Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ весеннего образца! Номинация

"Весенняя капель"

№ 1814 Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Увлекательное путешествие».

Опубликовано 04.01.2017

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение 
 детский сад «Ромашка» 

 

 

 

 

Конспект 
непосредственной  образовательной деятельности 
по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста 
на тему: «Увлекательное путешествие». 


СКАЧАТЬ (презентация)

Подготовила: 
воспитатель  первой категории   
Путилина О.Г. 

 

р/п Шатки 2015

 

 

Цель:  Расширять представления детей о многообразии окружающего мира, умение строить высказывания. 
Задачи реализуемые в интеграции образовательных областей:

Социально – коммуникативное развитие:

 - умение слушать и отвечать на вопросы педагога. 

-  формировать умение «входить» в воображаемую ситуацию и поддерживать ее.
- воспитывать умение слушать своих товарищей, работать в коллективе. 

Речевое развитие:

- формировать умение детей составлять связной рассказ о впечатлениях из личного опыта, подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прилагательных). 

- развивать все компоненты устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи), память, мышление. 
-воспитывать любовь к зимним явлениям природы и положительные эмоции у детей.

Познавательное развитие:

- обогащать и уточнять грамматический словарь: река Нил, материк Африка. 

- расширять представления детей о животном и растительном мире жарких стран. 

 -создавать положительный эмоциональный настрой на совместную работу,

 

 

Художественно- этетическое развитие:

 - познакомить детей с новой техникой рисования граттажом. Учить изображать снежинку в технике «граттаж» на основе собственных представлений.

- развивать воображение, фантазию, художественно-эстетический вкус, чувство ритма,   творческие способности.

- воспитывать желание прийти на выручку, аккуратность и осторожность при работе с материалами.
 Физическое развитие:

 -развивать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью

-создать благоприятный психологический климат,

 -следить за правильным формированием осанки. 

        Предварительная работа: чтение произведений «Как на тоненький ледок…», «Поет зима – аукает…», «Зимний вечер»; рассматривание картин и цветных иллюстраций о зиме; рассматривание цветных иллюстраций растительного и животного мира Африки, разучивание подвижной игры: «Вы узнаете зиму?». 
   Оборудование для воспитателя: мультимедийный проектор, глобус, корзина с бананами, аудиозапись с классической музыкой. 

Для детей: листы бумаги в технике гратаж, бумажные салфетки, палочки для рисования, доски.

 

 

 

Виды детской деятельности:

 Игровая (путешествие в страну Африки)

Коммуникативная деятельность(общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)

Изобразительная(нетрадиционное рисование)

Музыкальная(музыкально-ритмические движения)

Методы и приёмы, используемые в НОД:

Словесный: рассказ воспитателя, вопросы к детям, составление рассказа детьми о зимних развлечениях;

Наглядный: рассматривание животных в Африке, показ реки Нил, растений, выполнения снежинки в стиле градаже;

Практический: выполнение снежинки, работа с глобусом и картой

Игровой: дидактическая игра  «Скажи наоборот", сообщение из Африки

Сюрпризный: встреча с африканской девочкой

Введение в воображаемую ситуацию: посадка в самолет

Использование ТСО: компьютерная презентация

 

                                                План конспекта

I.Вводная часть.

Цель– включение каждого дошкольника в деятельность, создание благоприятной атмосферы на занятия.

II.Основная часть

1)Сообщение темы.

Цель: включить детей в работу. Сообщение в игровой форме темы занятия, позволяющий плавно и незаметно перейти к теме занятия.

2)Практическая работа с глобусом.

Цель: обогащать и уточнять грамматический словарь: материк Африка

3)Воображаемая ситуация на самолете. 

Цель: формировать умение «входить» в воображаемую ситуацию и поддерживать ее; следить за правильным формированием осанки. 
4)Дидактическая игра «Слова на наоборот»

Цель: упражнять в образовании и употреблении в речи относительных прилагательных антонимов.

5)Беседа об Африке.

 Цель: умение слушать и отвечать на вопросы педагога.  - умение слушать и отвечать на вопросы педагога;  обогащать и уточнять грамматический словарь: река Нил, материк Африка; расширять представления детей о животном и растительном мире жарких стран. 

6)Рассказ детьми Африканской девочке о зиме.

Цель; формировать умение детей составлять связной рассказ о впечатлениях из личного опыта, подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прилагательных); развивать все компоненты устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи), память, мышление.; воспитывать любовь к зимним явлениям природы и положительные эмоции у детей; воспитывать умение слушать своих товарищей, работать в коллективе

7)Физкультминутка

Цель: Снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд;

выработать четкие координированные действия во взаимосвязь с речью.

