Долотова Людмила Николаевна
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №124»,
г.Саратов
воспитатель
Выступление на педсовете «Система взаимодействия специалистов в ДОУ»
Руководство всей деятельностью ДОУ осуществляется заведующей в соответствии с Уставом образовательного учреждения.
Заведующая обеспечивает своевременное комплектование групп в соответствии с решением психолого – медико - педагогического консилиума;
- совместно с коллективом создает климат психологического комфорта,
- формирует предметно - развивающую среду.
Коррекционно-развивающий процесс реализуется взаимодействием в работе воспитателей, логопеда, психолога и других специалистов образовательного учреждения. Только при взаимодействии возможно достижение результата.
Модель взаимодействия специалистов в коррекционно – образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов ДОУ в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями (в нашем случае, ребенком с ТНР), а так же функциональные обязанности каждого специалиста ДОУ (педагога – психолога, педагога – логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора физического воспитания) по отношению к воспитаннику. Все специалисты при создании модели работают под руководством педагога – логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы, составляет совместно с коллегами блочный интегрированный календарно-тематический план.
ЛОГОПЕД
- Диагностирует: уровень импрессивной и экспрессивной речи (лексический, грамматический, слоговой, фонематический, звукопроизносительный строй).
- Составляет индивидуальные планы развития, планы специально-организованных занятий.
- Осуществляет на индивидуальных занятиях постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию дефектных звуков, их автоматизацию, дифференциацию, введение в самостоятельную речь.
- Проводит подгрупповые занятия по формированию фонематического восприятия (1 год обучения), подготовке к обучению грамоте (2 год обучения).
- Вводит в режимные моменты игры и упражнения, направленные на практическое овладение навыками словообразования и словоизменения, связной речи.
- консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы. Информирует родителей о результатах диагностики, о плане индивидуального развития.
- участвует в методических объединениях, является активным членом психолого – медико – педагогического консилиума.
- Организует коррекционно-развивающее и речевое пространство с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
ВОСПИТАТЕЛЬ
- Проведение специально - организованных занятий по продуктивным видам деятельности по подгруппам и индивидуально, организация совместной и самостоятельной деятельности детей.
- Воспитание культурно – гигиенических навыков, развитие мелкой моторики рук через ручной труд и конструирование. развитие общей моторики через подвижные игры и игровые упражнения.
- Организация индивидуальной работы с детьми, выполнение рекомендаций специалистов.
- Применение здоровьесберегающих технологий, создание благоприятного климата в группе с помощью родителей.
- Консультирование родителей о формировании культурно – гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях детей, уровне развития мелкой моторики.
- Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевого нарушения, а также развитии психических процессов, кроме того, осуществляет ряд общеобразовательных мероприятий, предусмотренных программой детского сада.
ПСИХОЛОГ
- Организация взаимодействия педагогов;
- Психопрофилактическая работа.
- Психодиагностическая работа с детьми.
- Выявление и преодаление отклонений в становлении отдельных сторон личности детей дошкольного возраста.
- Специально – коррекционная работа с детьми, входящими в группу «риска».
- Повышение уровня психологической компетентности работников детского учреждения.
- Работа с педагогическим коллективом.
- Повышение уровня психологической грамотности родителей.
- Консультативная работа с родителями.
- Коррекционная работа с родителями.
- Оказывает методическую помощь логопеду и воспитателям в разработке коррекционных программ индивидуального развития.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
- Осуществление музыкального и эстетического воспитания детей.
- Учет психоречевого и физического развития детей при подборе музыкального, песенного репертуара.
- Использование на занятиях элементов психогимнастики, музыкотерапии, коррекционной ритмики, пластических этюдов и двигательных импровизаций детей.
ИНСТРУКТОР ФИЗКУЛЬТУРЫ
- Укрепление здоровья детей: формирование правильной осанки, физическое развитие, совершенствование психомоторных способностей дошкольников.
- проведение танцевально-игровой гимнастики, самомассажа, ритмики.
МЕДПЕРСОНАЛ
- Проведение лечебно - профилактических и оздоровительных мероприятий.
- Соблюдение требований санитарно – эпидемиологических правил и норм.
- Осуществление контроля режима и качества питания.
- Оценка физического развития детей по данным антропометрических показателей.
- Оценка состояния здоровья детей посредством регулярных осмотров.
Формы взаимодействия специалистов:
- педсоветы,
- консультации,
- тренинги,
- семинары-практикумы, медико – психолого - педагогические консилиумы,
- деловые игры,
- круглые столы,
- анкетирование,
- просмотр и анализ открытых занятий и др.
УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Тесная взаимосвязь логопеда, воспитателей, музыкального руководителя возможна при условии:
· совместного планирования работы: выбора темы и разработки занятий, определения последовательности занятий и задач.
В результате совместного обсуждения составляются планы фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий.
· одновременного решения коррекционно-образовательных задач, логопеда, воспитателя (каждый на своем занятии).
Только в этом случае коррекция недостатков у дошкольников с ТНР будет осуществляться системно,
·успешное преодоление недоразвития у дошкольников с ТНР возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям.