Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ

"СКАЗОЧНОЕ ЛЕТО"

№ 2520 Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

Опубликовано 14.05.2017
Ситник Людмила Викторовна
МК ДОУ "Детский сад № 4" Воронежская область, г. Павловск
Воспитатель
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

 

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагогов. Эмоции « являются центральным звеном» психической жизни человека. (Л.Выготский)

Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от  коэффициента  умственного развития  на  20 %, а от коэффициента эмоционального  развития- почти на 80%.

Человек не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, не может в жизни быть успешным человеком.

Эмоциональный интеллект дошкольника- явление, которое объединяет в себе умение понимать значение эмоций, управлять эмоциями; использовать эмоциональные знания и умения для построения взаимоотношений с окружающими.

ФГОС ДО  определяет развитие эмоционального интеллекта как составляющую социально-коммуникативного развития. Один из методов развития эмоционального интеллекта - экспрессивный этюд.

Экспрессивные этюды - вид психогимнастических упражнений. Термин «психогимнастика» в практику педагогов и психологов дошкольных  образовательных организаций России ввела М.И .Чистякова.

В своей книге М.И.Чистякова приводит примеры этюдов на выражение различных эмоций.

Экспрессивные этюды направлены на развитие экспрессивной грамотности ребёнка: умения понимать эмоции других людей и умения управлять собственными эмоциями, активно используя личные экспрессивные средства (мимику, пантомимику, жесты, интонацию)

Как действует экспрессивный этюд на развитие детей.

В экспрессивном этюде есть две стороны (роли). Роль действующих детей возникает, когда педагог просит воспитанников показать какой-либо  персонаж истории: как он действует, что он чувствует, что и как говорит в определённой ситуации. Тем самым педагог создаёт условия, чтобы дети развивали свои средства экспрессии: мимику, пантомимику, жесты, интонацию.

Например: в  зависимости от возраста ребёнка воспитатель просит

- покажи, как Мишка шел

-покажи всем телом, как Мишка шел

-покажи лицом, телом, руками и движениями, как Мишка шел

-покажи, как крадётся Лиса

-скажи так же как Михайло Иванович.

Или такое задание- показать персонаж  в эмоционально значимой ситуации: радостного зайца, храброго петушка, или грустную мышку. Если ребёнок делает это произвольно, значит, он начинает управлять своими эмоциями.

Например: педагог просит показать

- как Заяц испугался

- как Медведь рассердился

- как Лиса обрадовалась

Другая роль в экспрессивном этюде - дети наблюдающие. Когда одни воспитанники показывают экспрессию, другие смотрят. Тем самым у наблюдающих детей расширяется багаж образного восприятия экспрессии, в т.ч экспрессии эмоций у разных людей.

Например, дети видят, как их ровесники показывают персонажей сказки: испугавшуюся лису, плачущих котят, кричащего Мишутку,испуганную Машеньку и др. За счёт этого происходит обогащение  понимания эмоций других людей по их экспрессивному выражению.

В результате участия в экспрессивных этюдах  в роли показывающего и наблюдающего экспрессивная выразительность каждого ребёнка обогащается. Дети неосознанно перенимают экспрессивную выразительность от других.

Таким образом, экспрессивные этюды развивают экспрессивную грамотность дошкольника как компонент его эмоционального интеллекта: умение понимать эмоции других людей и умение выразить свою собственную эмоцию, использовать экспрессивные средства.

Когда и как использовать экспрессивные этюды.

Экспрессивные этюды нужно включать в образовательную деятельность с детьми. Нужно учитывать методические особенности их проведения.

 Хочу вас познакомить с советами которые помогут при проведении экспрессивных этюдов.

  1. Используйте во время чтения сказки ( произведения детской литературы).Экспрессивные этюды помогают детям войти в роль, почувствовать и передать эмоциональное состояние персонажа (радость,  грусть, злобу, обиду), его характер ( хитрая, трусливый, храбрый), физические особенности (большой, маленький, неуклюжий, быстрый).
  2. Во время чтения сказки использовать не большое количество этюдов. Они должны не отвлекать ребёнка, а служить средством лучшего восприятия, понимания и переживания.
  3. Пусть каждый дошкольник показывает этюд своим способом. Это даёт возможность: тренировать экспрессивные возможности большему количеству детей, увидеть разные экспрессивные оттенки выражения одной и той же эмоции разными детьми, накопить багаж образного восприятия эмоциональной экспрессии.
  4. Все дети сразу показывают эмоцию с места, не выходя в центр. Это эффективный приём, особенно если речь идёт в сказке о постепенном увеличении одной эмоции. Например, эмоции удивления: удивился- ещё больше удивился- был поражён.
  5. Не заставлять ребёнка, застенчивые или не готовые выступать публично дети могут участвовать в общеколлективных этюдах со своего места. Получив опыт наблюдения и действия совместно со сверстниками, они начнут стремиться самостоятельно показывать этюд перед другими детьми.
  6. Аплодисменты это одобрение самого действия ребёнка, а не качества исполнения.
  7. Обязательно учитывать возраст детей. Важно помнить, что эмоции в различных оттенках открываются дошкольниками постепенно и в определённом порядке.
  8. Включать в разные коррекционные  и развивающие ситуации. Но не злоупотреблять этим. Только непосредственная включённость в сказочный сюжет делает их естественными. В этом случае дети их понимают и принимают.

А как это выглядит на практике, я вам сейчас предлагаю посмотреть.

 

1 .  Игра- инсценировка « Перчатки» (во время прочтения стих-я, дети показывают экспрессивные этюды).

 

2 . Игра «Угадай эмоцию»

(воспитатель следит, чтобы участвовали все дети, эта игра помогает определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и «видеть» эмоции других людей)

3. Упражнение « Зеркало»

( в гости пришло волшебное зеркало и просит с ним поиграть, показать эмоцию)

4. Я проводила в своей группе ООД «Лесной Мишка и проказница Мышка» ( во время рассказа сказки дети показывали экспрессивные этюды).

 

Игр и упражнений для развития эмоционально- личностной сферы дошкольников, очень  много, нужно использовать их в своей работе, так как именно в детском возрасте  идёт активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и умению встать на позицию партнёра, учитывать его потребности и чувства.