Валишина Лилия Рауисовна
НРМ БДУ «д/с «Жемчужинка»
ХМАО – Югра, гп. Пойковский
Воспитатель
Конспект
Семинар – практикум
«Развитие детского речевого творчества».
Творчество – это не удел только гениев, создав-
ших великие художественные произведения.
Творчество существует везде, где человек
воображает, комбинирует, создаёт что-то новое.
Л. С. Выготский
Задачи:
- познакомить родителей с понятием «речевое творчество», рассказать о важности данного направления ребёнка;
- формировать практические умения, связанные с организацией игр на развитие речевого творчества.
Ход семинара
Практикум «Развивающие игры».
Информация для ведущего. Проблема развития речевого творчества очень актуальна. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.
Дошкольный возраст уникален, ум детей не ограничен глубоким опытом жизни и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им быть непосредственным и непредсказуемым, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимания. Дошкольник в силу своей возрастной специфики – искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. Поэтому регулярное столкновение с творческими, исследовательскими задачами, в том числе с такими, на которые пока никто не знает ответа, необходимо формирующемуся уму, как витамины растущему организму.
Для развития речевого творчества можно использовать приёмы ТРИЗ – педагогики (Теория Решения Изобретательских задач, Г. С. Альтшуллер). Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать человека творческого и творящего, владеющего мощным арсеналом способов решения изобретательских задач и грамотной речью.
Ведущий предлагает родителям познакомиться с технологией и попробывать организовать игры, которые учат детей находить нестандартные решения, рассуждать, выявлять противоречие.
Игра «Да – нетки» или «Наводящие вопросы».
Ведущий загадывает слово, играющие задают ему любые вопросы, на которые он может ответить только «да» или «нет». Игра продолжается, пока играющие не узнают, что задумал водящий.
В роли ведущего каждой из игр по очереди предлагается выступить 2-3 участникам семинара.
Игра «Чёрное – белое» или «Хорошо- плохо».
Участникам игры предлагается назвать положительные качества объекта (явления, ситуации), затем – отрицательные.
Например: хорошо, когда выпадает снег: всё вокруг становится чистым, нарядным. Плохо, когда выпадает снег, приходится убирать снег.
Игра «Наоборот» или «Перевёртыши».
Ведущий бросает мяч играющему и называет слово. Нужно ответить словом, противоположным по значению и вернуть ведущему мяч.
Игра «Подбери замену».
Играющим предлагается мысленно выполнить то или иное задание, не располагая необходимыми ресурсами. Пример задания: Золушка замесила тесто, но обнаружила, что её скалка пропала. Мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?
Игра «Цепочка ассоциаций».
Эта игра учит размышлять, искать неочевидные связи между предметами, явлениями.
Ведущий даёт задание: два слова из цепочки – первое и последнее, указывает, сколько слов пропущено. Играющим нужно за соответствующее число ходов связать их в единую смысловую цепочку.
Например: река-тарелка. Пропущено два слова. Вариант цепочки: река-вода-суп-тарелка. Из тарелки взяли воду, чтобы сварить суп. Суп налили в тарелку.
Игра «Исключение лишнего».
Ведущий называет три слова, играющим нужно исключить одно понятие, выбрав и пояснив принцип, по которому они это делают.
Пример задания: солнце, помидор, собака. Примеры ответов: помидор, так как это слово начинается с буквы «П», остальные - с буквы «С». Собака, так как все остальные слова обозначают круглые предметы и т.д.
Организуется рефлексия, ведущий предлагает поделиться впечатлениями от участия в играх, обсудить их развивающие возможности.
Практикум «Обучение детей составлению сравнений».
Информация для ведущего. Развитие выразительности речи детей – одна из трудно решаемых задач дошкольного образования. Под выразительностью речи понимается эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся подбором междометий, силой, тембром голоса и образностью слова.
Дети достаточно легко учатся активно использовать такие части речи, как существительные, глаголы, наречия, но прилагательные используют не часто. Вместе с этим именно с помощью правильно подобранных прилагательных значительно точнее можно передать представления, впечатления, глубже воспринимается и отражается окружающий мир.
