Ширкина Марина Анатольевна
воспитатель
ЧДОУ №181 дет-сад "Сказка" ОАО "РЖД"
Проект по адаптации "Ты и я, мы с тобой друзья"
Мне нравится моя профессия.
Каждое мое утро начинается со встречи с самым маленьким народом.
Возраст моих воспитанников от года до двух лет.
Таким маленьким человечкам очень трудно оторваться от мамы и войти в группу, поэтому каждого я встречаю с улыбкой и радостью, чтобы ребенок знал – его здесь любят и ждут, здесь ему будет хорошо и комфортно. Но как бы хорошо ему здесь не было, он все равно весь день будет ждать маму. А моя основная задача заполнить его день так, чтобы ему не было ни скучно, ни грустно. Моя профессия предполагает хорошие знания психологии. Важно с первого дня знакомства с новым воспитанником расположить к себе родителей, чтобы отношения стали теплыми и доверительными. Если родители будут спокойны и уверенны, что их ребенку хорошо в детском саду, то и ребенку будет здесь комфортно. Спокойная мама – спокоен малыш. Уравновешенный ребенок легче адаптируется к новым условиям, новой среде, социуму. Он быстрее привыкает, меньше болеет и лучше развивается. Я стараюсь в течении дня быть для детей почти как мама: доброй, ласковой, интересной. Когда нужно- пожалею, покачаю, обниму. Важно знать, как чувствует себя в группе каждый малыш. Детям нужен индивидуальный подход. И я знаю, как отвлечь одного от грустных мыслей, как заинтересовать другого новой игрой. Воспитатель- это немного и актер. Я вживаюсь в разные роли, читая сказки, обыгрывая их в театральном уголке. Мне необходимо научить детей чувствовать и сопереживать героям, выражать свои эмоции. С воспитанниками я стараюсь быть доброй, чуткой , требовательной и внимательной. Профессия воспитателя сложная , но интересная. Она всегда будет востребованной.
Для того, чтобы адаптация прошла легче я разработала и реализовала проект «ты и я- мы с тобой друзья».
Цель: Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Обогащение родительского опыта приёмами взаимодействия с детьми.
Задачи:
1.Способствовать преодолению стрессовых ситуаций у детей раннего возраста в период адаптации.
2.Содействовать формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
3.Снятие эмоционального и мышечного напряжения у детей.
4.Снижение агрессии, тревоги, излишней двигательной активности.
5.Создать мотивацию к развитию навыков взаимодействия детей друг с другом.
6. Вызвать интерес у детей к формированию культурно-гигиенических навыков.
7.Создание предметно-развивающей среды для успешной адаптации детей.
Гипотеза:
Предполагается, что после проделанной работы будут созданы условия, обеспечивающие ребёнку физический и психологический комфорт для периода адаптации к детскому саду.
Актуальность темы:
Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступивших в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребёнка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различийдети при поступлении изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому, именно период адаптации позволяет устранить данную проблему. Традиционно, под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к её условиям.
Проект по адаптации детей раннего возраста направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей. В работе над проектом задействованы педагог-психолог, воспитатели и родители. Главная направленность проекта: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Участники проекта:
Дети ясельной группы, воспитатели, педагог-психолог, родители.
Способы участия в проекте:
1.Работа с родителями
2.индивидуальная работа с детьми.
Проект долгосрочный рассчитан на 10 месяцев.
Ожидаемые результаты:
Предполагается, что в проекте будут участвовать дети ясельной группы в возрасте от года до двух, их родители, 2 воспитателя, педагог- психолог.
За период с август по апрель будет создана и реализована система мероприятий, направленных на благоприятный адаптационный период, снятие эмоционального и мышечного напряжения, облегчения привыкания к новым условиям детей раннего возраста. Обогащение родительского опыта приёмами взаимодействия и сотрудничества родителей и педагогов с детьми, а так же повышения психолого- педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста в период адаптации.
Этапы реализации проекта:
1.Организационный.
Цель: Способствовать созданию условий реализации проекта.
Формы работы:
-изучение литературы, подготовка консультаций и лекций для родителей, анкетирование, подборка дидактических игр, иллюстраций, разработка конспектов совместной деятельности с детьми на снятие тревоги, агрессии, составление плана мероприятий.
2.Основной.
Цель: Реализация проекта по плану.
Формы работы:
Беседы, чтение, психогимнастика, игровая деятельность, конструктивная деятельность, изодеятельность.
План реализации проекта:
Дата
|
НОД |
Режимные моменты |
Организация предметно-развивающей среды |
Сотрудничество с родителями |
||
август |
Подготовительный этап |
|
|
|||
сентябрь
|
Литературная гостиная «Читалочка» А.Барто «Мои игрушки», потешки про петушка
Изодеятельность «Рисуем дождь», «Мышкины следочки» |
Беседа о группе «Вместе весело шагать», о дружбе «Играй, не мешая другому» Привитие культурно-гигиенических навыков. Телесная терапия «Обнимашки» На прогулке- песочная терапия «Солнышко», игра с ведёрком и лопаткой, пальчиковая игра «Сорока». Игры: «Иди ко мне», «Пришёл зайка», «Солнышко и дождик», «Прячем мишку» |
|
Знакомство с родителями; Анкета для родителей; Консультация для родителей «Первые дни посещения детского сада» Памятка для родителей «Кому легче адаптироваться?» (психолог) Буклет «Рекомендации родителям в адаптационный период детей раннего возраста» (Психолог) |
||
октябрь
|
Дидактические игры: «Игры с Милой» на развитие кистевой моторики, «Найди жёлтый листочек» на цветовое восприятие, шнуровка и нанизывание- соотнесение по форме. Изодеятельность «Дождик кап…», «Падают листья» |
Беседа о дружбе, Игры: «ласковое имя», «Ладонь на ладонь», «Чей домик?», « Топ-топ.», «Солнышко и дождик», релакс-прослушивание звуков природы, На погулке- игра «Падают листочки», «Добеги до дерева» Телесная терапия «Обнимашки». Пальчиковая игра «Этот пальчик в лес пошёл», привитие культурно-гигиенических навыков. |
игрушки-шнуровки для детей.
Создание уголка для уединения. |
День Открытых дверей. (дать родителям полезную информацию о содержании работы с детьми в ДОУ. Формирование положительного имиджа детского сада в сознании родителей.) Родительское собрание «Знаете ли вы своего ребёнка?»
Изготовление игрушек-шнуровок для детей |
||
ноябрь |
Игры на знакомство с окружающим миром : «Мыльные пузыри», «Поймай пузырь»; дидактические игры: «Соберём матрёшку», «Кто как разговаривает?» Изодеятельность: «Сорока-сорока», «Снег идёт», тестопластика «Подсолнух» Музыкальное развлечение «Осень в гости к нам пришла» |
Игровая деятельность: Надувайся пузырь», «Ладушки», «Мышки и часы», Пальчиковая игра «Это папа мышь», сказко-терапия «Колобок», «Репка», потешки «Про Федюшку», Релакс- «Пузырьки», слушание колыбельных песен; На прогулке: игры «Кружатся снежинки», «Дует, дует ветерок», «Наши следочки» ; телесная терапия «Обнимашки», привитие культурно-гигиенических навыков |
Подбор иллюстраций о животных и пейзажей для рассматривания
Подушечки для релакса
|
Консультация для родителей «Осенние прогулки с детьми»
Изготовление подушечек для релакса |
||
декабрь |
«Зайка» : потешка «Зайка серенький сидит», «Найди морковку» ,игра «Лиса и заяц» . Дидактические игры: «Тихо-громко», «Большой-маленький», «Найди игрушку»; Изодеятельность: «сшили Тане сарафан», «бусы для ёлки»; новогодний праздник |
Беседа о дружбе; Игровая деятельность: с игрушками. «Солнце и дождик», «Собери матрёшку», «Заморожу»; Чтение стихотворения «Мы слепили снежный ком», «Ёлка» |
Изготовление бумажных кукол для пальчикового театра |
Консультация «Наши капризки» |
||
январь |
«Наша Маша маленька»: чтение потешки, скатывание одного шара для снеговика (лепка), рассматривание картинок про зимнюю одежду; Изодеятельность «Вот зима- кругом бело», «Угощение для мишки» |
Игровая деятельность: «Мишка косолапый», «Серенькая кошечка», «Каравай», «Куклы приглашают на чай» ; Сказкотерапия «Теремок», «Лисичка-сестричка и волк»; Пальчиковая игра «Мы делили апельсин»; телесная терапия «Обнимашки» |
Картотека игр с крупой;
Материал к игре «шишки-жёлуди» |
Консультация «Зачем нужно развивать мелкую моторику?»
