Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагогов. Эмоции « являются центральным звеном» психической жизни человека. (Л.Выготский)
Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития на 20 %, а от коэффициента эмоционального развития- почти на 80%.
Человек не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, не может в жизни быть успешным человеком.
Эмоциональный интеллект дошкольника- явление, которое объединяет в себе умение понимать значение эмоций, управлять эмоциями; использовать эмоциональные знания и умения для построения взаимоотношений с окружающими.
ФГОС ДО определяет развитие эмоционального интеллекта как составляющую социально-коммуникативного развития. Один из методов развития эмоционального интеллекта - экспрессивный этюд.
Экспрессивные этюды - вид психогимнастических упражнений. Термин «психогимнастика» в практику педагогов и психологов дошкольных образовательных организаций России ввела М.И .Чистякова.
В своей книге М.И.Чистякова приводит примеры этюдов на выражение различных эмоций.
Экспрессивные этюды направлены на развитие экспрессивной грамотности ребёнка: умения понимать эмоции других людей и умения управлять собственными эмоциями, активно используя личные экспрессивные средства (мимику, пантомимику, жесты, интонацию)
Как действует экспрессивный этюд на развитие детей.
В экспрессивном этюде есть две стороны (роли). Роль действующих детей возникает, когда педагог просит воспитанников показать какой-либо персонаж истории: как он действует, что он чувствует, что и как говорит в определённой ситуации. Тем самым педагог создаёт условия, чтобы дети развивали свои средства экспрессии: мимику, пантомимику, жесты, интонацию.
Например: в зависимости от возраста ребёнка воспитатель просит
- покажи, как Мишка шел
-покажи всем телом, как Мишка шел
-покажи лицом, телом, руками и движениями, как Мишка шел
-покажи, как крадётся Лиса
-скажи так же как Михайло Иванович.
Или такое задание- показать персонаж в эмоционально значимой ситуации: радостного зайца, храброго петушка, или грустную мышку. Если ребёнок делает это произвольно, значит, он начинает управлять своими эмоциями.
Например: педагог просит показать
- как Заяц испугался
- как Медведь рассердился
- как Лиса обрадовалась
Другая роль в экспрессивном этюде - дети наблюдающие. Когда одни воспитанники показывают экспрессию, другие смотрят. Тем самым у наблюдающих детей расширяется багаж образного восприятия экспрессии, в т.ч экспрессии эмоций у разных людей.
Например, дети видят, как их ровесники показывают персонажей сказки: испугавшуюся лису, плачущих котят, кричащего Мишутку,испуганную Машеньку и др. За счёт этого происходит обогащение понимания эмоций других людей по их экспрессивному выражению.
В результате участия в экспрессивных этюдах в роли показывающего и наблюдающего экспрессивная выразительность каждого ребёнка обогащается. Дети неосознанно перенимают экспрессивную выразительность от других.
Таким образом, экспрессивные этюды развивают экспрессивную грамотность дошкольника как компонент его эмоционального интеллекта: умение понимать эмоции других людей и умение выразить свою собственную эмоцию, использовать экспрессивные средства.
Когда и как использовать экспрессивные этюды.
Экспрессивные этюды нужно включать в образовательную деятельность с детьми. Нужно учитывать методические особенности их проведения.
Хочу вас познакомить с советами которые помогут при проведении экспрессивных этюдов.
- Используйте во время чтения сказки ( произведения детской литературы).Экспрессивные этюды помогают детям войти в роль, почувствовать и передать эмоциональное состояние персонажа (радость, грусть, злобу, обиду), его характер ( хитрая, трусливый, храбрый), физические особенности (большой, маленький, неуклюжий, быстрый).
- Во время чтения сказки использовать не большое количество этюдов. Они должны не отвлекать ребёнка, а служить средством лучшего восприятия, понимания и переживания.
- Пусть каждый дошкольник показывает этюд своим способом. Это даёт возможность: тренировать экспрессивные возможности большему количеству детей, увидеть разные экспрессивные оттенки выражения одной и той же эмоции разными детьми, накопить багаж образного восприятия эмоциональной экспрессии.
- Все дети сразу показывают эмоцию с места, не выходя в центр. Это эффективный приём, особенно если речь идёт в сказке о постепенном увеличении одной эмоции. Например, эмоции удивления: удивился- ещё больше удивился- был поражён.
- Не заставлять ребёнка, застенчивые или не готовые выступать публично дети могут участвовать в общеколлективных этюдах со своего места. Получив опыт наблюдения и действия совместно со сверстниками, они начнут стремиться самостоятельно показывать этюд перед другими детьми.
- Аплодисменты это одобрение самого действия ребёнка, а не качества исполнения.
- Обязательно учитывать возраст детей. Важно помнить, что эмоции в различных оттенках открываются дошкольниками постепенно и в определённом порядке.
- Включать в разные коррекционные и развивающие ситуации. Но не злоупотреблять этим. Только непосредственная включённость в сказочный сюжет делает их естественными. В этом случае дети их понимают и принимают.
А как это выглядит на практике, я вам сейчас предлагаю посмотреть.
1 . Игра- инсценировка « Перчатки» (во время прочтения стих-я, дети показывают экспрессивные этюды).
2 . Игра «Угадай эмоцию»
(воспитатель следит, чтобы участвовали все дети, эта игра помогает определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и «видеть» эмоции других людей)
3. Упражнение « Зеркало»
( в гости пришло волшебное зеркало и просит с ним поиграть, показать эмоцию)
4. Я проводила в своей группе ООД «Лесной Мишка и проказница Мышка» ( во время рассказа сказки дети показывали экспрессивные этюды).
Игр и упражнений для развития эмоционально- личностной сферы дошкольников, очень много, нужно использовать их в своей работе, так как именно в детском возрасте идёт активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и умению встать на позицию партнёра, учитывать его потребности и чувства.