Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ

"СКАЗОЧНОЕ ЛЕТО"

№ 1806 "Методическое руководство проектной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении"

Опубликовано 02.01.2017

Агеева Людмила Валерьевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  центр развития - детский сад № 2 "Дружная семейка"
Нижегородская обл., г.Саров
старший воспитатель

 

«Методическое руководство проектной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении».

 «Проект, который исполняют дети, должен вызывать

 у них энтузиазм, увлекать, идти от сердца»  

Д. Дьюи

    Требования к современному образованию ставят дошкольные образовательные учреждения перед необходимостью работать в условиях не только режима функционирования, но и эксперимента. Сегодня востребован не просто воспитатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог- технолог. Методическое руководство проектной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении - это процесс  повышения компетентности и мастерства, достижения качественно высоких результатов образовательного процесса. Проблема методического руководства педагогическим процессом разрабатывалась в исследованиях К.Ю. Белой, Г.А. Победоносцева, М.М. Поташника, В.П. Симонова и др. Приобрели актуальность системный, диагностико- аналитический подходы к управлению, вариативность выбора методического руководства в дошкольном образовательном учреждении. В.П. Симонов акцентирует внимание на что, «...главное в методическом руководстве педагогического процесса оказание действенной своевременной помощи воспитателю. Это весьма существенно и важно, т.к. где сильное методическое руководство, там серьезные, результативные успехи педагогического коллектива». В последние годы интерес российских ученых к методической деятельности растет. В исследованиях Е.С. Евдокимовой, Л.В. Поздняк, М.М. Поташника, Г.К. Селевко, П.И. Третьякова определены сущность, цели и задачи методического руководства, развития профессиональной компетентности педагогов.

Деятельность старшего воспитателя направлена на решение приоритетных и неотложных задач. Поэтому проектировать, определять ее содержание необходимо по всему составу функций управления: информационно- аналитической, мотивационно-целевой, планово-прогностической, организационно-исполнительской, контрольно-диагностической и регулятивно- коррекционной.

Содержание методического руководства старшего воспитателя по проектной деятельности (по П.И. Третьякову, К.Ю. Белой)

Функции управления

Содержание методической работы старшего воспитателя

1.Информационно - аналитическая

Формирует банк данных о профессиональных качествах педагогов, педагогическом опыте, новых исследованиях в педагогике.

2. Мотивационно - целевая

Совместно с руководителем ДОУ и педагогами определяет цели и задачи метода проектов. Помогает педагогам в организации проектной деятельности.

3Планово- прогностическая.

Прогнозирует развитие проектной деятельности.

4. Организационно – исполнительская

Анализирует выполнение плана работы по проектной деятельности. Оказывает методическую помощь педагогам. Готовит и проводит заседания творческой группы: выявляет недостатки, упущения, демонстрирует положительные наработки в реализации проектов. Организует открытые занятия, мероприятия. Проводит педагогическое обследование детей, анкетирование педагогов, родителей. Оказывает педагогам помощь в осуществлении взаимодействия с социумом.

5.Контрольно – диагностическая.

Осуществляет с заведующей ДОУ, творческой группой педагогов контроль за организацией и проведением проектов, оценивает положительное, недоработки проектной деятельности.

6.Регулятивно – коррекционная (оперативно - функциональное регулирование)

Обеспечивает оперативную помощь педагогам в организации проектов, повышения компетентности педагогов по вопросам проведения проектной деятельности.

   Работа с педагогами в условиях проектной деятельности занимает особое место в системе управления дошкольного образования, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. В условиях проведения проектной деятельности необходимы педагоги, способные вести не только практическую, но и экспериментальную работу: находить и на практике проверять новые идеи, выстраивать систему работы, уметь прогнозировать результаты, владеть диагностикой.

   В условиях проектной деятельности необходимы новые подходы к организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении. Прежде всего, следует создать условия для повышения активности и инициативы воспитателей, для пробуждения и поощрения их творческих поисков. Одной из основных задач методического руководства- повышение педагогических знаний по вопросам организации проектной деятельности. 

