Название работы – Статья « Новые перспективные формы работы с родителями (из опыта работы)
Автор и должность - Харченко Елена Владимировна – воспитатель МАДОУ
Наименование МАДОУ: Муниципальное образование город Ноябрьск Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «ЛУКОМОРЬЕ» муниципального образования город Ноябрьск
Адрес МДОУ: 629803, ЯНАО, г. Ноябрьск, ул. Высоцкого, д. 7в
Телефон МДОУ: 8(3496) 35-51-96, 34-50-69,
E-mail: MDOU_Lukomore@mail.ru
Мы живём в необычное время. На наших глазах многое меняется: от основ государственного устройства и системы приоритетов до межличностных отношений и внутрисемейных ценностей.
Неизменным остаётся желание человека сделать своих детей счастливыми и успешными в жизни.
Сейчас мы стали говорить о приоритете семьи в воспитании ребенка. Это значит, что на первый план в жизни человека по праву выходят самые близкие люди – его родители. Именно им отводится главная роль в воспитании ребенка. А все социальные институты и учреждения должны оказывать помощь семье, профессионально сотрудничая с ней.
Именно для этого в нашем ДОУ был организован «Родительский клуб»- новая перспективная форма работы с родителями, которая пришла на смену дистантной и безликой «работе с семьей». Педагоги нашего ДОУ предлагаю сотрудничество и взаимодействие - активное общение и включённость в живой педагогический процесс всех его участников: детей, родителей, педагогов и других специалистов.
«Новые перспективные формы работы с родителями.
Харченко Е. В.
«Наилучший способ помочь детям –
это помочь их родителям»
Семья – это общественный институт, где осуществляется социализация ребёнка. Им осваиваются общечеловеческие нормы морали, ценности в процессе взаимодействия с близкими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире. С семьёй человек неразлучен всю свою жизнь: воспитывается в ней сначала сам, а затем создаёт свою семью и воспитывает своих детей. [3]
Учёные (В.М.Дружинин, С.В.Ковалёв, В.В.Чечет и др.) утверждают, что социализация детей всегда, во все времена и у всех народов была главной специфической функцией семьи. Не вдаваясь в подробности этой и других функций семьи, отметим, что, как раньше, так и сейчас, быть родителем непросто.[3]
Сегодня наш мир совсем не похож на тот, что был вчера. Изменилась система образования, появились новые возможности для проведения свободного времени детей. А новые игрушки, технические средства, продукты питания и т.д. создают новый взгляд на жизнь, как у детей, так и у родителей. Перед родителями встают всё новые и новые вопросы, ответы на которые они не могут найти, что создаёт подчас в семье атмосферу растерянности, а иногда даже отчаяния.[2]
Какой же здесь выход? Как государству, так и всем социальным институтам необходимо повышать авторитет семьи, её стабильность, содействовать гуманизации и демократизации семейных отношений. А что может сама семья, каковы её задачи? Во-первых, она должна существовать и развиваться, а во-вторых, создавать нормальный семейный микроклимат, который имел бы определённый воспитательный эффект для всех членов семьи.[1]
Каждая ли семья может справиться сегодня с поставленными перед ней задачами? Практика свидетельствует, что многие семьи не справляются. В семьях наблюдаются жестокость отношений, отсутствие заботы о ребёнке, что приводит к развитию детской преступности, социального сиротства. Плохо, что многие родители не осознают опасности сложившейся ситуации. И винить их зачастую нельзя – у них просто не хватает знаний, нет элементарной педагогической культуры. Именно поэтому актуальность создания «Родительского клуба» очень велика. Не дублируя функции, структуру и задачи таких традиционных форм работы с семьёй, как родительское собрание, родительский лекторий, «Родительский клуб» должен стимулировать стремление родителей к самопознанию, пробуждать интерес к личности ребёнка, желание оказывать ему помощь и поддержку. Родители и педагоги в этом сложном процессе должны выступать как единомышленники, партнёры, друзья. На сегодняшний день, пожалуй, никто из родителей не станет возражать против утверждения о том, что развитие ребенка, его психических и личностных качеств во многом определяется теми взаимоотношениями, которые складываются в течение жизни между формирующейся личностью и его ближайшим взрослым окружением. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем.[1]
В статье 18 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте".
Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно - сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Поэтому педагоги нашего ДОУ взяли на себя миссию: повернуть родителей лицом к детям, создать психологически комфортные условия для эмоционального общения родителей, детей и педагогов.
Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах семейных отношений. Поэтому появился вопрос о необходимости просвещения и обучения родителей, расширения уже имеющегося у них педагогического опыта и приобретения новых знаний о нормах и законах традиционно-православного воспитания, которые будут способствовать качественному изменению отношений в семье, ее укреплению и развитию семейных ценностей.[2]
С целью решения данной вопроса в нашем ДОУ был создан «Родительский клуб».
Целью «Родительского клуба» является содействие в формировании ценностного отношения детей и взрослых к семье, возрождение духовно-нравственных традиций семейного воспитания; формирование педагогической компетенции родителей, просвещение родителей с использованием традиционных духовных основ семейного воспитания, сохранение и укрепление семейных традиций и семейных ценностей.
На пути к достижению поставленной цели мы решаем ряд сопутствующих задач:
укреплять внутрисемейные и межсемейные связи;
создавать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями;
развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности;
повышать педагогическую культуру родителей;
активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, обращаясь к истории и традициям семьи, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях; выявлять и транслировать положительный семейный опыт по воспитанию и развитию детей, а также традиций в семьях.
В результате работы нашего «Родительского клуба » происходит:
- повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей;
- оптимизация детско-родительских отношений;
- возрастание интереса родителей к воспитанию детей;
- улучшение детско-родительских отношений;
- сохранение семейных ценностей и традиций.
В работе клуба мы используем такие формы работы как: беседа, консультация, круглый стол, совместные занятия родителей и детей, обсуждение и распространение семейного опыта, проекты, экскурсии, встречи с интересными людьми, совместные поездки, путешествия.
Данная форма взаимодействия интересна тем, что тематика наших занятий варьируется в зависимости от социального запроса родителей. Каждый родитель имеет возможность высказать свои пожелания, предложения, касающиеся организации и содержания работы. Такое сотрудничество с родителями обогащает всех участников, создает положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых.
Участие в работе «Родительского клуба» помогает нашим родителям снять эмоциональное напряжение – так называемого «конфликта поколений», появившегося и у родителей и у детей. Появляется желание идти на контакт друг к другу, пересмотреть устоявшиеся нормы в связи с вновь возникшими обстоятельствами, чутко реагировать на изменение семейного климата и двигаться в направлении его улучшения, родители и дети научаться слышать друг друга и вставать на противоположную сторону. Повышается психолого-педагогическая культура родителей, которая в свою очередь поспособствует сохранению целостности семьи и полноценного развития детей в семье, гармонизация семейных отношений, формированию равноправных и равноответственных партнёров. К тому же родители и дети могут обогатить семейный досуг культурными мероприятиями, благодаря которым семья укрепляется и сплачивается.
«Родительский клуб» – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, их сплочению, передаче опыта в воспитании детей, укреплению института семьи .[1]
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Баркан А.Н. Практическая психология для родителей или как научиться понимать своего ребенка. – М.,1999.
- Газета “Школьный психолог” №5–2002, №10–2000
- Сурженко Л. Как вырастить личность. Воспитание без крика и истерик. – Издательство: Питер, 2011.