Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

ДИПЛОМЫ новогоднего образца! Номинация "Зимушка-зима"

№ 1851 Конспект НОД с воспитанниками средней группы по познавательному развитию. Тема «Как звери готовятся к зиме».

Опубликовано 10.01.2017

Администрация города Костромы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Костромы «Детский сад №61»

Конспект непосредственно образовательной деятельности педагога с воспитанниками средней группы по познавательному развитию.

Тема «Как звери готовятся к зиме».

Автор – составитель:

Белова Любовь Васильевна,

первая квалификационная категория

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о способах подготовки лесных зверей к зиме, их делении на классы: травоядные и хищные.

Задачи:
- Закрепить представления о том, как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях, где живут, чем питаются.

- Расширить знания детей о повадках лесных жителей.

- Формировать умение употреблять в речи обобщающие понятия (дикие животные – звери, хищники, травоядные).

- Развивать умение составлять небольшой связный рассказ по серии картин.

- Воспитывать любовь к природе, интерес и бережное отношение к животным.

Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально – личностное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Форма организации детей: групповая.

Словарная работа:

активизация словаря детей за счёт слов: хищники, травоядные, зверь, берлога, логово, нора, дупло, шёрстка, мягкая, пушистая, мышкует.

Материалы и оборудование:
костюмы зайца и лисы (для сценки), морковка, пакет с конфетами,«волшебный сундучок» - ноутбук,мультимедийная презентация «Как звери к зиме готовятся», ширма,ёлочки, пенёк, игрушки (заяц, белка), фотография – заячьи следы,аудиозаписи со звуками леса, сказочной музыки, корзина с сосновыми шишками, сюжетные картинки «Как белка к зиме готовится», карточки с изображением диких животных,большой обруч, зелёный и красный маленькие обручи, фотографии диких животных, панно «Зимний лес».

Планируемый результат: обогащение знаний о жизни диких животных зимой.

Предварительная деятельность с воспитанниками: чтение рассказов о диких животныхВ.Бианки, Н.Сладкова, М.Пришвина, Чарушина, сказок: «Зимовье зверей», «Лиса и заяц», «Лисичка сестричка и волк» и т.д., стихов; разгадывание загадок о диких животных; рассматривание иллюстраций диких животных, книг о животных, энциклопедий с иллюстрациями; беседа с детьми о диких животных, зимующих в лесу; просмотр видеороликов, компьютерных презентаций о домашних животных; экологические игры: «Уши и хвосты», «Кто где живёт?», «Чьи следы?»; дидактические игры «Узнай животного по описанию», «Кто чем питается», «Чей домик».

Методы и приёмы: игровой, наглядный, словесный.

 

Ход НОД:

Психологический настрой

Собрались все дети в круг.

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Сценка.

(Звучит тревожная музыка, вбегает заяц).

ЗАЯЦ: Мне, ребята, помогите, от лисы скорей спасите! (дрожит)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Прячься, прячься поскорей, ничего не скажем ей.

(Вбегает лиса).

ЛИСА: Где зайчонок схоронился, от меня куда укрылся? (ищет)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ты, лиса постой немножко, дух переведи с дорожки.

ЛИСА: Вас не буду слушать, очень я хочу покушать!

ВОСПИТАТЕЛЬ: Так бы сразу и сказала, как из лесу прибежала. Вот трава, кулёк конфет и морковка на обед.

ЛИСА: Вы смеётесь надо мной, рыжей хищницей лесной? В лес дремучий ухожу, с вами больше не дружу! (уходит)

(Выбегает заяц, испуганно оглядывается).

ЗАЯЦ: Ой, спасибо, что спрятали от лисы. Побежал я, до свидания! (убегает)

- Ребята, почему лиса не захотела есть то, что мы ей предлагали?

- Как называют животных, которые охотятся на других?

- Как называют животных, которые питаются травой и другим растительным кормом?

- Какое время года наступило?

- Хотите узнать, как хищники и травоядные приготовились к зиме?

- У меня есть волшебный сундучок, который таит в себе много интересного. Он нам поможет. Но открыть его могут волшебные слова:

Сундучок, сундучок,

Позолоченный бочок,

Расписная крышка,

Медная задвижка!

1, 2, 3, 4, 5 –

Можно крышку открывать.

(Звучит музыка, воспитатель открывает ноутбук, появляется презентация «Как звери готовятся к зиме»).

Слайд «Ёжик».

- Ёжик сердится. Почему?

- Давайте ёжика развеселим, чтобы он перестал сердиться.

Пальчиковая гимнастика «Ёжик».

Добрый ёжик, добрый ёж

На клубочек он похож.

У ежа иголки

Очень – очень колкие.

Ёжик – ёжик – чудачок,

Где ты прячешься, дружок?

Покажи иголки

Очень – очень колкие.

- Как ёжик подготовился к зиме? (Просмотр слайдов о ёжике).

- День ёжики проводят в гнезде, ночью выходят на охоту. Питаются жуками, личинками, дождевыми червями, улитками; любят жёлуди, грибы, ягоды; могут поймать мышку или гадюку. Постепенно ёжики нагуливают жир и с наступлением заморозков ложатся в спячку.

