Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ

"СКАЗОЧНОЕ ЛЕТО"

№ 1552 Конспект занятия по экологии на тему «В гости к осеннему лесу»

Опубликовано 29.11.2016

Тюлюкина Анна Алексеевна

МБДОУ детский сад «Алёнушка»,

п.Зимовники

Воспитатель

 

Тема:  «В гости к осеннему лесу».

Программное содержание.

1. Углубить и конкретизировать представление об условиях жизни растений и животных

2. Учить различать деревья и кустарники по семенам и плодам).

3. Расширить и углубить знания детей о грибах (как выглядят, где растут, какие отличительные признаки имеют, чем отличаются ядовитые от съедобных; закрепить знания о правилах сбора грибов) .

4. Формировать умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи, раскрывающие необходимость совместного проживания животных и растений.

5. Учить отыскивать причины изменения жизни животных и растений в изменении условий их обитания, в сезонных изменениях; учить устанавливать связь между условиями среды и состоянием живых объектов.

6. Вызвать интерес детей к лесу как к дому для животных и растений. Закрепить правила поведения в лесу.

7. Воспитывать бережное отношение к лесу, его обитателям (животным, растениям, грибам) .

 

Образовательная деятельность.

(Зал украшен в виде лесной поляны) .

  1. 1.     Приветствие.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. А мы сегодня с Вами тоже пойдём в гости, а вот к кому, попробуйте догадаться…

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ванечку брусникой,

Катю – костяникой,

Машеньку – орешком,

Серёжу – сыроежкой,

Настеньку – малинкой,

Полину – земляникой.

  1. 2.     Путешествие в лес. Беседа.

Так кто этот богатырь? Конечно, лес. А что такое ЛЕС?

(Это место, где растёт много деревьев, кустарников, ягод, грибов, живут звери, птицы, насекомые)

Какое сейчас время года?

(Сейчас время года – осень) .

Значит, в какой лес мы с Вами сегодня пойдём?

(В осенний) .

Ребята, какие признаки осени вы знаете?

Кто из Вас бывал в лесу?

Значит, вы знаете правила поведения в лесу, давайте их повторим.

- Нельзя шуметь, бегать в лесу.

- Надо беречь муравейники, потому что муравьи – санитары леса.

- Не стоит подходить близко к гнёздам птиц.

- В лесу нужно ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в почву, нельзя рвать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.

- Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.

- Нельзя разжигать костёр.

Молодцы, ребята! Вы хорошо усвоили правила поведения в лесу. Значит, можно идти в гости.

Вокруг себя повернись и в лесу окажись.

(Звучит музыка «голоса леса»)

Вот и лес.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Посмотрите вокруг. Как красиво! Ребята, что Вы видите?

Как приятно ходить по земле, устланной листвой. На что похожа земля, укрытая листьями?(На ковёр)

Лес – это как большой, многоэтажный дом, в котором живёт много-много жильцов, соседей и каждый из них занимает свой «этаж». А кто же живет в лесу?  Вот у нас Лесной дом, который состоит из этажей. Его мы и будем заселять. Посмотрите, лесные жители оставили нам свои фотографии. Давайте поместим каждого зверя на свой этаж лесного дома. Как Вы думаете, кто где живёт?

(Дети берут изображения зверей и размещают их на плакате Лесного дома.)

Но жители лесного дома – это не только птицы, звери и насекомые, а как Вы думаете, кто ещё?

(Грибы, деревья, ягоды, цветы) .

А вы знаете, кто самые главные жители в лесу?

(Деревья) .

Почему Вы так думаете?

(Деревья – это основа леса. Они выделяют кислород, необходимый для чистого воздуха, являются жильём и убежищем для зверей и птиц) .

Люди – гости леса, они не должны мешать лесным обитателям, разрушать и загрязнять их дом. Чистый лес – приятное место для отдыха и прогулок.

Какие деревья Вы знаете?

Но в лесу растут не только деревья, но и кустарники. Чем отличаются кустарники от деревьев?

(У дерева один ствол, а у кустарника – несколько, кустарник ниже).

Какие кустарники вы знаете?

(Шиповник, малина, боярышник) .

У каждого дерева и кустарника есть листья и семена.

  1. 3.     Игра «Детки и ветки»

Давайте поиграем в игру «Детки и ветки».

«Детки», разбирайте семена. «Ветки», берите свои листики.

(«Детки» встают во внутренний круг, а «ветки» - во второй круг с внешней стороны. Под музыку дети водят хороводы в разных направлениях. Как только музыка останавливается, собираются парами – лист от дерева и семена - и вместе вешают «ветки» и «деток» на нужное дерево) .

