Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ

"СКАЗОЧНОЕ ЛЕТО"

№ 2553 Конспект открытой итоговой НОД для старшей группы "Путешествие по ручейку знаний".

Опубликовано 17.05.2017

Акифьева Любовь Викторовна

воспитатель 1 квалификационная категория  

МДОУ «Детский сад № 235»

г. Саратов

Конспект открытой итоговой НОД для старшей  группы "Путешествие по ручейку знаний". 

 

 Цель: обобщить и систематизировать знания, полученные за год, создание условий для применения полученных в разных образовательных областях знаний на практике.

Задачи:

Образовательные:

-  Закреплять умение понимать учебную задачу и выполнять её; умение считать в пределах 10 (порядковый, обратный); называть соседние числа в пределах 10; отвечать на вопрос «сколько»;

- Закреплять представления о днях недели, частях суток, агрегатных состояниях воды, временах года, о плоских и объемных геометрических фигурах, замкнутой и незамкнутой ломаных линиях;

-  Уточнить представления о жанрах литературы;

-  Упражнять в умении громко и четко произносить стихотворный текст;

-  Закреплять знания о русских народных и авторских сказках;

-  Закреплять знание гласных букв; называть слова-антонимы;

-  Упражнять в подборе прилагательных к существительным;

-  Формировать умение находить положение звука в слове; строить     предложения, отвечать на вопросы «полными ответами»;

-  Закреплять знание о диких животных наших лесов; птицах –диких и домашних; деревьях; цветах-первоцветах;

-  Уточнить представления о жанрах живописи; художниках; художниках-иллюстраторах; названия их произведений;    

-  Упражнять в умении сочетать движения с текстом;

-  Упражнять в умении ориентироваться в пространстве и выполнять инструкции;

-  Закреплять правила о безопасном поведении в окружающем мире,  о культуре поведения.

Воспитательные:  

Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, отзывчивость, толерантность, навыки сотрудничества и взаимодействия, активность и самостоятельность, любовь к природе, интерес к живописи и художественной литературе, ценностное отношение к своему здоровью.

Развивающие:  

Развивать познавательную активность, внимание, речь, мышление, память, мелкую и общую моторику, познавательный интерес.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Оборудование: экран, мольберт, магниты, ткань голубая, флаг, стулья, бумажные «доски» - плот, цифры бумажные 1-10, камни из картона, маленькие короткие деревянные бревна, буквы гласные, мяч, птицы из картона, стол, ткань зеленая, бутафорское дерево – дуб, книга. 

 

Ход НОД:

 

- Дети, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

Вы стали на год взрослее, заканчиваете старшую группу и переходите в подготовительную группу детского сада, а как называется наша группа? (Ручеек). Вы уже много знаете и умеете, хотите  отправиться в путешествие  по ручейку знаний?                                                                            

А на чем мы можем отправиться в путешествие? (лодка, корабль, плот).                     

Посмотрите, перед вами лежат полоски, на которых изображены цифры, что можно построить из  этого материала? (плот). Давайте построим плот и разложим доски  по порядку и посчитаем. А теперь обратный счет…Молодцы, наш плот готов, но прежде чем мы отправимся в путешествие, ответьте на вопросы:  как вы должны вести себя на плоту? (стоять спокойно). Почему нужно вести себя спокойно? (чтобы плот не перевернулся). А вода представляет опасность для человека и какую? (если плохо плаваешь, можно утонуть).  Верно, на воде нужно соблюдать правила безопасности!                                              

Итак, заходите на плот, все готовы? 

-  «Приглашаю всех детей

В путь отправиться скорей!

Ждут вас испытания,

Сложные задания».

Мы - отправляемся!  (фонограмма- журчание ручейка).

1. Остановка «Математическая» (слайд с камнями в реке,  на полу                                          

  в ручейке  камни из картона)

- Дети, посмотрите, наш путь преградили камни. Что же делать?                           

