Агаммедова Елена Валерьевна
МБДОУ ЦРР №20 "Сказка" г. Ханты-Мансийск
Воспитатель
Тема: «Тайны воздуха. Опыты с воздухом» в подготовительной группе
Организованная познавательно – исследовательская деятельность
«Тайны воздуха» в подготовительной группе
Цель: формирование представлений о воздухе, через познавательно-исследовательскую деятельность
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать формировать представление о воздухе, его свойствах;
- Учить самостоятельно делать выводы в процессе экспериментирования;
- Расширять словарный запас детей.
Развивающие:
1. Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.
2. Развивать мышление, внимание, наблюдательность, любознательность.
Воспитательные:
1. Воспитывать желание познавать окружающий мир;
2.Воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде;
3.Соблюдать правила поведения в лаболатории.
Предварительная работа:
Беседа: «Чистый воздух»; «Для чего нужен воздух и кому»,
Рассказ «Где живет воздух», загадки про явления природы,
рассматривание иллюстраций в энциклопедии .
Использовала различные методы приемы: Худ. Слова,( приветствие, и загадка), сюрпризный момент (Карлсон), ИКТ, макет (город) , музыкально - ритмическая композиция «Пузыри», рефлексия, поощрение детей (воздушные шары) .
Словарная работа: лаборатория, прозрачный, невидимый, бесцветный, кляксография, пробирки, микроскоп и т.д.
В ходе организованной познавательно-исследовательской деятельности эмоционально общалась с детьми,старалась добиваться полных ответов от детей,задавала наводящие вопросы.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)
Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух.)
Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе,
:- А что такое воздух? (ответы детей) -
Воздух – это то, чем мы дышим. Без воздуха на нашей планете была бы невозможна жизнь. Если без воды можно продержаться несколько дней, то без воздуха нельзя прожить и 5 минут. Мы с вами дышим постоянно, даже во сне, не замечая этого. .Животные и растения тоже дышат, им необходим воздух, как людям.
Воздух есть не только в нашей комнате,но он есть и на улице, где гуляют дети, во всех городах и странах. Всю нашу планету окружает большая оболочка из воздуха
- А в космосе есть воздух? (в космосе воздуха нет) слайд
- А как же там работают космонавты? (космонавты выходят в открытый космос только в специальных костюмах – скафандрах, в них есть баллоны с воздухом для дыхания).
(Звучит шум пропеллера).
(влетает Карлсон)
К: - Здравствуйте, ребята. А что это вы тут делаете?
В: Мы с ребятами говорим о воздухе.
К: - О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята?
В: Скажите, ребята, Карлсону, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
В: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Карлсон: Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе!
В: Погоди, погоди, Карлсон! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!
Карлсон: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!
В: Ребята, давайте докажем Карлсону, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? (Хотим). Для этого мы отправляемся на воздушном шаре в путешествие. Полетели с нами Карлсон.
(звучит мелодия)
В: Вот мы очутились в самой настоящей лаборатории.
А что такое лаборатория, (презентация)
Здесь нужно соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу. Не брать руки в рот и не трогать лицо и глаза.
В: Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте. (ответы детей)
Эксперимент № 1 «Как поймать воздух?»
В: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
В: Смотрите, какой он тоненький. Теперь вы наберите в пакет воздух и закрутите пакет.
Каких размеров стал пакет? Что в пакете? Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке.
Теперь разожмите пакет и выпустите из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать.
И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.
Карлсон: А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом я видел, как люди используют такой «запертый» воздух! На речке! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видел у вас в бассейне спасательные нарукавники и даже спасательный круг!
Ребята, а имеет ли воздух вес?
Эксперимент № 2 «Имеет ли воздух вес?»
В: Это мы сейчас проверим.
В: На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины
В: Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Что с ним стало? Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.
Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?
(воздух) Но буде осторожны, если во внутрь попадёт вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть.
К: Теперь я знаю: внутри предметов, где кажется пусто, там спрятался воздух.
Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.
Карлсон: Конечно! Ведь воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает!
Воспитатель : Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей)
Воспитатель: Сейчас мы это проверим .Закройте глаза ,а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить ,чем пахнет (.воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи (апельсин ,лимон ,чеснок ). Один ребенок вдыхает просто воздух . Все что то почувствовали ,только Саша ни чего не почувствовал .Как вы думаете почему ? Правильно ,Саша ничего не почувствовал ,потому что я ему ни чего не дала почувствовать .Он вдохнул просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?
Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.
Ребята , а сейчас мы немного отдохнем.
Физминутка «Мыльные пузыри».
Давайте возьмем в руки мыло
Осторожно пузыри… (намыливают руки)
Дети: Ой, какие! Ой, смотри! («подбрасывают» шарики, ладошками вверх)
Раздуваются! Блестят! (руками «надувают» шар)
Отрываются! Летят! (руки вверх)
Мой со сливу! (Показывают разные
Мой с орех! Размеры руками)
Мой не лопнул дольше всех! (хлопают)
Мыльные пузыри» №4 (под музыку) (пускают пузыри)
Молодцы ребята сколько много у вас получилось мыльных пузырей. (убираем пузыри на стол)
Воспитатель: Карлсон, как ты думаешь, что находится внутри мыльных пузырей?
Карлсон: Конечно, же мыло!
Воспитатель: Ребята, прав ли Карлсон? Почему? Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.
Карлсон: Понятно! Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?
Воспитатель: Конечно! Воздух есть внутри человека. Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем Карлсону, как дышат наши носики. Воспитатель: А только ли человеку нужен воздух ?( растениям ,животным)
Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.
Давайте пройдем присядем на стульчики .( обратить внимание на посадку детей)
Посмотрите внимательно на экран. (презентация, изображения природы)
Какой в лесу воздух? (ответы детей)
Почему он там чистый? (ответы детей)
(там чистый воздух, нет веществ которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода)
Как же можно назвать растения? (наши помощники, спасатели) .
(продолжение презентации фото с заводами, машинами, курящим человеком.)
Как вы думаете, вблизи мусора, заводов, машин и курящего человека, дыма от пожаров какой воздух? (ответы детей)
Вывод: Значит воздух бывает чистым и грязным.
А сейчас я предлагаю вам построить свой город ,в котором вы хотели бы жить. Перед вами макет город,посмотрите внимательно и подумайте ,чего в нем не хватает,что бы вы добавили ? Перед вами различные картинки ,выберите то, что вы хотели бы видеть в своем городе . Почему ?(картинки с деревьями ,цветами,птицами,машинами,заводами,велосипедами,гужевой транспорт )
почему вы так сделали?
: Ребята, а вы знаете что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.
В: Хотите попробовать?
В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)
Какие вы молодцы.
Карлсон: Нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад. (полетели
Итог
Воспитатель: - Ребята, давайте ещё раз напомним Карлсону, что мы узнали про воздух.
Дети: без воздуха ничто живое не может жить;
воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;
чтоб увидеть воздух, его надо поймать;
воздух легче воды;
воздух есть внутри людей;
воздух не пахнет и может передавать запахи;
Ребята у меня на подносе лежать смайлики с разными эмоциями. Если вам понравились наши опыты с воздухам, и вы узнали, что-то новое то возьмите смайлик с улыбочкой, а не понравилось и вам было не интересно, возьмите грустного смайлика
Воспитатель:. Карлсон, ты куда исчез? Что ты там делаешь?
Карлсон: Я тут! (дует). Я надувал воздухом шарики, хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух.
Спасибо, ребята! теперь расскажу своим друзьям всё, что узнал сегодня. До свидания!