Администрация города Костромы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Костромы «Детский сад №61»
Конспект непосредственно образовательной деятельности педагога с воспитанниками средней группы по познавательному развитию.
Тема «Как звери готовятся к зиме».
Автор – составитель:
Белова Любовь Васильевна,
первая квалификационная категория
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о способах подготовки лесных зверей к зиме, их делении на классы: травоядные и хищные.
Задачи:
- Закрепить представления о том, как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях, где живут, чем питаются.
- Расширить знания детей о повадках лесных жителей.
- Формировать умение употреблять в речи обобщающие понятия (дикие животные – звери, хищники, травоядные).
- Развивать умение составлять небольшой связный рассказ по серии картин.
- Воспитывать любовь к природе, интерес и бережное отношение к животным.
Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально – личностное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Форма организации детей: групповая.
Словарная работа:
активизация словаря детей за счёт слов: хищники, травоядные, зверь, берлога, логово, нора, дупло, шёрстка, мягкая, пушистая, мышкует.
Материалы и оборудование:
костюмы зайца и лисы (для сценки), морковка, пакет с конфетами,«волшебный сундучок» - ноутбук,мультимедийная презентация «Как звери к зиме готовятся», ширма,ёлочки, пенёк, игрушки (заяц, белка), фотография – заячьи следы,аудиозаписи со звуками леса, сказочной музыки, корзина с сосновыми шишками, сюжетные картинки «Как белка к зиме готовится», карточки с изображением диких животных,большой обруч, зелёный и красный маленькие обручи, фотографии диких животных, панно «Зимний лес».
Планируемый результат: обогащение знаний о жизни диких животных зимой.
Предварительная деятельность с воспитанниками: чтение рассказов о диких животныхВ.Бианки, Н.Сладкова, М.Пришвина, Чарушина, сказок: «Зимовье зверей», «Лиса и заяц», «Лисичка сестричка и волк» и т.д., стихов; разгадывание загадок о диких животных; рассматривание иллюстраций диких животных, книг о животных, энциклопедий с иллюстрациями; беседа с детьми о диких животных, зимующих в лесу; просмотр видеороликов, компьютерных презентаций о домашних животных; экологические игры: «Уши и хвосты», «Кто где живёт?», «Чьи следы?»; дидактические игры «Узнай животного по описанию», «Кто чем питается», «Чей домик».
Методы и приёмы: игровой, наглядный, словесный.
Ход НОД:
Психологический настрой
Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Сценка.
(Звучит тревожная музыка, вбегает заяц).
ЗАЯЦ: Мне, ребята, помогите, от лисы скорей спасите! (дрожит)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Прячься, прячься поскорей, ничего не скажем ей.
(Вбегает лиса).
ЛИСА: Где зайчонок схоронился, от меня куда укрылся? (ищет)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ты, лиса постой немножко, дух переведи с дорожки.
ЛИСА: Вас не буду слушать, очень я хочу покушать!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Так бы сразу и сказала, как из лесу прибежала. Вот трава, кулёк конфет и морковка на обед.
ЛИСА: Вы смеётесь надо мной, рыжей хищницей лесной? В лес дремучий ухожу, с вами больше не дружу! (уходит)
(Выбегает заяц, испуганно оглядывается).
ЗАЯЦ: Ой, спасибо, что спрятали от лисы. Побежал я, до свидания! (убегает)
- Ребята, почему лиса не захотела есть то, что мы ей предлагали?
- Как называют животных, которые охотятся на других?
- Как называют животных, которые питаются травой и другим растительным кормом?
- Какое время года наступило?
- Хотите узнать, как хищники и травоядные приготовились к зиме?
- У меня есть волшебный сундучок, который таит в себе много интересного. Он нам поможет. Но открыть его могут волшебные слова:
Сундучок, сундучок,
Позолоченный бочок,
Расписная крышка,
Медная задвижка!
1, 2, 3, 4, 5 –
Можно крышку открывать.
(Звучит музыка, воспитатель открывает ноутбук, появляется презентация «Как звери готовятся к зиме»).
Слайд «Ёжик».
- Ёжик сердится. Почему?
- Давайте ёжика развеселим, чтобы он перестал сердиться.
Пальчиковая гимнастика «Ёжик».
Добрый ёжик, добрый ёж
На клубочек он похож.
У ежа иголки
Очень – очень колкие.
Ёжик – ёжик – чудачок,
Где ты прячешься, дружок?
Покажи иголки
Очень – очень колкие.
- Как ёжик подготовился к зиме? (Просмотр слайдов о ёжике).
- День ёжики проводят в гнезде, ночью выходят на охоту. Питаются жуками, личинками, дождевыми червями, улитками; любят жёлуди, грибы, ягоды; могут поймать мышку или гадюку. Постепенно ёжики нагуливают жир и с наступлением заморозков ложатся в спячку.
- Какие животные ещё впадают в спячку?
Загадка.
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под снежный вой
Спит в избушке снеговой.
Слайд «Медведь».
