Кирбитова Любовь Георгиевна
МБДОУ №59 г.Апатиты
Мурманская область, г.Апатиты
учитель-логопед
Мини - музеи как средство познания,
развития речи и коррекции
заикающихся дошкольников в проекте "Книжкина страна".
Условия сегодняшней жизни, ее темп и информационная насыщенность предъявляют высокие требования к развитию и воспитанию детей нового тысячелетия. Современная система дошкольного образования характеризуется внедрением в нее иновационных технологий, которые
- повышают мотивацию детей к получению и усвоению новых знаний, развивают мышление, память, внимание;
- благотворно влияют на формирование личности ребенка, придают ему более высокий социальный статус;
- способствуют эмоциональному комфорту, что чрезвычайно важно для нормального развития личности.
Одним из видов образовательных технологий является метод проектов, под которым подразумевается комплекс действий, организованных взрослыми по реализации значимой для ребенка проблемы. В этой работе с детьми, как в никакой другой, происходит «запуск механизмов» любознательности и самореализации каждого ребенка, умение оценивать результат деятельности своей и других участников проекта.
Существенные особенности проектной деятельности с дошкольниками заключаются в том, что их кругозор, уровень навыков и интересов не позволяют рассчитывать на высокую степень самостоятельности, поэтому значительно возрастает роль взрослых в создании условий для стимулирования направленного интереса детей. Как правило, тема проекта несет конкретный характер, поскольку для детей этого возраста характерно наглядно - образное мышление. «Проект – это игра всерьез», это время увлекательного поиска, интересных открытий, преодоления затруднений, маленьких и больших побед.
Проживая вместе с детьми в образовательном проекте «Книжкина страна», строила взаимоотношения «ребенок - взрослый» на соучастии и сотворчестве, ненавязчиво подталкивая и направляя ребят к решению проблемы задуманного содержания, исподволь подводя воспитанников к ощущению своей причастности к этому процессу.
Работа в проекте, состоящая из нескольких блоков, проходила в триаде: педагог, ребенок, семья. Раздел «Ребенок и окружающий мир» включал в себя создание мини - музея «Книжкин мир», представленного в виде модели цикличности и состоящего из 7 экспозиций, каждая из которых представляла собой подборку книг по темам. Процесс подбора детьми и взрослыми материалов, экспонатов, размещение их в «музейном комплексе» - все это было «полем исследования» и совместного творческого поиска, способствовало развитию языковой способности и формированию речевой практики, умению делать выбор и строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
На занятиях познавательного цикла «Открываем мир книги» дети узнали, как «рождается книга», побывали в собственном мини – музее и познакомились с различными видами книг, их авторами, иллюстраторами, учились работать с энциклопедией. Мультимедийная презентация «От гусиного пера до компьютера» позволила совершить экскурс в «глубину веков» и познакомиться с древней письменностью, первыми библиотеками, состоящими из глиняных табличек, папирусных свитков, пергаментных книг и книг, написанных на бумаге; узнать о составителях русской азбуки братьях-монахах Кирилле и Мефодии. Все это послужило мотивацией к исследовательской деятельности в «создании» книг и оформительской деятельности с использованием угля, гусиного пера, печаток из картофеля и пр.
Позднее каждый из детей попробовал себя в роли экскурсовода в созданном мини - музее. Исполняя эту роль, описывая экспозиции, выставки и вступая в диалог с посетителями «музея», ребенок встает перед необходимостью речевого общения, а значит более успешно идет развитие инициативной речи, активизация связного речевого высказывания, что гарантирует успех сбалансированного охвата всех сторон речи.
Экскурсия в центральную детскую библиотеку расширила представления детей о работе библиотекаря, абонементе, читальном зале, пробудила у детей искренний интерес к разнообразию книжного мира, а просмотр слайд – шоу «Что за чудо книжкин дом: у каждой книжки место в нем» придал красочность и динамичность в «путешествии» детей по другим библиотекам нашего города.
Через блок проекта «Социальный мир: «Я люблю мое Заполярье» дети увидели свою малую Родину глазами писателей, поэтов, первооткрывателей. В мини-музее были представлены уникальные издания: «Малая Антарктида», (автор-составитель П. А. Сартасов), «Хибины» и «Кольское Заполярье» (взгляд фотомастера С. Майстермана), книги И. Ядринцевой, стихи Гудовского. Большое впечатление произвели на детей просмотр видеофильма «Рудник Центральный – золото Хибин» и показ слайд-шоу «Апатиты - город мой родной». Все это, несомненно, благоприятствовало эмоционально-целостному представлению детей о малой Родине, способствовало расширению их кругозора, развитию познавательных интересов и потребностей, стимулировало к поиску источников для пополнения материала о родном городе.
В блоке художественно – речевой деятельности дети учились делать рекламу своих первых книжек, любимых сказок от лица сказочного героя или своего имени, брать и давать интервью, которые записывались на магнитофон и затем прослушивались детьми, что создавало положительный эмоциональный настрой, обучало общению, умению задавать вопросы и отвечать на них, подводило к самоанализу.
Накопив определенный опыт дети играли в «Тележурналистов», «Экскурсоводов», «Библиотеку», «Книжный магазин», «Читальный зал» и другие сюжетно – ролевые игры.
В блоке развлечения «Мы друзья книги» для юных книголюбов организовывались литературные чтения, интеллектуальные игры: «К В Н», «Что? Где? Когда?» с использованием компьютерных дидактических игр: «Из каких мы сказок?», «Волшебные предметы», «Они подарили нам детские книжки» и др. На весенних каникулах «Книжкины именины» дети вместе с родителями участвовали в викторине «Мы очень дружим с книгой», где были продемонстрированы детский азарт и блеск ума, совместное «действо» родителей и детей, игровое партнерство «ребенок – взрослый». Компьютерная презентация позволила оживить процесс за счет новизны, красочности изображения, внесения элементов игры.
На занятиях по художественно – продуктивной деятельности дети знакомились с искусством оформления рукописных книг, а в блоке художественно – продуктивной деятельности «Рождается книга своими руками» в соавторстве с педагогами и родителями создавали собственные рукописные книги.
На заключительном этапе работы по проекту был проведен фестиваль книги «С книгой по жизни» с презентацией и представлением авторских книг детьми группы, были вручены награды:
- лучшему оформителю,
- лучшему иллюстратору,
- лучшему сочинителю,
- лучшему рассказчику,
- лучшему архивариусу.
Я глубоко убеждена, что метод проектов предоставляет возможность формировать познавательные интересы и нравственно - эстетические чувства воспитанников, гармонично развивать умственные и физические способности ребенка – дошкольника, открыть путь к творчеству и успешности. Использование мультимедиа в проектной технологии создает более благоприятные условия для получения и усвоения информации, вызывает у детей интерес за счет реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений. На занятиях с использованием компьютерных презентаций большинство детей становятся более активными, открытыми, у них менее выражена тревожность, что особенно важно для заикающихся дошкольников.