Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ весеннего образца! Номинация

"Весенняя капель"

№ 1805 НАБЛЮДЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Опубликовано 01.01.2017

Панченко Татьяна Павловна

Воспитатель СП "Детский сад "Аленушка" ГБОУ СОШ им. М.К. Овсянникова с.Исаклы Самарской области

 

НАБЛЮДЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Наблюдение — это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Целью  наблюдения может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений. Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы. Существуют разные виды наблюдений в детском саду. Наиболее актуальным является сезонные наблюдения в детском саду. Вообще, наблюдение – это неисчерпаемый колодец эстетических впечатлений, которые благоприятно влияют на эмоционально состояние детей. Самое главное, что наблюдение должно проводиться в детском саду систематически, это необходимо для того чтобы приучить воспитанников  к внимательности, развитию наблюдения, а также интеллектуального воспитания.

К организации наблюдения воспитатель должен заранее подготовиться – выбрать время, место и объект наблюдения, учитывая количество детей, их возраст и возможность взаимосвязи с предыдущими наблюдениями.

Важно, чтобы был диалог с детьми – когда дети не только слушают, а еще и обсуждают, высказывают собственное мнение. Наблюдение важно ещё тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание и    осмотр объектов природы, заполнение календарей, коммуникативная - рассказы детей на основе впечатления, продуктивная - это возможность выразить воспитанниками своих впечатлений в рисунках и поделках.   Можно сказать, что формирование у дошкольников начал экологической культуры основано в первую очередь на наблюдении.

В нашей группе созданы условия для познавательной деятельности детей. В научно – исследовательском центре дети любят играть с природным материалом, который всегда доступен.

Каждое утро мы с ребятами наблюдаем и  отмечаем изменения в календаре погоды, выбирая соответствующие карточки - схемы,  тем самым формируем интерес к явлениям природы. На прогулках привлекаем внимание детей к окружающим природным объектам живым и неживым.         

Наблюдаем за небом, солнцем, ветром, формируем умение видеть красоту природного мира, разнообразие его красок и форм. Обращаем внимание детей на появление травы и цветов на земле, листочков на дереве, знакомим их с насекомыми, птицами, устраиваем различные игры с использованием песка, воды, веточек, листочков.

Организуем наблюдения в цветнике или на участке земли, отведенном под огород, дети наблюдают за трудом взрослых, сажающих растения. Наши воспитанники любят участвовать в промежуточных работах – поливать растения, наблюдать за их ростом и изменениями. В нашем уголке природы есть библиотека, где собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей, иллюстрации, пособия, дидактические игры.                                                                                                            

В целях пополнения детского опыта при взаимодействии с растениями, зимой сажаем и выращиваем лук и  зелень. Детям нравится наблюдать и поливать эти растения в группе детского сада.

Наблюдение мы проводим как с отдельными детьми, с небольшими группами (в 3—6 человек), или со всей группой воспитанников. Это зависит от цели и содержания наблюдения, а также задач, стоящих перед воспитателем. Наблюдение может проходить с использованием специальных приборов (термометр, лупа и т. д.)   Первое наблюдение за семенами гороха мы объединили с формированием знаний о необходимости влаги для прорастания семян.

 Каждый из детей получил несколько семян гороха. Дети рассмотрели  горошины, обратили внимание на  их форму, величину, цвет, характер поверхности, твердость.

Затем мы с детьми зарисовали семя гороха в дневнике наблюдений.
Следующее наблюдение провели при появлении  проростков  на семенах.

Мы  предложили детям сравнить сухие и проросшие семена. Обратили внимание на цвет и увеличение семян в размере, появление ростков и т. д. Помогли установить связь между изменениями. Предложили  детям зарисовать все изменения. Мы  посадили семена в почву и предложили детям по рассуждать о том, что с ними будет дальше, какие изменения могут произойти,

какие условия будут необходимы для успешного роста гороха. Последующие наблюдения планируется проводить  при появлении всходов, формировании взрослого растения, появлении бутонов и цветков, и, наконец, плодов-стручков.
После каждого наблюдения планируем  предложить детям  зарисовывать процесс роста и развития.                                  

 В заключительном наблюдении я помогу детям воспроизвести весь цикл развития гороха от семени до нового семени.

Общение детей с природой не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому.

И,  как приятно, когда в процессе наблюдений у детей горят глаза, когда они открывают для себя что-то новое. Таким образом: наблюдения становятся интересными, увлекательными, происходит активизация мыслительной деятельности, дети сами делают выводы, умозаключения.