Вот мы украсили самых главных обитателей леса. Посмотрите, как сразу стало уютнее и наряднее в лесном доме. А деревья такие красивые.

  1. 4.     Беседа о грибах.

(Слышится шорох листьев. Катится клубок из осенних листьев) .

Стих про ежика.

 

 

Ой, ребята, посмотрите, а что это за верёвочка к ёжику привязана? Интересно, куда она нас приведёт?

(По ниточке приходят к поляне с грибами) .

Мы с вами попали в настоящее царство грибов. А грибы – любители поиграть в прятки и в игру под названием «Угадай, кто я? ». Ведь грибы очень разнообразные, но среди них есть похожие друг на друга. И частенько трудно бывает определить, какой же гриб ты нашёл. Посмотрите, и корзинка здесь стоит. Но перед тем как собирать грибы, мы должны вспомнить правила сбора грибов:

- не срывать, не топтать ядовитые грибы, они нужны многим жителям леса;

- срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их – можно повредить грибницу;

- не раскапывать палкой грибницу – она может высохнуть не прикрытая листвой;

- не собирать грибы у проезжей части;

- собирать только известные грибы, неизвестные грибы не трогать, оставлять их в лесу;

- не срывать старые и очень маленькие грибы.

Ребята, а эти грибы съедобные или несъедобные?

(Съедобные)

А как называется самый известный ядовитый гриб? (Мухомор)

Почему его так называют?

(Потому что мухи его боятся и падают замертво при его виде)

А может всё таки он не так плох, может кому – то он полезен?

(Лоси им лечатся, проглатывая его целиком) .

Какие ещё ядовитые грибы Вы знаете?

(Бледная поганка, ложный опёнок).

Спасибо, Ёжик, что привёл нас на грибную поляну, а нам пора продолжить наше путешествие, но прежде, давайте расселим грибы в лесном доме. На какой этаж дома мы их поселим?(На первый) .

Давайте сделаем привал.

  1. 5.     Физкультминутка.

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули– ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.

  1. 6.     Беседа о птицах

Каких птиц Вы знаете?

(Дятел, кукушка, снегири, соловьи.)

Все ли птицы остаются в лесу на зиму?

(Нет, некоторые улетают на юг)

Как называются птицы, которые проводят зиму в тёплых краях?

(Перелётные)

А почему они улетают?

(Перелётные птицы питаются насекомыми, а осенью насекомые исчезают. Многие из птиц теплолюбивые, а осенью холодает.)

Каких перелётных птиц Вы знаете?

(Журавли, гуси, лебеди, скворцы, ласточки)

Как называются птицы, которые остаются с нами на зиму?

(Зимующие)

Чем питаются зимующие птицы?

(Ягодами рябины, зёрнами, семечками и крошками хлеба, которые дают люди.)

Как нужно заботиться о зимующих птицах?

(Делать кормушки, не забывать добавлять корм в кормушки)

Каких зимующих птиц Вы знаете?

(Воробьи, голуби, синицы)

Где в лесном доме живут птицы?

(На деревьях, в кустах)

Давайте их расселим на ветвях деревьев среди кустов.

Посмотрите, ребята, все этажи лесного дома мы с вами заселили?

(Нет, остался ещё один этаж)

Совершенно верно остался ещё один этаж, который невидим нам, но там тоже вовсю кипит жизнь. Он похож на подвал. Кто живёт под землёй?

(Корни деревьев; черви, муравьи, кроты)

Давайте заселим подземных жителей в лесной дом.

(Дети расставляют подземных жителей на свои места) .

  1. 7.     Итог

Посмотрите, ребята, какой получился замечательный лесной дом.

Много растений растёт в лесу, много зверей и птиц здесь живёт. И во всём строгий порядок. Всё в нём крепко – накрепко связано и существует по своим лесным законам: и насекомые, и птицы, и звери, и грибы, и все растения.

А с какой целью человек ходит в лес?

(Подышать свежим воздухом, полюбоваться красотой природы, послушать голоса леса, собрать грибы, полакомиться ягодами) .

Почему говорят «Лес – наше богатство»?

(Лес даёт нам чистый воздух, ягоды, орехи, грибы.

Лес – украшение планеты, здоровье людей.

Лес – родной дом для растениям и животным.)

Как люди ещё используют лес?

(Из дерева изготавливают мебель, бумагу, музыкальные инструменты, нитки.)

Лес – это не только чистый воздух, сырьё, но и бесценная красота. И эту красоту и богатство люди должны беречь.

(звучит музыка).

Лес – богатство и краса,

Береги свои леса!

Враг природы тот,

Кто леса не бережёт!

До свидания, Осень! До свидания, жители лесного дома! До свидания, Лес!

(Дети под «Шум леса» уходят в группу) .