Дети с интересом включаются в игровую деятельность по созданию образных характеристик различных объектов, достаточно легко усваивают предлагаемые алгоритмы.
Работа по развитию образной речи должна начинаться с обучения созданию сравнений (первый этап), затем отрабатывается умение составлять разнообразные загадки (второй этап), в дальнейшем, в старшем дошкольном возрасте, дети учатся составлять метафоры (третий этап).
Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений рекомендуется начинать с трехлетнего возраста. При этом используется такая модель составления сравнений:
- Взрослый называет какой-либо объект;
- Обозначает его признак;
- Определяет значение этого признака;
- Сравнивает данное значение признака в другом объекте.
Пример:
- Цыплёнок (объект №1);
- По цвету (признак);
- Жёлтый (значение признака);
- Такой же желтый (значение признака) по цвету 9признак), как солнце (объект №2).
В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признакам : цвет, форма, вкус, звуки, температура и др. Построение фразы должно помочь детям понять, что признак – это понятие более общее, чем значение данного признака.
Пример 1: Мяч по форме круглый, такой же круглый, как яблоко.
Пример 2: Снег и сосулька.
Признак: температура.
Значение признака: холодный.
Снег холодный, такой же холодный, как сосулька.
Дидактическая игра «Какой?»[1]
Чтобы научить детей понимать сравнения, можно проводить различные игры с использованием текста загадок. В миниатюрах, в которых сравнение является особой формой описания, играющим предлагается заменить строфы словами, обозначающими качества загаданного объекта:
По цвету – снег, белый
По вкусу – мёд, сладкий
Во рту он тает, тает во рту
Будто лёд. (Сахар)
Игровое упражнение «Одним словом».
Играющим предлагается заменить фразу, содержащую сравнение, одним словом:
Размером со слона – большой.
Движется как черепаха – медлительный.
По форме как мяч - …
По цвету как мышь - …
Дидактическая игра «Сравнение».
Вариант 1. Подберите сравнения для каждого из примеров:
- высокий, как … (жираф, гора, дядя Стёпа)
- пушистая, как … (котёнок, лисичка, цыплёнок)
- яркий, как …
- пёстрый, как …
- красивый, как …
- поёт, как …
- танцует, как …
Вариант 2. Подберите сравнения – антонимы:
Бегает, как олень – бегает, как черепаха.
Поёт, как соловей – поёт, как …
Вариант 3. Соревнование творческих групп «Больше красивых сравнений».
Участникам семинара предлагается объединиться в группы, выбрать из любой книги фрагмент текста (10 – 12 предложений), дополнить его сравнениями. Полученные тексты зачитываются, выбирается победитель – команда, придумавшая больше красивых сравнений.
Вариант 4. Творческим группам предлагается составить загадки, построенные на сравнениях по предлагаемым им изображениям. Например: Ствол, как столб, колючки, как у ежа, как у ромашки. (Кактус).
Группы по очереди загадывают загадки друг другу. Оценивается и качество загадки, и аналитическая работа по её разгадыванию.
Информация для ведущего. Первые работы детей могут быть крайне далеки от совершенства. Поэтому взрослому важно уметь в рамках творческого сотрудничества путём наводящих вопросов и прямых предложений помогать ребёнку улучшать литературные свойства миниатюры, исправлять неточности, выбирать вариант с заданными свойствами: самый загадочный, самый трудный, самый смешной, самый красивый и т.д.
Рефлексия.
Ведущий предлагает оформить составленные участниками загадки, чтобы предложить их вниманию детей, подготовить к следующей встрече рассказы о совместном с детьми творчестве.
[1] Далее приводятся задания из книги Тимофеевой Л.Л. «Дети и волшебный мир загадок» (серия «Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования». Выпуск 6/ Под ред. Л.Л. Тимофеевой. М.: Педагогическое общество России, 2014. С . 51-109).