Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ

"СКАЗОЧНОЕ ЛЕТО"

№ 2550 "Образ русской березы в духовно-нравственном воспитании старших дошкольников в проекте "Без березы не мыслю России"

Опубликовано 17.05.2017

Исайчева Надежда Яковлевна
МБДОУ №59 г.Апатиты
Мурманская область, г.Апатиты
воспитатель

"Образ русской березы в духовно-нравственном воспитании старших дошкольников в проекте "Без березы не мыслю России"

 

Духовно-нравственное воспитание – есть целенаправленное формирование морального и духовного сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.

Сейчас это одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям - ведь то, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Между тем,процесс становления духовно-нравственной личности очень сложен и требует глубокой, постоянной и очень осторожной и деликатной работы, если мы действительно хотимвоспитать нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.

Духовно-нравственная позиция базируется на определенных нравственных качествах: таких, как милосердие, доброта, ответственность, порядочность, чувство долга, личное достоинство, справедливость. Эти качества необходимо развивать и способствовать их становлению.

Суть духовно-нравственного воспитания дошкольников состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, городу, стране, природе, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа.

Объектом духовно-нравственного воспитания является сердце. Именно оно – главный источник духовной жизни, центр эмоционально-мотивационной сферы, от расположений которого зависит весь строй чувств, мыслей, желаний и действий личности.

Это происходит благодаря высшей способности сердца – способности любить.

Мы решили коснуться сердец наших детей через образ русской березки.

Наш проект так и называется «Дерево моей России" или "Без березы не мыслю России".

Мы не будем подробно раскрывать содержание проекта, а коснемся только тех его моментов, которые мы успели прожить вместе с детьми и родителями.

Скажем только, что он долгосрочный, образовательный, творчески -исследовательский и реализуя его, мы попытались работать над основными направлениями духовно-нравственного воспитания, которыми являются:

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду.
  • Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
  • Воспитание ценностного отношения к природе, к окружающей среде (экологическое воспитание).
  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Каждому русскому человеку известно, что береза издавна считается символом нашей Родины. Поскольку наша страна многонациональна, то каждый может назвать березу своим деревом, но обычаи и традиции именно русского народа настолько тесно связаны с белоствольной красавицей, что вполне справедливо словосочетание "русская береза".

На Руси много традиций, связанных с русской березой. Например, у древних славян год начинался не зимой, а весной и встречали его не елью, а березой; с березой связаны православные праздники и др.

Свою работу в проекте мы начали с разработки комплексной блочно-тематической деятельности с детьми группы, которая включает в себя следующие аспекты:

- организацию развивающего пространства группы; подготовку дидактических пособий и игр; создание оздоровительной экологической «тропинки»,

- ОД: проведение цикла интегрированных занятий по теме проекта,

 - организацию мини-музеев, выставок,

- творческих вечеров, театрализованной деятельности,

 - детской исследовательской деятельности,

-  наблюдений, экскурсий,

- игровой деятельности,

-  коррекционной работы,

- работы с семьей.

Позднее совместно с родителями мы приступили к сбору материала и созданию мини-музея «Мой любимый уголок российской природы», в котором были в том числе и следующиеэкспозиции:

- «Остановись, мгновение…» (фильм о березе),

 - «Из-под кисти художников»,

- «Ты и в камне прекрасна, березка моя» (репродукции местных художников из камены крошки);

 - «От березового туеска до музыкальных инструментов» (поделки из березы),

 - «Ты воспета в стихах и песнях» (экспозиция с книгами),

 - «Своими руками».    

Мы провели цикл занятий по темам:  

- «Экологическое путешествие в березовую рощу» (экскурсии, наблюдения),

- «Для меня береза – часть России», «Для чего растет березка» (творческое рассказывание детей),

- «Умники и умницы» по теме «Ее величество – береза»

- творческие вечера«А я очарован березой», «Березовая карусель",

 «Русские посиделки».

Летом мы проводили и планируем провести в этом году праздник " Святой Троицы".

В русской народной традиции этот праздник связывали с проводами весны и встречей лета и поклонением священному дереву - березе и другими обрядами. В наше время их отголоски сохранились в обычае украшать березу лентами и венками.
В день Святой Троицы повсеместно украшают храмы и дома ветвями березы, пол усыпают травой, а прихожане стоят на службе с букетами луговых цветов.

Православные праздники со всеми, относящимися к ним обрядами – это источник познания народной мудрости, души, традиции,   уклада жизни нашего народа. К.Д.Ушинский говорил:  «…для ребёнка светлый праздник  и  весна, Рождество  и  зима, Спас и спелые плоды, Троица  и  зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни».

Продолжая работать в проекте, в   блоке художественно-эстетического развития, мы проводили мастер-класс "Рисуем березовыми листьями",  а также цикл занятий  "Березовое платье", «Такие разные березы» и др.,

работали над созданием детской рукописной книги "История нашей березки".

Очень полюбились нашим  детям«Игры из бабушкиного сундучка» (русские народные, хороводные: "Горелки", "Ручеек", "Гончары"  др.) ,

имитационные игры из серии «Путешествие в березовую рощу»,

игры-триз: «Немое кино листопада», «Когда береза плачет?» и т.д.,

сюжетно-ролевые «Экскурсоводы», «Троица», «Юные экологи».

В блоке коррекционной работы проводили релаксационные гимнастики, типа «Пробуждение березы», «Расти, березка моя»,  работали над дыханием .

Работая с семьей, мы вместе с родителями собирали экспонаты для мини-музеев, устраивали выставки художественного творчества, и творческие вечера, из материала, собранного родителями, составлена фотокнига "Березовое царство - хорошее лекарство".

Проживая в проекте, я думаю , что мы посеяли  в детях зерно чувства гордости за свою Родину, любви к  своему городу, краю, где они родились и растут, природе, которая их окружает, прикоснулись к культурным и духовным традициям своего народа.