Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ

"СКАЗОЧНОЕ ЛЕТО"

№ 2559 "Организация здоровьесберегающей среды в средней логопедической группе "Почемучки"

Опубликовано 18.05.2017

Смелая Елена Константиновна
МДОУ "Детский сад комбинированного вида №115"
Воспитатель

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СРЕДНЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «ПОЧЕМУЧКИ»

СКАЧАТЬ (с фото)

 

«Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно».

Н.М. Амосов.

Приоритетным направлением деятельности дошкольного образовательного учреждения является создание условий для сохранения психического и физического здоровья каждого ребенка, обеспечение эмоционального благополучия детей, создание общности пространства детско-взрослого взаимодействия с учетом ведущей деятельности возраста, развитие каждого ребенка, как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой, а также оказание педагогической поддержки для сохранения и развития индивидуальности каждого ребенка. Все это представляет собой здоровьесберегающую среду детского сада или здоровьесберегающее воспитательное пространство.

В последнее время возрастает количество детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. Среди них значительная часть детей имеет низкий уровень речевого развития. Я работаю в логопедической группе, поэтому наша цель работы повысить эффективность здоровьесберегающей деятельности через организацию единого, коррекционно-образовательного пространства.

Приоритетным направлением работы педагогов в нашей логопедической группе сохранение и укрепление здоровья детей с обязательной коррекцией недостатков речевого развития. Для достижения максимального эффекта оздоровительный процесс, как и коррекционный, у нас пронизывает все виды деятельности ребенка и сопровождает его в течение всех режимных моментов.

Мы работаем  по нескольким направлениям: логопедическое, психолого-педагогическое, коррекционно-педагогическое, физкультурно-оздоровительное, музыкальное, медицинское.

Основными условиями сохранения и укрепления здоровья наших детей, воспитывающихся в логопедической  группе являются:

  • Реализация здоровьесберегающих педагогических технологий по всем разделам образовательной работы;
  • Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту;
  • Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха;
  • Создание условий для удовлетворения биологической потребности детей в движении;
  • Реализация системы мероприятий по оздоровлению ослабленных детей;
  • Реализация различных форм систематической работы с родителями и формирование у детей навыков здорового образа жизни на основе гигиенического воспитания и обучения.

Здоровьесберегающую деятельность осуществляем  в различных формах, которую планируем совместно с другими специалистами по всем видам здоровьесбережения.

Важное место в работе по сохранению и укреплению здоровья детей в нашей группе занимает развитие моторной сферы: развитие общей моторики, развитие пальцевой моторики, развитие моторики артикуляционного аппарата.

Коррекционная работа направлена на нормализацию мышечного тонуса, развитию статистической выносливости, исправлению неправильных поз, координации речи и движения, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции, развитию тонких двигательных координации, необходимых для формирования навыков письма. Развитие общей моторики осуществляется на всех видах занятий.


 

В коррекционно-педагогическом направлении используются динамические паузы и подвижные игры. Они хорошо влияют на физическое здоровье, психоэмоциональное состояние детей, тонизируют весь организм. На каждом занятии при изучении определённой лексической темы нами подбираются подвижные игры и физкультминутки, соответствующие тематике. Поскольку дети с ОНР не могут длительное время сосредотачивать внимание, подвержены быстрому утомлению, то такая форма работы особенно актуальна. Эти игры применяются мной и другими специалистами на занятиях, в утренние и вечерние часы, рекомендуем проводить их дома родителям. В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, ненавязчиво корригируются недостатки речи, активизируется словарный запас, в умело подобранном несложном стихотворении, считалке, чистоговорке, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал и развивается мышечная активность.

Двигательная активность, как переключение на новую деятельность, обеспечивает активный отдых, повышает работоспособность, предупреждает переутомление, способствует развитию подвижности нервных процессов.

 

Особое внимание я уделяю  развитию мелкой моторики пальцев рук. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что влияние «импульсации с мышц руки так значительно, только в детском возрасте, пока идёт формирование речевой моторной области».

 

Большое внимание в работе с детьми  уделяю артикуляционной гимнастике, которую проводим ежедневно в утренние и вечерние часы воспитателями, логопедом на индивидуальных и фронтальных занятиях, в свои занятия включает и музыкальный руководитель. Артикуляционные упражнения развивают моторику речевого аппарата, улучшается амплитуда движений, переключаемость, улучшается состояние мышц языка. Артикуляционные упражнения выполняем в сопровождении стихотворного текста или специально подобранной музыки.

Одной из главных задач формирования речи является развитие речевого дыхания, которое включает в себя выработку длительного и достаточной силы ротового выдоха, умения беззвучно и своевременно добирать воздух в процессе высказывания. Проводя игровые дыхательные упражнения «Забей мяч в ворота», «Листопад» осенью, «Снегопад» зимой, «Чья лодочка дальше уплывёт? » весной и много других на занятиях, в свободной деятельности, мы рекомендуем и родителям эту работу продолжать и дома. Для улучшения речевого дыхания разучиваем с детьми чистоговорки, загадки, пословицы, которые учимся произносить на одном выдохе.

Так же проводим и другие виды работы с детьми и другие виды работы с детьми.

  • Самомассаж активных точек лица для снижения уровня респираторных заболеваний.
  • Зрительные упражнения, направленные на сохранение зрения.
  • Подвижные и спортивные игры.
  • Ходьба по массажным коврикам.

 

  • -Технологии обучения здоровому образу жизни (игротреннинги, игротерапия, проблемно-игровые занятия, занятия из серии «Здоровье») .
  • Формирование гигиенических и социально-бытовых навыков (умывание, чистка зубов и т. д.)
  • Релаксация, психогимнастика, методы обучения способам мышечного расслабления, повышающие эмоциональное и психологическое благополучие детей.
  • Упражнения для развития графомоторных навыков. В этом направлении нами используются: раскраски, обведение контура, штриховки, рисунки по клеточкам, работа над образом буквы, игры с предметами домашнего обихода, игры - шнуровки