(надо их убрать). Верно, но для этого вам нужно выполнить несколько заданий (дети сидят на стульях, воспитатель выходит из плота и берет 1 камень). 

-  Предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Найди соседа»

 (дети сидят на стульях - на плоту, воспитатель приносит  мольберт, на котором находятся цифры от 1 до 10). Перед вами на мольберте цифры 2,5,8,9, вам нужно найти соседнее число, я называю цифру и один из вас выходит к мольберту  выполнять задание, понятно? (дети поочередно выполняют задание).              Молодцы, справились и мы убираем первый камень

- Воспитатель берет «камень»  - Для выполнения следующего задания вам нужно подойти к экрану,  и решить  «Веселые Задачки» готовы?                            

 Слушайте внимательно и смотрите на экран:

-   У бабушки у Маши внучка Даша, кот Пушок, собака Дружок.                             

 Сколько внуков у бабушки? (1)

— Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы.                                          

 Сколько птиц всего летело? (3)

— На столе лежало четыре яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4)

-   Пять котят да мама – кошка. Сколько кошек на окошке? (6).

 Молодцы, дети, задачки решили и мы убираем какой камень?                         

  (правильно, второй). Сколько камней осталось?

Следующее задание….

-  «Ответь на вопросы». Воспитатель берет «камень» дети, сделайте круг,  сейчас я буду задавать вопросы и передавать вам камень, а вы, отвечая на вопрос, будете передавать его дальше по кругу, понятно?                                     Слушайте внимательно.

- Сколько дней в неделе? 7.  Назовите их.                                                                                    

- Назови сколько частей в сутках? 4.  назовите их (утро, день, вечер, ночь)

- Сейчас какие части суток?

- Сколько агрегатных состояний  имеет вода? 3. (жидкое, твердое, газообразное).

- Сколько времен года? 4. перечислите (весна, лето, осень, зима).

Хорошо, с этой частью вопросов вы справились, и мы убираем какой по счету камень?  третий.

Воспитатель берет «камень», продолжаю задавать вопросы, слушайте внимательно.

Какие  плоские геометрические фигуры вы знаете?                                                            

(круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, трапеция, овал).

-  Какие объемные геометрические фигуры вы знаете?                                                    

(шар, куб, цилиндр, пирамида, призма).

-  Сколько концов имеет  незамкнутая ломаная линия? (два)

-  Сколько концов имеет замкнутая ломаная линия?                                               

(нисколько - нет начала и конца). Молодцы, и мы убираем последний камень, какой?  четвёртый. Занимайте свои места, мы отправляемся дальше… (фонограмма- журчание ручейка).

 2. Остановка «Сказочная»  (дети и педагог сидят на стульях на плоту)                 

Дети, наш ручеек стал течь медленнее, что-то ему мешает, давайте посмотрим? Кто же это? (появляется щука) Дети, кто это? А из какой сказки эта щука   (из сказки «По щучьему веленью») Верно, мне кажется, она хочет нам что-то  сказать, давайте послушаем…

Щука: «Здравствуйте, дети,  вы любите сказки? (да)

Восп. Наши дети очень любят сказки и даже знают про них загадки, послушай (дети загадывают загадки и называют сказки)  

Игра «Угадай сказку»

- А дорога далека,

А корзинка нелегка,

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок.  (Маша и медведь)

 

- Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко!

Не послушал ты кота,

Выглянул в окошко.  (Петушок-золотой гребешок)

 

- Нет ни речки, ни пруда,

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В яме от копытца.  (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

 

- Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слёзы льёт бедняжка.  (Снегурочка)

 

- Он от бабушки ушёл,

Он от дедушки ушёл.

Отгадайте без подсказки,

Из какой он сказки?  (Колобок)

 

- Отворили дверь козлята…

И пропали все куда-то.  (Волк и семеро козлят)

 

- В сказке небо синее,

В сказке птицы страшные.

Яблонька, укрой меня!