- Какие животные ещё впадают в спячку?

Загадка.

Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под снежный вой

Спит в избушке снеговой.

Слайд «Медведь».

- Где спит медведь?

- Под корягой в буреломе

  Спит медведь, как будто в доме.

  Положил он лапу в рот

  И, как маленький, сосёт.

- Зимой с лап медведя сходит старая кожа, а молодая, тонкая нуждается в согревании. Облизывая лапы горячим языком, медведь причмокивает губами. Вот и говорят, что он лапу сосёт, а на самом деле он её согревает. Медведя нельзя будить, это опасно.

- Запасы медведь делает? Почему?

- Что он ел? Значит, медведь, хищник.

- Зимой у медведицы появляются в берлоге медвежата.

- Отгадайте загадку.

Загадка.

Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой,

Зайца ждёт хитрюга та.

А зовут её?

Слайд «Лиса».

- Как лиса подготовилась к зиме?

- Меняет она шубку?

- Что ест лиса?

- Зимой лиса под снегом мышей ловит (мышкует), охотится на зайчиков, а если уж совсем голодно рыжей, то хоть и боится она человека, а пойдёт в деревню кур и уток воровать. Она – хищник.

- Каких ещё хищников вы знаете?

Слайд «Волк».

- Как волк подготовился к зиме?

- Чем питаются волки?

- Волки охотятся стаями. Обычно это волчья семья: волчица с волчатами и волк. Нападают они на крупную дичь – на оленей, лосей, кабанов.

(Звучит музыка, ноутбук выключается).

-   Ребята, что-то случилось с нашим волшебным сундучком. Как же быть, ведь мы ещё не о всех животных узнали?!

- Мы потом отнесём сундучок в ремонт, а сейчас давайте отправимся в лес и посмотрим, что же звери делают.

- Можем мы, когда на улице холодно, отправиться в лес раздетыми?

Давайте оденемся. Наденем кофту, штаны, сапожки, шапку, курточку,…

Волшебные слова.

Нужно нам закрыть глаза,

Сделать два больших прыжка,

Руки вытянуть вперёд,

А затем – наоборот.

Как листочки покружиться,

Чтоб в лесу нам очутиться.

(Звучит музыка, отодвигается ширма; перед детьми - лесная полянка из ёлочек).

Вот так чудо из чудес –

Мы попали с вами в лес!

- Как будем вести себя в лесу?

- Тихо в лесу... Никого не видно. Смотрите – чьи-то следы (показывает следы).

 Как вы думаете, кто здесь пробежал?

Загадка.

Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

 Всех зверей пугается,

Под кустом спасается.

- Как зайчик подготовился к зиме?

- Чем он зимой питается?

- Голодно зайцу зимой. Кора да мелкие ветки – вот и вся еда. Заяц – травоядное.

- А вот и зайчик (показывает игрушку), он спрятался под ёлочкой. Давайте с ним поиграем.

Физкультминутка «Зайка беленький сидит».

Зайка беленький сидит,

Он ушами шевелит

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть:

Хлоп – хлоп, хлоп – хлоп,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать:

Прыг – скок, прыг – скок,

Надо зайке поскакать.

Зайку кто-то испугал,

Зайка прыг – и ускакал.

(Идут дальше, видят корзину с шишками).

- Как вы думаете, кто насобирал столько шишек?

(Игрушка – белочка).

- Как она подготовилась к зиме? (Сюжетные картины).

- Давайте покажем белочке, как мы умеем играть с шишками.

(Музыка)

Массаж сосновыми, еловыми шишками.

1, 2, 3, 4, 5 – будем шишками играть.

Будем шишками играть,

Между ручками катать.

Берём мы шишку в ручку,

Катаем по ладошке.

Как яблочко в тарелочке,

Лежит себе она.

В ручку правую возьмём,

И сильней её сожмём!

В ручку левую возьмём,

И сильней её сожмём!

Полезны для здоровья,

Ведь собраны с любовью

Они для наших деток,

В корзиночке лежат.

(Идут дальше, видят – лежат рога лося).

- Чьи это рога?

- Лось в конце осени сбрасывает рога, поэтому можно их найти в лесу.

- Чем питается лось? Лось – травоядное животное.

- Звери приготовили для нас подарок, но, чтобы получить, нужно выполнить их задание.

Дидактическая игра «Разложи картинки».

- В большом обруче лежат картинки. Кто на них изображен?

- Разделите их на 2 группы: травоядные и хищники. Травоядные – в зелёный обруч, хищники – в красный: заяц, белка, волк, медведь, лиса, лось.

- Вы справились с заданием, звери дарят нам свои фотографии, чтобы мы могли ими украсить наше панно «Зимний лес».

(Воспитатель снимает с веточки ёлки маленькую корзиночку с фотографиями животных)

- Ребятки, загулялись мы с вами в лесу, а ведь нам пора возвращаться в детский сад, в нашу группу. Давайте попрощаемся с нашими новыми лесными друзьями.

Волшебные слова (Звучит музыка).

- Вот мы и вернулись в группу. Давайте разденемся.

- Что мы узнали сегодня?

- Для чего нам эти знания?