалы, служат опознавательными знаками страны. Что же это за символы?

     Дети: Флаг, герб, гимн страны.

     Воспитатель: Правильно. Есть они и у России. Давайте поговорим о флаге (демонстрирует слайд с изображением флага России).

     У российского флага очень интересная история. В старину флаг не был похож на современный и носил другое название – «стяг», от словосочетания «стягивать к себе». Главным его назначением было стягивать воинов для защиты родной страны.

     Как же выглядели стяги? К длинной палке прикрепляли пучки травы, ветки, фигурки животных и даже конские хвосты (показывает слайды с изображением древних стягов).

     Позднее стяги стали делать из тканей, чаще ярко-красного и темно-красного цвета. Стяг стали называть «знаменем».

     Старинные знамена пышно украшали, они горели на солнце золотом, серебром, на них изображали звезды, кресты, лики святых (демонстрирует слайды с изображением древних знамен).

   Во времена правления царя Алексея Михайловича (показывает слайд с изображением портрета царя Алексея Михайловича) знамена стали другими. Для вооруженного корабля «Орел» сделали знамена из трех полос: белой, синей и красной, сверху вышили золотого двуглавого орла. Это знамя служило опознавательным знаком русского корабля.

     Воспитатель: Как выглядит современный российский флаг?

     Дети: Он состоит из трех полос: белой, синей и красной.

     Воспитатель: Верно. Это отвечает народным представлениям о мире. В древности море называли синим, свет – белым, а слово «красный» употребляли в значении «красивый».

     Воспитатель: Что в окружающей нас природе имеет белый цвет?

     Дети: Белый снег, белые березы, белые цветы, белые облака.

     Воспитатель: А синий?

     Дети: Синее небо, синее море, синие реки.

     Воспитатель: Что имеет красный цвет?

    

     Дети: Красный цвет имеют огонь, солнце, ягоды, цветы.

     Воспитатель: Ребята, белый цвет – это цвет мира, он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает.

     Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей.

     Красный цвет – цвет силы, крови, пролитой за Родину.

     Воспитатель: Где можно увидеть российский флаг?

     Дети: Российский флаг можно увидеть на границе при въезде в нашу страну, над зданиями посольств, торговых представительств за рубежом. Изображение флага помещают на автомобилях, самолетах, поездах, чтобы показать: они принадлежат России. Мы видим российский флаг в праздничные дни на улицах, стадионах, во время спортивных соревнований.

     Воспитатель: Послушайте стихотворение.

                                               Флаг России.

                                    Флаг у нас прекрасный –

                                    Белый, синий, красный!

                                    Белый – мир и чистота,

                                    Синий – верность, небеса,

                                    Красный – мужество, отвага…

                                    Вот цвета родного флага.

     Дидактическая игра «Найди флаг» (Флаги развешены на коромыслах).

     Цель: среди нескольких изображений флагов различных стран найти флаг Российской Федерации.

     Беседа около экологического полотна.

     (Дети подходят к экологическому полотну, где расположено изображение российского герба).

     Воспитатель: Давайте погорим о гербе России. Герб нашей Родины появился в 1497 году. С тех пор прошло более пятисот лет, но герб России – золотой двуглавый орел – не изменился.

     Воспитатель: Как вы думаете, почему Иван III выбрал в качестве символа орла?

     Дети: Орел – сильная птица.

  

     Воспитатель: Верно. Орел – могучая птица. В представлении древних славян, наших предков, он связан с солнцем.

     Но орел на гербе России – необыкновенный. У него не одна голова, а две, их венчали золотые короны, сам орел тоже золотой и располагался на красном фоне.

     Золотой двуглавый орел не только символ солнца, но и образ солнечной колесницы (повозки). В древности славяне думали, что солнце выезжает на золотой колеснице, запряженной двумя птицами. Солнце выходит на востоке, а заходит на западе. Поэтому одна голова орла повернута на восток, а другая на запад.

    Шли годы. Они складывались в века. Герб России изменился. Как же выглядит современный герб нашей Отчизны? Это по-прежнему двуглавый орел – золотой на красном фоне. Орла венчают три короны – символ единства нашей страны. В лапах он держит скипетр и державу. Скипетр – это украшенный богато посох или жезл – символ власти. Держава – украшенный шар, знак законности и права.

     На груди орла расположен красный щит, на нем серебряный всадник, поражающий копьем дракона. Всадник – знак неустрашимости, торжества добра над злом, правды над ложью.

