Душкина Марина Олеговна
МАДОУ "Детский сад № 404", г. Пермь
воспитатель
Конспект занятия по художественно-эстетической деятельности
(аппликация) для детей средней группы
Тема: «Автобус»
Программное содержание:
- Учить детей передавать характерные особенности формы автобуса с помощью закругления углов.
- Развивать умение классифицировать виды транспорта по месту его передвижения – наземный, воздушный, водный; умение рассуждать, делать выводы.
- Упражнять в навыке находить признаки различия и сходства грузового и пассажирского транспорта.
- Закреплять в активном словаре слова: транспорт легковой, грузовой, пассажирский, наземный, водный, воздушный.
- Расширять кругозор детей, воспитывать наблюдательность.
Словарная работа: бензин, наземный транспорт, остановка, кузов, расписание.
Материалы: игрушечный автобус, иллюстрации автобуса, бумага размером ½ альбомного листа для основы (фона), набор цветной бумаги (прямоугольные полоски, квадраты, прямоугольники), ножницы, клей, салфетка.
Ход мероприятия:
Собирающая игра под музыку «Мы сели в автобус»
Воспитатель: Вы любите отгадывать загадки? Послушайте одну из них:
Что за чудо красный дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины и питается бензином. (Автобус)
Дети: Автобус.
Воспитатель: Как вы узнали, что загадка про автобус? Почему про него сказано дом? Про какую такую обувь рассказывается в загадке? Ребята, на чем вы с мамами, папами утром добираетесь до детского сада?
Ответы детей: Автобус, такси, машина и т.п.
Воспитатель: Как мы можем назвать все это назвать одним словом?
Дети: Транспорт.
Воспитатель: Верно, все то, что движется на расстояния и перевозит грузы называют транспортом. Как называют транспорт, если он ездит по земле?
Дети: Наземный транспорт.
Воспитатель: Какие виды транспорта вы еще знаете?
Дети: воздушный (самолет,…), водный (пароход,…)
Воспитатель: А каким видом транспорта мы пользуемся чаще всего в городе?
Дети: Наземным!
Воспитатель: А если нам надо добираться далеко, ехать долго?
Дети: воздушным, железнодорожным.
Воспитатель: Вы слышите, кто-то плачет? Ой, это же наш Мишка ( с подарком в руках).Что случилось, мишка, расскажи.
Рассказ мишки: «Меня пригласил на день рождения мой лучший друг ослик ИА, он живет далеко, пешком не добраться. Я пошел на остановку, но не успел, автобус уехал. Как же мне теперь не опоздать на праздник, вовремя и быстро добраться до дома ослика?».
Воспитатель: Не расстраивайся, Мишка, мы поможем тебе. Правда, ребята! Только сначала нам нужно попить молочка, водички, чтобы появились силы.
Дети сидят на стульчиках (после полдника)
Воспитатель: Ребята, вы помните, кому мы хотели помочь? Почему ему нужна наша помощь?
Дети: Мишке. Он очень хочет попасть на день рождения к своему другу, но не успел на автобус.
Воспитатель: Как мы можем помочь Мишке в этой ситуации?
Дети: Нарисовать автобус, слепить….
Воспитатель: правильно, можно нарисовать, слепить, а можно….наклеить! Посмотрим все на автобус!
Рассматривание автобуса
Воспитатель: Давайте внимательно посмотрим, что есть у автобуса, чем он отличается от трамвая, легковой машины?
Дети: много колес, закрытый кузов. А почему кузов закрытый? Чтобы люди не выпали, много окон, чтобы было светло и пассажиры могли смотреть в окно – куда они едут.
Воспитатель: Какие края у кузова автобуса (показывает рукой, обводя края на образце). Какой формы кузов?
Дети: Закругленные края, прямоугольная форма.
Воспитатель: А колеса какой формы?
Дети: Круглой. Почему колеса у автобуса круглые? Почему их много?
Воспитатель: Окна - какие они по форме, сколько их, для чего нужны окна?
Дети: Прямоугольной.
Воспитатель: верно! Теперь я приглашаю мальчиков встать на колени перед моим столом. Теперь девочки встают за мальчиками. Внимательно смотрим, как приклеивать части автобуса.
(дети встают полукругом)
Воспитатель: У нашего автобуса закругленные края кузова. Но у нас нет такой формы, есть только прямоугольник? Как из прямоугольникам сделать фигуру с округлыми краями? Вспомните, как получить закругленные края?
Дети: Срезать угол.
Воспитатель : посмотрите, я вам напомню как это делать (показываю и комментирую действия). Вспоминаем как правильно и безопасно нужно работать с ножницами (берем ножницы в правую руку, перед собой, не заводя руку вперед, а левая рука поворачивает бумагу в нужном направлении). Работаем аккуратно.
Воспитатель: нам нужны колеса, но готовых круглых форм у нас тоже нет, как быть? Как из квадрата получить круг?
Дети: Срезать уголки.
Воспитатель: Можно ли сделать так, чтобы получилось сразу много окон? Как? вы рассказывайте, а я буду показывать, как из одного прямоугольника получить много окон?
Дети: Сложить прямоугольник в полоску и разрезать на маленькие прямоугольники.
Воспитатель: А вот теперь мы приготовили все формы, что будем делать дальше? Посмотрите, как я разложу формы на листе, чтобы получился автобус. Сначала выложу… ( раскладывание снизу вверх) Теперь нужно все приклеить…. вот и узнаю, нужно ли большим и умелым ребятам показывать как приклеивать формы или сами справитесь?
Воспитатель: Сначала что будем приклеивать?
Дети: окна. Почему????
Воспитатель: Что потом?
Дети: кузов, затем колеса.
Воспитатель: Молодцы! Для создания такого автобуса нам понадобился лист белой бумаги, две желтые полоски, два квадрата и один прямоугольник. Теперь я приглашаю мальчиков приготовить рабочее место( пока мальчики готовят рабочее место, девочки начинают игру «Купим мы бабушка»). Теперь приглашаю девочек приготовить рабочее место (мальчики продолжают игру с места, где закончили девочки).
Воспитатель: Теперь берите стулья и начинайте работать.
Воспитатель в процессе работы помогает детям.
Воспитатель: Кто справился с работой, тот может ее дополнить рисунком (дорисовать дорогу, остановку)
После того, как дети убрали рабочие места, показали работу Мишке, рассказали, проводим итоговую беседу.
Воспитатель: Чем мы с вами занимались?
Ответы детей.
Воспитатель: Кому мы помогали, для кого клеили автобус?
Получилось у нас помочь Мишке? почему вы так думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите, как радуется Мишка. Он вас благодарит и говорит огромное спасибо!
Итог занятия: Выставка работ.
Минутка шалости.