Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Алёнушка»
Плугатырева Людмила Алексеевна
НОД по познавательному развитию с элементами технологии ТРИЗ
«В стране маленьких человечков»
п. Зимовники
2016г
Программное содержание:
- Уточнить и расширить знания детей о свойствах воды, о том, что вода может находиться в разных агрегатных состояниях в зависимости от температуры;
- Показать детям значение воды в жизни человека;
- Учить правильно определять состояние вещества;
- Закрепить знания детей об агрегатных состояниях веществ;
- Продолжать развивать умение работать с моделями;
- Развивать внимание, образную и зрительную память;
- Развивать связную речь, творческое воображение;
- Формировать умение выстраивать логические цепочки;
- Воспитывать доброжелательность, отзывчивость.
Материал:
Волшебный сундучок, письмо, обручи, карточки с изображением разных агрегатных состояний веществ, карточки с изображением маленьких человечков, моделирующих состояния вещества, ведро со льдом, ведро с леденцами, аудиозапись музыки.
Ход занятия:
- Организационный момент
Псих гимнастика «Настроение»
Звучит загадочная музыка.
Педагог: Ребята вы слышите этот загадочный звук?
Дети: Да!
Педагог: Это наш волшебный сундучок приглашает нас к себе, наверное, он нам хочет что-то рассказать. Давайте, откроем его и посмотрим что же, он нам приготовил на этот раз!
Педагог открывает сундучок.
Педагог: Да, это же письмо. Интересно от кого оно? Давайте его прочитаем.
Читает письмо.
Ребятам от жителей страны маленьких человечков.
Дорогие ребята!
В нашей стране случилась беда, злая Снежная Королева заколдовала
Всю воду. Помогите нам, пожалуйста!
Мы вас очень ждем!
Педагог: Поможем, нашим друзьям?
Дети: Да! Поможем!
- Основная часть:
Педагог: Ребята, а как вы думаете, тяжело маленьким человечкам без воды?
А всегда ли вода — это хорошо?
Дидактическая игра: «Хорошо - плохо: вода». Дети по очереди называют «хорошие» и «плохие» качества воды.
Педагог: Молодцы! Делаем вывод, что у воды больше хороших свойств и жить без воды маленькие человечки не смогут. И чтобы им помочь, мы с вами отправимся в страну маленьких человечков, но путь этот непростой, на пути нам будут встречаться препятствия, которые приготовила для нас Снежная Королева.
Ребята, а как же мы сможем попасть к человечкам? (Ответы детей).
Посмотрите, оказывается в сундучке было не только письмо, но и волшебная палочка. Она и поможет нам. А как же она работает?
Отворачиваешь ленту и читаешь заклинание: 1,2,3 ну-ка палочка веди.
Звук волшебства.
Педагог: А вот и первое препятствие.
(На полу лежат модели из маленьких человечков, обозначающие состояние вещества)
Педагог: Мы должны угадать, какое состояние вещества изображено на картинке и, построить модель этого вещества. Давайте вспомним, какие состояния вещества вы знаете?
Дети: Твердое, жидкое, газообразное.
Педагог: Молодцы! Показывает модель вещества, дети отгадывают и строят модель.
Педагог: Скажите, маленькие человечки или как их еще называют «молекулы» в жидком веществе стоят как?
Дети: Рядом друг с другом, держась слабо за руки.
Педагог: В твердом… В газообразном…
Дети: В твердом - держатся крепко за руки, в газообразном - не держатся. Педагог: Молодцы! С этим заданием мы справились, значит, мы можем продолжить наш путь!
Педагог: А вот и второе препятствие.
Дидактическая игра: Раз, два, три – в свой домик беги.
В обручах – домиках символы твердого, жидкого, газообразного состояния вещества. Детям раздаются карточки с изображением разнообразных состояний веществ.
Педагог: Вы должны по моей команде занять тот домик, к которому подходит ваша карточка. Внимательно посмотрите, подумайте! Раз, два, три – беги!
Дети занимаю свой домик. Игра проводится два-три раза.
Педагог: Молодцы, и с этим препятствием вы справились! Можно отправляться дальше.
Ой, вы слышите? Что это? (Звучит фонограмма звука поезда)
Дети: Поезд.
Педагог: Правильно, это Снежная Королева решила нам преградить путь поездом времени. А чтобы поезд нам не мешал и отправился дальше, мы должны в правильной последовательности выстроить вагончики поезда.
Дидактическая игра: «Поезд времени».
Дети выстраивают поезд времени для
Педагог: молодцы! И с этим препятствие мы справились! Ну вот, мы с вами и пришли в страну маленьких человечков.
Звучит музыка, появляется Снежная Королева.
Снежная Королева: Не думала я что, вы со всеми моими препятствиями справитесь, вот вам мое последнее задание, справитесь и с ним отдам воду.
Снежная Королева: Что умеет превращаться из твердого в жидкое?
Дети: Лед.
Снежная Королева: Правильно! Что делать отдам вам воду!
Отдает ведерко со льдом, смеется и уходит.
Педагог: Смотрит в ведерко. Ребята, обманула нас Снежная королева, посмотрите разве это вода?
Дети: Нет, лед!
Педагог: а лед - это разве не вода?
Дети: Вода. Лед – это твердое состояние воды.
Педагог: а что нам нужно сделать, чтобы этот лед превратился обратно в воду?
Дети: Взять его в руки и согреть в руках, подышать на него.
Педагог: Правильно. Мы с вами добрые и очень хотим помочь маленьким человечкам, давайте я раздам вам льдинки, они растаю в наших руках, и в стране маленьких человечков появится вода.
Педагог: Ну вот, у нас с вами все получилось, лед растаял, и в стране маленьких человечков появилась вода. Ребята, посмотрите в наше ведерко, вместо льдинок в нем появились конфетки – леденцы, это подарок нам от маленьких человечков.
Вот мы и помогли маленьким человечкам.
Педагог: А нам пора возвращаться в садик! А чтобы это сделать давайте попросим волшебную палочку.
Раз, два, три!
В садик нас перенеси!
- Итог:
Ну вот, наше путешествие закончилось. Что вам понравилось в нашем путешествии, что запомнилось больше всего, что вы узнали нового, что не понравилось?
Вы все сегодня были молодцы, все препятствия Снежной Королевы сумели преодолеть.