     Воспитатель: На какой герб похож герб России?

     Дети: На герб Москвы.

     Герб России – красивый и величественный. Повторим, что же означает изображение двуглавого орла на гербе нашего государства?

     Дети: Единство и независимость страны.

     Воспитатель: Что означает изображение всадника?

     Дети: Победу добра над злом!

     Воспитатель: В каких случаях используется герб России?

     Дети: На государственных печатях, документах, на паспорте гражданина России, на монетах.

 Воспитатель: На 10-копеечной, 50-копеечной монетах изображен всадник с копьем, на монетах достоинством в один, два, пять и десять рублей – двуглавый орел.

  

 

     (Воспитатель предлагает рассмотреть лежащие на столе монеты, паспорт гражданина России).

     Воспитатель: Послушайте стихотворение.

                                               Герб России.

                                    Золотой орел двуглавый –

                                    Символ силы, символ славы

                                    И могущества державы.

                                    Храбрый воин на щите –

                                    Он копьем врага разит,

                                    Он Отчизну защитит

                                    И поможет ей в беде!

     Пальчиковая гимнастика «Ну-ка, братцы, за работу!»

     … Ну-ка, братцы, за работу!

     Покажи свою охоту.

     Большому – дрова рубить.

     Печи все тебе топить.

     А тебе – воду носить.

     А тебе – обед варить.

     А малышку – песни петь,

     Песни петь, да плясать,

     Родных братьев забавлять.

     (Дети обращаются к правой (левой) руке, согнутой в кулак, поочередно 

     разгибают все пальцы).

     Воспитатель: Ребята, какой третий символ у нашей страны?

     Дети: Государственный гимн.

     Воспитатель: Кто скажет, что такое гимн?

     Дети: Это торжественная песня.

     Воспитатель: Правильно. Гимн – это музыкальное произведение, торжественное, величественное. В переводе с греческого языка слово «гимн» обозначает «торжественная песня». Гимн прославляет страну, ее величие и мощь.

    

 

     Воспитатель: Как мы слушаем Государственный гимн при его торжественном официальном исполнении?

     Дети:  Его слушают стоя, сняв головные уборы.

     Воспитатель: Вспомните, когда можно услышать гимн России?

     Дети: Гимн России можно услышать при поднятии российского флага, во время парада на Красной площади в День Победы – 9 Мая, перед началом соревнований, при награждении медалями российских спортсменов во время международных состязаний, при награждении в Кремле лучших людей страны.

     Воспитатель: Когда наш президент приезжает в другую страну, в его честь тоже звучит гимн России. Как зовут президента Российской Федерации?

     Дети: Президента Российской Федерации зовут Владимир Владимирович Путин.

     Воспитатель: Когда еще можно услышать музыку и слова гимна?

     Дети: Новый год начинается с гимна!

     Воспитатель: Правильно. Сначала бьют часы-куранты на Спасской башне Московского Кремля, и с последним ударом часов звучит величественный и прекрасный гимн России!

     Воспитатель: Послушайте стихотворение.

                                               Гимн России.

                                    Когда я слышу гимн России,

                                    То сердце начинает биться

                                    И рвется из груди, как птица,

                                    В простор небес высокий, синий.

                                    Я гордость, радость ощущаю,

                                    Что я живу в такой стране,

                                    Что краше нет на свете края,

                                    Душа пылает, как в огне!

                                    Гимн славит Родины просторы,

                                    Гимн славит мой родной народ,

                                    Поля, леса, моря и горы.

                                    Гимн наш к свершениям зовет!

 

 

     Воспитатель: Ребята. Вспомните, кто создатели Государственного гимна России.

     (Если дети затрудняются, воспитатель напоминает, что это поэт Сергей Владимирович Михалков и композитор Александр Васильевич Александров. Поэт написал слова, композитор – музыку).

     Воспитатель: Давайте послушаем гимн нашей Родины – России.

     (Дети, стоя, слушают гимн Российской Федерации, который звучит в аудиозаписи).

     Воспитатель:  О чем же мы сегодня говорили?

     Дети:  О нашей Родине, ее символах.

     Воспитатель:  Назовите еще раз символы России.

     Дети:  Флаг, герб, гимн.

     Воспитатель:  Молодцы, ребята. Вы много знаете о нашей Родине. В следующий раз я расскажу вам о гербе столицы нашей страны – Москвы и о его отличии от герба России.