- Где спит медведь?
- Под корягой в буреломе
Спит медведь, как будто в доме.
Положил он лапу в рот
И, как маленький, сосёт.
- Зимой с лап медведя сходит старая кожа, а молодая, тонкая нуждается в согревании. Облизывая лапы горячим языком, медведь причмокивает губами. Вот и говорят, что он лапу сосёт, а на самом деле он её согревает. Медведя нельзя будить, это опасно.
- Запасы медведь делает? Почему?
- Что он ел? Значит, медведь, хищник.
- Зимой у медведицы появляются в берлоге медвежата.
- Отгадайте загадку.
Загадка.
Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой,
Зайца ждёт хитрюга та.
А зовут её?
Слайд «Лиса».
- Как лиса подготовилась к зиме?
- Меняет она шубку?
- Что ест лиса?
- Зимой лиса под снегом мышей ловит (мышкует), охотится на зайчиков, а если уж совсем голодно рыжей, то хоть и боится она человека, а пойдёт в деревню кур и уток воровать. Она – хищник.
- Каких ещё хищников вы знаете?
Слайд «Волк».
- Как волк подготовился к зиме?
- Чем питаются волки?
- Волки охотятся стаями. Обычно это волчья семья: волчица с волчатами и волк. Нападают они на крупную дичь – на оленей, лосей, кабанов.
(Звучит музыка, ноутбук выключается).
- Ребята, что-то случилось с нашим волшебным сундучком. Как же быть, ведь мы ещё не о всех животных узнали?!
- Мы потом отнесём сундучок в ремонт, а сейчас давайте отправимся в лес и посмотрим, что же звери делают.
- Можем мы, когда на улице холодно, отправиться в лес раздетыми?
Давайте оденемся. Наденем кофту, штаны, сапожки, шапку, курточку,…
Волшебные слова.
Нужно нам закрыть глаза,
Сделать два больших прыжка,
Руки вытянуть вперёд,
А затем – наоборот.
Как листочки покружиться,
Чтоб в лесу нам очутиться.
(Звучит музыка, отодвигается ширма; перед детьми - лесная полянка из ёлочек).
Вот так чудо из чудес –
Мы попали с вами в лес!
- Как будем вести себя в лесу?
- Тихо в лесу... Никого не видно. Смотрите – чьи-то следы (показывает следы).
Как вы думаете, кто здесь пробежал?
Загадка.
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Всех зверей пугается,
Под кустом спасается.
- Как зайчик подготовился к зиме?
- Чем он зимой питается?
- Голодно зайцу зимой. Кора да мелкие ветки – вот и вся еда. Заяц – травоядное.
- А вот и зайчик (показывает игрушку), он спрятался под ёлочкой. Давайте с ним поиграем.
Физкультминутка «Зайка беленький сидит».
Зайка беленький сидит,
Он ушами шевелит
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть:
Хлоп – хлоп, хлоп – хлоп,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать:
Прыг – скок, прыг – скок,
Надо зайке поскакать.
Зайку кто-то испугал,
Зайка прыг – и ускакал.
(Идут дальше, видят корзину с шишками).
- Как вы думаете, кто насобирал столько шишек?
(Игрушка – белочка).
- Как она подготовилась к зиме? (Сюжетные картины).
- Давайте покажем белочке, как мы умеем играть с шишками.
(Музыка)
Массаж сосновыми, еловыми шишками.
1, 2, 3, 4, 5 – будем шишками играть.
Будем шишками играть,
Между ручками катать.
Берём мы шишку в ручку,
Катаем по ладошке.
Как яблочко в тарелочке,
Лежит себе она.
В ручку правую возьмём,
И сильней её сожмём!
В ручку левую возьмём,
И сильней её сожмём!
Полезны для здоровья,
Ведь собраны с любовью
Они для наших деток,
В корзиночке лежат.
(Идут дальше, видят – лежат рога лося).
- Чьи это рога?
- Лось в конце осени сбрасывает рога, поэтому можно их найти в лесу.
- Чем питается лось? Лось – травоядное животное.
- Звери приготовили для нас подарок, но, чтобы получить, нужно выполнить их задание.
Дидактическая игра «Разложи картинки».
- В большом обруче лежат картинки. Кто на них изображен?
- Разделите их на 2 группы: травоядные и хищники. Травоядные – в зелёный обруч, хищники – в красный: заяц, белка, волк, медведь, лиса, лось.
- Вы справились с заданием, звери дарят нам свои фотографии, чтобы мы могли ими украсить наше панно «Зимний лес».
(Воспитатель снимает с веточки ёлки маленькую корзиночку с фотографиями животных)
- Ребятки, загулялись мы с вами в лесу, а ведь нам пора возвращаться в детский сад, в нашу группу. Давайте попрощаемся с нашими новыми лесными друзьями.
Волшебные слова (Звучит музыка).
- Вот мы и вернулись в группу. Давайте разденемся.
- Что мы узнали сегодня?
- Для чего нам эти знания?