Реченька, спаси меня!  (Гуси- лебеди)

 

- Вор пшеницу воровал,

А Иван его поймал.

Вор волшебным оказался,

И Иван на нём катался.  (Сивка – бурка)

 

- На лесной опушке

Стояли две избушки.

Одна из них растаяла,

Одна стоит по старому.  (Заюшкина избушка)

 

- Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал её кто-то.

Кто, распростившись с зелёною кожей

Сделался милой, красивой, пригожей!  (Царевна-лягушка)

Щука:  Молодцы, дети, а про какие сказки вы загадывали загадки?                                   

(про русские народные).  Кто их написал? (народ). Правильно.

- А вы знаете авторские сказки? Назовите их. Молодцы.   

- А какие литературные жанры вы знаете? (сказка, рассказ, былины, стихи).  Верно.  А чем сказка отличается от рассказа?  (в сказке вымысел, а в рассказе  описываются реальные события).

- Молодцы, справились с заданиями, теперь вы можете отправляться дальше,  до свидания!

Восп. До свидания, щука! Дети, занимайте свои места, мы отправляемся дальше… (фонограмма- журчание ручейка).

3. Остановка  «Словесная».

Дети, посмотрите, буквы плавают в ручейке, что нам нужно сделать?                          

Да, но чтобы вынуть их из ручейка, надо выполнить задание. Готовы?     Слушайте вопросы:

-  Дети, как называются эти буквы? (гласные). Верно, назовите их                                 

(а, о, у, е, э, и, е, ы, ё, ю, я). Какие из этих гласных букв обозначают два звука? (е, ё, ю, я). Правильно.

-  Следующее задание, которое называется «Найди  звук в слове» (воспитатель говорит слова, и просит найти звук в слове: в начале, в середине, в конце)                                                                                                                                                             

 (стол, арбуз, шар, лето, игра, тыква, электричество, стул).                                    

Молодцы,  справились!                  

 -  А теперь предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот» (с мячом в кругу)

Новое – старое

Мокрое – сухое

Длинное – короткое

Чистое — грязное

Светлое – тёмное

Холодная – горячая

Сладкая – солёная

Большой — маленький

Высокий — низкий

Толстый — худой

Далеко — близко

Слева — справа

Один — много

Весёлый – грустный…   

- Хорошо, вы  все задания выполнили, можем достать буквы из ручейка, теперь нашему пути ничего не мешает, можем отправляться дальше.                          (фонограмма- журчание ручейка).

 

 

4. Остановка «Экологическая» (поляна)

-  Дети, посмотрите, нашему пути мешают эти бревна, кто же это запрудил  наш ручеек и теперь он не может течь дальше? (бобры) появляется слайд на экране). Да, это бобры. Ну как же нам быть? (убрать бревна).                                                              

-  Правильно, но сначала давайте  разомнемся перед тяжелой работой.                                                              Вставайте в круг, повторяйте слова и движения  вместе со мной:                                                                                                             

Физ.мин. «Бобры» :

 Рано встали два бобра

Дело есть у них с утра:

Надо им бревно срубить

Да запруду смастерить.

В лес большой пошли бобры,

Топоры у них остры,                             

Размахнулись, наклонились…

Долго два бобра трудились,

Заготовили одно

Очень нужное бревно.

- Молодцы, а теперь можем приниматься за работу … вам нужно ответить на вопросы, слушайте внимательно и отвечайте полным ответом. 

- Ребята, скажите какое время года сейчас! (весна - появляется слайд)

- А по каким признакам вы это поняли?                                  

- А какая весна бывает? (весна бывает теплая, ранняя, поздняя, красивая, холодная, дождливая, пасмурная, солнечная, добрая).                                              

Верно, можно убирать 1 бревно.  Слушайте дальше…

- Как называются первые весенние цветы? (первые весенние цветы называются первоцветы).  Назовите их…. (слайд на экране подснежник, одуванчик, ландыш)      

молодцы, справились, и мы убираем какое бревно?  2 бревно.

Следующие вопросы:

— Какие животные просыпаются весной? (медведи, ежи)

— Кто из животных, весной меняет шубку и почему? (заяц, белка - у белки к зиме появляется серый теплый подшерсток, чтобы ей было теплее).

— Чем заняты весной птицы? (вьют гнёзда).  Для чего птицы вьют гнёзда?              

(птицы вьют гнёзда для того, чтобы появились птенцы).  Молодцы, и на эти вопросы ответили правильно, и мы убираем какое бревно?   3  бревно.   (Фонограмма щебетания птиц).

Дети, давайте подойдем вот к этому дереву, как оно называется?  Посмотрите, на дерево, как оно называется? (дуб).  Перед дубом на полянку прилетело много   разных птиц. Назовите знакомых вам птиц (голубь, воробей, синица, ворона, грач, ласточка, скворец, дятел, снегирь, сорока. Дети называют птиц и отмечают перелетных, оседлых, зимующих). А сейчас вам нужно по моей инструкции выполнить следующее задание: я называю птицу и говорю где ее нужно расположить на дереве,  вы берете птичку и располагаете ее на дереве согласно моей инструкции. Задание понятно? (дети выполняют задание).                             

Молодцы, справились, можете убрать  4 бревно.

 - Дети,  хотите поиграть? (да) Игра называется: 

 « Четвёртый лишний» (картинки на экране)

- Посмотрите на экран и скажите какое изображение лишнее и объясните почему?

Берёза, дуб, тополь, сосна (лиственные и хвойное).

Ёж, лиса, медведь, кошка (дикие и домашнее)

Ласточка, синица, аист, курица, (домашняя птица, перелетная, зимующая)                      

 Молодцы с заданиями справились, убираем последнее бревно, какое? 5 бревно.                                                                                                                             

Наш путь свободен, занимайте свои места, отправляемся  дальше….(фонограмма- журчание ручейка).

5. Остановка «Живописная»  (слайд природы) дети сидят на своих местах.                                                               

Дети, посмотрите, какая красивая природа… ее можно увидеть не только на фотографиях, но и на картинах. А как называются люди, которые пишут картины? (художники).  Вы знаете жанры живописи?  Назовите их:  натюрморт, пейзаж, портрет. Молодцы!  давайте посмотрим на экран                               

(На экране появляется изображение натюрморта:

- Кто скажет, в каком жанре написана эта картина?(в жанре натюрморт). Верно. А кто автор? Правильно!  Что изобразил художник? (затем также - пейзаж, портрет). А каких художников вы ещё знаете? (ответы детей).  Молодцы, вы назвали жанры живописи и художников, которые пишут картины.                                                     

– Дети, назовите детских художников-иллюстраторов, посмотрите на экран (на экране слайд с изображениями обложек художников Чарушин «Про Тюпу»,  Сутеев «Доктор Айболит», Ю. Васнецов «Сорока-белобока).                          

Назовите художников – иллюстраторов, работы которых представлены на экране.  Молодцы, и с этим заданием вы справились.

(слайд ручейка и реки) Дети, посмотрите, наш ручеек Знаний встретился с рекой Знаний, но в путешествие по реке Знаний мы с вами отправимся в подготовительной группе, на следующий год. Наше путешествие закончилось,  повернитесь к гостям, встаньте в полукруг.

 Итог НОД:  Дети, вы сегодня показали свои знания и умения, молодцы, напомните мне, пожалуйста, куда мы с вами отправлялись путешествовать?                    

(в путешествие по ручейку знаний).  Какие препятствия встречались на нашем пути? Что вам больше всего понравилось? Какое задание было трудным?                        

А какое самым легким?  Что не понравилось?   Вы молодцы, мы вами гордимся!                              

И  за ваши знания и умения хотим подарить  вам  книгу.                                              

 А сейчас, давайте попрощаемся с нашими гостями. Надеемся, что наше путешествие вам тоже понравилось.  Спасибо за внимание.