     МБДОУ центр развития ребенка – детский сад «Дружная семейка» на протяжении нескольких лет работает в  режиме развития, что предполагает постоянный поиск новых форм организации воспитательно-образовательного процесса. Практика работы показала эффективность метода проектов в повышении профессионального мастерства педагогов дошкольного образовательного учреждения. Были определены педагогические условия для организации проектной деятельности:

  • обучение педагогов организации проектной деятельности;
  • создание предметно-развивающей среды;
  • организация работы с родителями.

Для организации проектной деятельности в ДОУ была  определена нормативно- правовая база, которая включает в себя: Положение о проектной деятельности; Положение о творческой групп; План работы творческой группы педагогов по реализации проектной деятельности.     Подготовка педагогов к работе над проектами проводилась по двум направлениям.

Первое направление: Подбор методической литературы по методу проектов; подбор  на основе желания самих педагогов включиться в проектную деятельность по результатам собеседования, анкетирования.. Второе направление. Определили формы и методы работы: консультации, семинары, коллективные просмотры занятий, деловая игра, беседы, круглый стол, работа с методическими материалами, взаимопосещения, методические выставки, презентации проектов.

Главным критерием при этом была готовность педагогического коллектива к открытости и изменениям в работе с детьми.

  В октябре 2014  года  прошел  педагогический совет «Организация проектной деятельности в МБДОУ». Презентация первых  проектов  вдохновила основную часть педагогического коллектива ДОУ на включение в проектную деятельность. На педагогический совет в 2015г. были заявлены  15 тематических проектов от каждой возрастной группы, начиная с групп детей раннего возраста. ( «От куда берется мед», «Свой цветочек маме милой подарю», «Как испечь булочку», «Мои зимние увлечение», «Дорога ложка…», «Домашние животные» и др.) 

    К положительному результату привела планомерная и систематическая методическая работа с коллективом:  педагогические советы «Организация детской проектной деятельности – представление детских проектов», который проходил в форме защиты проектов.

Семинар – практикум:  «Метод проектов в ДОУ, как  инновационная педагогическая технология»

Открытые показы: «Внедрение проектного метода в работу с детьми» ( в виде презентации). «Обучение детей 6-7 лет составлению рассказов по картине с использованием адаптированных методов инновационной технологии ОТСМ-ТРИЗ» (подготовительная группа), 

Конкурсы: «Проект нашей группы» (совместно с родителями)

Консультации по темам: «Проектный метод в деятельности ДОУ»,     «Роль проектной деятельности в развитии познавательных интересов».

«Круглый стол» по решению проблем, возникающих в проектной деятельности, осуществления методической помощи и поддержки.

Прошли каникулы с детьми на тему: «Мы исследователи», с организацией детских проектов

    Воспитатели уделяли особое внимание в создании предметно –развивающей среды учету развития всех видов детской деятельности, возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования. Они в соответствии с темами проектов пополнили развивающую среду в группах дидактическими играми, пособиями, игрушками.

    Помимо сотрудников образовательного учреждения в проектной деятельности активное участие принимали родители. Воспитатели, разрабатывая проект, особое внимание уделяли, в чем конкретно будет заключаться участие родителей: в подборе атрибутов для оформления группы в соответствии с темой проекта, сборе информации, участии в тематических мероприятиях и событиях, выполнении творческих домашних заданий совместно с детьми. На группах были  проведены родительские собрания, на которых родителям была разъяснена суть метода проектов и его значимость для развития личности детей. Родителей познакомили с основными этапами проектной деятельности и формах возможного участия в ней. На первых этапах работы не все родители активно включались в реализацию проектов, ссылаясь на занятость и нехватку времени, но, увидев первые результаты, становились участниками проектной деятельности. В настоящее время родители активно включаются в работу по реализации проектов.  

Вывод. Таким образом, использование метода проектов в методической работе позволяет повысить качество воспитательно-образовательной работы в ДОУ, вывести на более высокий уровень интегрированное взаимодействие всех участников образовательного пространства ДОУ: педагогов, детей, родителей.

 Заключение:

  Методической службой осуществлялось оптимальное методическое руководство проектной  деятельности в ДОУ, разработаны механизмы руководства метода проектов и организацией проектной деятельности педагогов;  в ДОУ отмечается благоприятный социально-психологический климат в коллективе, готовность к реализации поставленных задач по проектной деятельности, удовлетворенность результатами работы. Метод проекта эффективно проявил себя в повышении качества работы в образовательном пространстве ДОУ -  сблизились позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности.