Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ

"СКАЗОЧНОЕ ЛЕТО"

№ 1550 Статья "Новые перспективные формы работы с родителями"

Опубликовано 29.11.2016

Название работы – Статья  «  Новые перспективные  формы  работы с родителями    (из опыта работы)

Автор и должность - Харченко Елена Владимировна – воспитатель МАДОУ

Наименование МАДОУ: Муниципальное образование город Ноябрьск Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «ЛУКОМОРЬЕ» муниципального образования город Ноябрьск

Адрес МДОУ: 629803, ЯНАО, г. Ноябрьск, ул. Высоцкого, д. 7в

Телефон МДОУ: 8(3496) 35-51-96, 34-50-69,

E-mail: MDOU_Lukomore@mail.ru

Мы живём в необычное время. На наших глазах многое меняется: от основ государственного устройства и системы приоритетов до межличностных отношений и внутрисемейных ценностей.

Неизменным остаётся желание человека сделать своих детей счастливыми и успешными в жизни.

 Сейчас  мы стали говорить о приоритете семьи в воспитании ребенка. Это значит, что на первый план в жизни человека по праву выходят самые близкие люди – его родители. Именно им  отводится главная роль в воспитании ребенка. А  все социальные институты и учреждения должны оказывать помощь семье, профессионально сотрудничая с ней.

Именно для этого в нашем ДОУ был организован «Родительский клуб»-   новая перспективная  форма работы с родителями, которая пришла на смену  дистантной и безликой «работе с семьей». Педагоги нашего ДОУ предлагаю сотрудничество и взаимодействие - активное общение и включённость в живой педагогический процесс всех его участников: детей, родителей, педагогов и других специалистов.   


 

«Новые  перспективные  формы работы с родителями.   

                                                                                                          Харченко Е. В.                

 

«Наилучший способ помочь детям –
это помочь их родителям»

Семья – это общественный институт, где осуществляется социализация ребёнка. Им осваиваются общечеловеческие нормы морали, ценности в процессе взаимодействия с близкими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире. С семьёй человек неразлучен всю свою жизнь: воспитывается в ней сначала сам, а затем создаёт свою семью и воспитывает своих детей. [3]

Учёные (В.М.Дружинин, С.В.Ковалёв, В.В.Чечет и др.) утверждают, что социализация детей всегда, во все времена и у всех народов была главной специфической функцией семьи. Не вдаваясь в подробности этой и других функций семьи, отметим, что, как раньше, так и сейчас, быть родителем непросто.[3]

Сегодня наш мир совсем не похож на тот, что был вчера. Изменилась система образования, появились новые возможности для проведения свободного времени детей. А новые игрушки, технические средства, продукты питания и т.д. создают новый взгляд на жизнь, как у детей, так и у родителей. Перед родителями встают всё новые и новые вопросы, ответы на которые они не могут найти, что создаёт подчас в семье атмосферу растерянности, а иногда даже отчаяния.[2]

Какой же здесь выход? Как государству, так и всем социальным институтам необходимо повышать авторитет семьи, её стабильность, содействовать гуманизации и демократизации семейных отношений. А что может сама семья, каковы её задачи? Во-первых, она должна существовать и развиваться, а во-вторых, создавать нормальный семейный  микроклимат, который имел бы определённый воспитательный эффект для всех членов семьи.[1]

Каждая ли семья может справиться сегодня с поставленными перед ней задачами? Практика свидетельствует, что многие семьи не справляются. В семьях наблюдаются жестокость отношений, отсутствие заботы о ребёнке, что приводит к развитию детской преступности, социального сиротства. Плохо, что многие родители не осознают опасности сложившейся ситуации. И винить их зачастую нельзя – у них просто не хватает знаний, нет элементарной педагогической культуры. Именно поэтому актуальность создания  «Родительского клуба» очень велика. Не дублируя функции, структуру и задачи таких традиционных форм работы с семьёй, как родительское собрание, родительский лекторий, «Родительский клуб» должен стимулировать стремление родителей к самопознанию, пробуждать интерес к личности ребёнка, желание оказывать ему помощь и поддержку. Родители и педагоги в этом сложном процессе должны выступать как единомышленники, партнёры, друзья. На сегодняшний день, пожалуй, никто из родителей не станет возражать против утверждения о том, что развитие ребенка, его психических и личностных качеств во многом определяется теми взаимоотношениями, которые складываются в течение жизни между формирующейся личностью и его ближайшим взрослым окружением. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем.[1]
          В статье 18 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте". 
Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно - сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Поэтому педагоги нашего ДОУ взяли на себя миссию: повернуть родителей лицом к детям, создать психологически комфортные условия для эмоционального общения родителей,  детей и педагогов.

Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах семейных отношений.  Поэтому появился вопрос о необходимости просвещения и обучения родителей, расширения уже имеющегося у них педагогического опыта и приобретения новых знаний о нормах и законах традиционно-православного воспитания, которые будут способствовать качественному изменению отношений в семье, ее укреплению и развитию семейных ценностей.[2]

С целью решения данной вопроса в нашем ДОУ был создан  «Родительский клуб». 

Целью «Родительского клуба» является содействие в формировании ценностного отношения детей и взрослых к семье, возрождение духовно-нравственных традиций семейного воспитания; формирование педагогической компетенции родителей, просвещение родителей с использованием традиционных духовных основ семейного воспитания, сохранение и укрепление семейных традиций и семейных ценностей. 

На  пути  к  достижению   поставленной цели мы  решаем ряд сопутствующих задач:
укреплять  внутрисемейные и межсемейные связи; 
создавать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями; 
развивать  креативные способности детей и родителей в  совместной  деятельности; 
повышать педагогическую культуру  родителей; 
активизировать и обогатить воспитательные умения  родителей, обращаясь к истории и традициям семьи, поддерживать их уверенность в  собственных педагогических возможностях; выявлять и транслировать положительный семейный опыт по воспитанию и развитию детей, а также традиций в семьях.

 В результате  работы  нашего  «Родительского клуба » происходит:

  • повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей; 
  • оптимизация детско-родительских отношений; 
  • возрастание интереса родителей к  воспитанию детей;
  • улучшение детско-родительских отношений;
  • сохранение семейных ценностей и традиций. 

В работе клуба  мы используем такие формы работы как: беседа, консультация, круглый стол, совместные занятия родителей и детей, обсуждение и распространение  семейного опыта, проекты, экскурсии, встречи с интересными людьми, совместные поездки,  путешествия.

Данная форма взаимодействия интересна тем, что тематика  наших занятий  варьируется  в зависимости от социального запроса родителей. Каждый родитель имеет возможность высказать свои пожелания, предложения, касающиеся организации и содержания работы. Такое сотрудничество с родителями обогащает всех участников, создает положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых.  

Участие в работе «Родительского клуба» помогает нашим родителям снять эмоциональное напряжение – так называемого «конфликта поколений», появившегося и у родителей и у детей. Появляется желание идти на контакт друг к другу, пересмотреть устоявшиеся нормы в связи с вновь возникшими обстоятельствами, чутко реагировать на изменение семейного климата и двигаться в направлении его улучшения, родители и дети научаться слышать друг друга и вставать на противоположную сторону. Повышается  психолого-педагогическая культура родителей, которая в свою очередь поспособствует сохранению целостности семьи и полноценного развития детей в семье, гармонизация семейных отношений, формированию  равноправных и равноответственных партнёров.  К тому же родители и дети могут обогатить семейный досуг культурными мероприятиями, благодаря которым семья укрепляется и сплачивается.    

«Родительский клуб» – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, их сплочению, передаче опыта в воспитании детей, укреплению института семьи .[1]

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Баркан А.Н. Практическая психология для родителей или как научиться понимать своего ребенка. – М.,1999.
  2. Газета “Школьный психолог” №5–2002, №10–2000
  3. Сурженко Л. Как вырастить личность. Воспитание без крика и истерик. – Издательство: Питер, 2011.