8)Выполнение подарка для африканской девочки.

Цель: учить изображать снежинку в технике «граттаж» на основе собственных представлений.

III.Заключительный этап.

Цель: Передача положительных эмоций.Закончить занятие так, чтобы  дети хотели поделится о своих впечатлениях с другими и стремились  больше узнать про Африку.

 

I.Ход совместной деятельности:

Дети входят приветствуют друг друга, приветствие сопровождается движениями, дети  в кругу:

Здравствуй, Небо!
(Руки поднять вверх)
Здравствуй, Солнце!
(Руками над головой описать большой круг)
Здравствуй, Земля!
(Плавно опустить руки)
Здравствуй, наша большая семья!
(Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)
Собрались все дети в круг, 
Я – твой друг и ты – мой друг. 
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся! (Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

(Звучит сигнал сообщения)

-Дорогие ребята к нам пришло сообщение. 
Хотите узнать от кого? 
  Воспитатель читает содержание сообщения на экране
(1 слайд) 
Здравствуйте, дорогие ребята! 
Пишет вам девочка из далекой жаркой Африки. Зовут меня Лилу. Мне 8 лет. 
В нашей стране всегда лето. Всегда светит жаркое солнце, цветут цветы и поют птицы. Я слышала, что на свете есть страна, где есть не только лето, но и зима. К сожалению, я не знаю, что такое - зима. Ребята помогите мне узнать, приезжайте к нам в Африку и расскажите мне об этом загадочном времени года. 
С нетерпением жду вас у себя в гостях. 

II. Основной
-Ребята, придется нам отложить все наши дела и принять приглашение. Как вы думаете?

 - Интересно, а где находится эта Африка? Где нам можно посмотреть расположение Африки?

-Ребята давайте посмотрим на глобусе (показываю на глобусе Африку). Африка – это материк.(2 слайд)

Цель: активизировать словарный запас детей.

- На каком материке находится наша страна? 
-Как вы думаете, далеко находится Африка от России? 

- На каком виде транспорта нам можно добраться? 

-Приглашаю детей сесть в самолет. Дети рассаживаются и в целях безопасности пристегиваются. (За макетом самолета раставлены стулья дети садятся на стулья виртуально пристегиваются воспитатель обращает внимание на правильную осанку. Звучит гул самолета – происходит «взлет» самолета. (3 слайд) 

-Ребята пока мы находимся в полете, давайте подумаем, как мы будем рассказывать Лилу о зиме? Какие слова будем использовать в своих рассказах? 
Д/и  «Слова наоборот».

        Воспитатель.  Давайте поиграем. Например, я скажу: «Холодная зима». Вы должны составить словосочетание, использовав то же слово-предмет, а слово-признак заменить на слово с противоположным значением. Что вы скажете?

        Дети. Теплая зима.

        Воспитатель.  Верно. Итак, играем!

                Зимующие птицы – перелетные птицы.

                Мокрый снег – сухой снег.

                Высокая горка – низкая горка.

                Скользкий лед -  шероховатый лед.

                Голодный зверь -  сытый зверь.

 -Какими словами можно сказать о зиме? Зима, какая? 

 -Какой лес зимой?

-Какой снег? 

 -Какие снежинки? 

 -Какой лед? 
-Замечательно, теперь я вижу, что вы готовы рассказать Лилу о зиме. Вот мы и прилетели. Посмотрите и скажите, как вы поняли, что попали в жаркую Африку. (4 слайд) 

- Каких животных вы здесь видите? (5 слайд)

-Какие растения растут? 
-А это река Нил, одна из самых больших рек в мире. 
(6 слайд) 

Появляется девочка – Папуас. 
(7 слайд) 
-А вот и Лилу нас приветствует! Она просит рассказать о незнакомом для нее времени года-Зима.(ответы детей сопровождаются с показом фотографиями

пейзажами зимней природы; зимними развлечениями)
-Ребята, а вам нравится время года –зима? 
-Чем нравится это время года?
-Какое ваше любимое зимнее развлечение?

-Чем вы занимаетесь во время прогулки в детском саду? 

-А мы не только расскажем, но и покажем тебе зимнее развлечение!

 (Под тихую, спокойную музыку с применением имитирующих движений) 
Кругом глубокие снега,(поворот головой вправо влево) 
Куда мы взгляд не кинем,(поворот головой вверх вниз) 
Метет и кружится пурга (круговые  движения рук)
Вы узнаете зиму? 
Заснули реки подо льдом, (стоят опустили голову вниз)
Застыли, недвижимы. (стоят без движений)
Горят сугробы серебром(медленно поднимаются руки через стороны вверх) 
Вы узнаете зиму? 
На лыжах мчимся мы с горы, (движения скользящих ног)
Нам ветер дует в спину. (руки вперед медленно дуют)
Нет веселее той поры! (подскоки)
Вы узнаете зиму? 
-Ребята, а теперь я вам предлагаю приготовить подарки – снежинки на память Лилу о нашей встрече в технике гратаж. 
-Давайте посмотрим, какие красивые, разнообразные снежинки у нас с вами получились, мы их оставляем в подарок Лилу о нашей встрече. 
-А Лилу дарит вам такой вкусный и полезный подарок - сюрприз, выращенный на Африканской земле. 
-Вот и подходит к концу наше замечательное и увлекательное путешествие, 
нам с вами пора возвращаться домой. Скажем Лилу до свидания и пригласим ее к нам в гости, в Россию.
-Проходим и занимаем места в самолете.(дети садятся на свои места в самолете обращается внимание на правильную осанку). 
- Ребята посмотрите, кажется появилась наша страна. Вы не забыли, за время нашего путешествия как она называется? 
-Ребята, куда мы с вами сегодня отправлялись путешествовать? 
-Зачем Лилу нас приглашала? 

-Внимание объявляется посадка. Вот мы и дома.

 

III. Рефлексивно-оценочный этап
-Что нового и интересного вы узнали? 

 

                                                Анализ конспекта.

Представленный конспект построен в соответствии с дидактическими и педагогическими принципами: принцип непрерывности (НОД построена на основе предыдущих НОД и совместных действий воспитателя и детей) ; принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес) ; принцип доступности (соответствие возрастным особенностям) ; принцип системности; принцип интеграции; принцип дифференцированного обучения (индивидуальная работа) ; принцип психологической комфортности.

Для достижения цели были использованы такие методы и приёмы: наглядный метод (презентация, иллюстрации);практический метод (рисование) ;словесный метод (рассказ – сопровождение, заучивание наизусть) ; приём эмоциональной заинтересованности; игровой приём (игра – физминутка, дид. игра «Скажи наоборот») ;

По содержанию НОД является интегрированной, так как части НОД объединены знаниями из нескольких областей. Решение задач осуществляется через такие образовательные области:

Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое, познавательное развитие .

Обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух организационных моделях, включающих:совместную деятельность взрослого и детей; самостоятельную деятельность детей.

Применение инновационных технологий – использование ИКТ и DVD, позволяет заинтересовать и привлечь внимание детей. На протяжении НОД у детей поддерживается мотивация. Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками во время НОД, что позволяет сохранить у детей положительный эмоциональный настрой...НОД состоит из этапов, к каждому из которых даются чёткие инструкции. Она началась с организационного момента, где активизируется внимание детей и поддерживает на протяжении всей НОД. Во втором этапе основной НОД дети смотрят презентацию о постановки перед ними задачу, зачитываются сообщение от  африканской девочки Дети выполняют задания разной направленности: находят по карте материк Африки на глобусе самостоятельно решают на чем туда добратся: отвечают на вопросы воспитателя, подбирают прилагательные в дидактической игре, рисуют. Третий этап: заключительный. На этом этапе происходит подведение итогов о проделанных заданиях и поощрение детей подарком от Лилу.

 

                                    Список литературы.

 

  1. Интернет ресурсы:                                     http://festival.1september.ru/articles/533240/ http://www.openclass.ru/node/184846 

http://www.maam.ru/

http://www.doshkolnik.ru/

  1. Комплексные занятия с детьми 4-7лет / авт. - сост. О. Ф. Горбатенко. – Изд. 2-е, доп. – Волгоград: Учитель, 2013. – 202 с.
  2. Основная Общеобразовательная Программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада «Ромашка»
  3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразова- тельная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
    1. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7лет: модели комплексных занятий/авт. - сост. Ю. В. Полякевич, Г. Н. Осинина. – Волгоград: Учитель, 2013. – 159 с.
    2. Формирование познавательной сферы у детей 5-7 лет: развивающие игровые занятия / авт. – сост. Ф. Х. Никулина. – Волгоград: Учитель, 2013 – 140 с.
    3. Шорыгина Т.А. Путешествие  мир природы- М; 2000