|
||
февраль |
«Мячики»- стихотворение «Мой весёлый звонкий мяч», прятки с мячом», игра «Наш мяч»,релакс «Мячики отдыхают»; Изодеятельность : «Мячики», «Клубочки для кошечки» |
Игровая деятельность: «Киска брысь», «Жучки ползают», «Собери картинку», «Кубик на кубик», «Тише-громче»; Сказкотерапия «Волк икозлята»- кукольный театр |
Выделили полочку для любимых домашних игрушек |
Родительское собрание «Почему дети кусаются?» Консультация психолога по возрастным особенностям детей от 1 до 2 лет. |
||
март |
«Божья коровка»: потешка «божья коровка», «Где у жучка ножки», игра «божья коровка и ветер»; Изодеятельность: «Неваляшка», «Весенняя травка»; Весеннее развлечение «Весна- красна!» |
Игровая деятельность «Собери пирамидку», «Чудесный мешочек», «У меня игрушки есть, всех мне их не перечесть», «Найди в крупе игрушку», Зайка серенький сидит»; самомассаж «Дождик»; Пальчиковая игра «Сорока- сорока» |
Создание группового альбома «Моя семья»
Изготовление подвесок на потолок для рассматривания « Птицы», «Облака», «Весенние листочки» |
Родительское собрание «Наши достижения.»
Фото выставка «я и мой ребёнок» Консультация психолога «Влияние игрушек на развития ребёнка» |
||
апрель |
«Ветер по морю гуляет» . чтение отрывка стихотворения про кораблик, игра с корабликом (на воде) Изодеятельность «Море синее шумит» Дидактические игры: «Сравни башни по цвету», «Собери кубики» |
Игровая деятельность «маленькие ножки бегут по дорожке», подвижная игра «Лохматый пёс», Конструирование, Прослушивание шума моря, слушание пения птиц; Чтение отрывков стихов К.Чуковского «Тараканище», « Мойдодыр». Самомассаж с рукавичкой. |
|
Создание семейного клуба для повышения компетентности родителей в вопросах воспитания
|
||
3.Итоговый.
Цель: Подведение итогов работы по адаптации детей раннего возраста.
Фромы работы:
Анализ проведённой работы.
Презентация для педагогов.
Подбор литературы для родителей по адаптации детей к детскому саду.
Создание семейного клуба « «
Обогащение предметно- развивающей среды в группе.
Предметно-развивающая среда:
Сделали вместе с родителями семейный альбом для просмотра детьми, так же есть альбомы для рассматривания и релакса с пейзажами, животными, создали уголок уединения; сделали полочку для любимых домашних игрушек, подготовили картотеку игр с крупой, с помощью родителей сшили подушечки для релакса,изготовили подвески на потолке для рассматривания,рисовали стенгазету к фотовыставке «Я и мой ребёнок».
Тема проекта была выбрана с учётом возрастных особенностей детей раннего возраста и объёма информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды игровой деятельности( игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкально- игровую.)
Отмечается положительная реакция и эмоциональный отклик детей. Дети проявляют интерес и желание играть, у некоторых детей возросла речевая активность, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность. У детей отмечается доброе отношение друг к другу.
В ходе реализации проекта адаптация детей прошла без осложнений, эмоциональное напряжение снизилось, игра помогла детям успокоиться, развить коммуникативные способности. Дети стали общаться друг с другом. Снизилась заболеваемость.
Родители имеют возможность всегда получить квалифицированную помощь психолога по вопросам воспитания и консультацию воспитателей. Между воспитателями и родителями возникли доброжелательные отношения к сотрудничеству.