Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ

"СКАЗОЧНОЕ ЛЕТО"

№ 1817 Системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса

Опубликовано 04.01.2017

Ботова Эльвира Кяшафовна
МДОУ д/с №6 "Маленькая страна" 
Ульяновская область г. Инза
Воспитатель

 Системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса

 

            На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе. Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развитии в обучении и воспитании.

            Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве требует от педагогов деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от воспитателя новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями развития, умения взаимодействовать в едином детском коллективе.             Наличие в группе массового дошкольного учреждения ребенка с ОВЗ требует внимания к нему со стороны воспитателей, готовности вместе с родителями разделить ответственность за его воспитание и обучение, подготовку к школе.

             Важным компонентом в образовательном процессе детского сада является коррекционно – развивающее обучение и воспитание, позволяющее решать задачи современной эффективной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

 Коррекционная работа и/или инклюзивное образование, направлена на:

1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

 2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

 Цель коррекционной работы детского сада – создание оптимальных психолого – педагогических условий для обеспечения коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказания помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.

Задачи коррекции

— своенравное выявление детей с ОВЗ и определение их особых образовательных потребностей, обусловленных недостатками в физическом и (или) психическом развитии;

 — создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ программы и их интеграции в ДОО;

— осуществление индивидуально ориентированной психолого – медико – педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого – медико – педагогической комиссии);

— реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ и формированию здорового образа жизни;

 — оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

            Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в группах комбинированной направленности, учитывает, особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей и основывается на следующих принципах и подходах:

— своевременность коррекции отклонений в развитии;

 — учет общих закономерностей развития детей дошкольного возраста и сензитивных периодов в развитии психических процессов;

— учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с ОВЗ;

 — обеспечение общего разностороннего развития дошкольников с ОВЗ на основе изучения их возрастных психофизических возможностей и знаний закономерностей развития ребенка с нормой (с максимальной адаптацией к окружающей действительности);

 — проведение всех мероприятий на основе максимально сохранных в своем развитии анализаторов, функций и систем ребенка с ОВЗ;

  — осуществление комплексного (физиологический, психолого – педагогический) подхода к диагностике и коррекционной помощи детям с ОВЗ; осуществление индивидуального подхода при выполнении коррекционной работы с детьми с ОВЗ (учет психофизиологических особенностей ребенка с ОВЗ при подборе длительных мероприятий, темпа усвоения и скорости выполнения заданий)

 — конструирование содержания коррекционной работы и подбор темпа при выполнении ее заданий на основе непрерывности и преемственности дошкольного и школьного материала при соблюдении дидактических требований соответствия содержания возможностям детей;

— осуществление дифференцированного подхода к детям в зависимости от их психофизического состояния и способов ориентации в познания окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми, оригинальных наглядных пособий, наполняемости групп и методики индивидуально – подгруппового обучения;

 — осуществление деятельностного подхода к коррекции недостатков психофизического развития у детей с ОВЗ (проведение коррекционных мероприятий в процессе осуществления деятельности детей);

— обеспечение преемственных связей между специальными дошкольными организациями (группами) для детей с ОВЗ и соответствующим типом школы;

– бытовой адаптации самореализации детей с ОВЗ.

            К группе детей с ОВЗ относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения.

Этап дошкольного детства – время вхождения ребенка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему