Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ

"СКАЗОЧНОЕ ЛЕТО"

№ 2286 «Играем в музыку» Дидактические игры на развитие музыкального восприятия

Опубликовано 28.03.2017

МБДОУ «Детский сад № 15»

 

«Играем в музыку»

Дидактические игры на развитие

музыкального восприятия

 Составила:

Музыкальный руководитель

Оломенцева О. Н.

 

 

г. Александровск

2017 год

 

  1. 1.     Игры на развитие художественного слова

 

Дидактическая задача: Закреплять слова художественного словаря, характеризующие настроение музыкального произведения и музыкальный образ. Способствовать адекватному применению знаний о музыке в анализе музыкальных произведений. Выявлять предпочтения, побуждать к выражению мотивационной оценки.

 

КОПИЛКА

 

Правила игры: «Складывать в копилку» только те слова – определения, которые соответствуют характеру музыки.

 

Игровые действия: при назывании педагогом слова-образа, соответствующего характеру произведения, дети складывают руки «Чашечкой», не соответствующего – разводят в стороны.

 

Ход игры: после прослушивания музыкального произведения педагог просит ребят сложить ладошки «чашечкой», затем обращается к детям: «Какая вместительная у каждого из вас копилка! Что будем в нее складывать?» дети предлагают различные варианты. Педагог продолжает: «Давайте собирать в копилку красивые слова, которые правильно расскажут о прослушанной музыке». Рассказывает о правилах игры, обращая внимание на то, что в игре нужно быть очень внимательным. Объясняет  детям: «Если слово нам походит, мы «закроем его в копилке» (показывает), если слово, которое я назову, не соответствует настроению музыки, вы разведете ладошки в стороны, чтобы оно не попало в вашу «копилку». Обращает внимание на то, что каждое правильное слово необходимо повторять в слух.

Игра заканчивается повторением всех слов из «копилки».

 

ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК

 

Правила игры: Самостоятельно называть прилагательные, соответствующие характеру музыкального произведения. При неправильно названном слове сундучок захлопывается.

 

Игровые действия: Поиск и использование «волшебного» сундучка и фишек (за каждое правильно названное слово ребенок получает цветную фишку).

Ход игры: «Волшебный» сундучок, накрытый ярким шелковым платком, стоит на столике. Педагог обращает внимание детей на звучащую музыку (звук механической шкатулки) и предлагает найти место, откуда она слышала. Дети находят «волшебный» сундучок. Педагог объясняет правила игры: «Послушайте музыку и сложите в «волшебный» сундучок слова, которыми можно рассказать о ее настроении. За каждый правильный ответ вы получите фишку. Если же прозвучит «не правильное» слово, то сундучок захлопнется. Побеждает тот, кто назовет больше слов и наберет наибольшее количество  фишек». Игра заканчивается повторением всех названных прилагательных, слов  - образов и эпитетов.

 

ХИТРАЯ ШЛЯПА

 

Правила игры: Назвать понравившееся музыкальное произведение и объяснить свой выбор.

 

Игровые действия: Передача шляпы.

 

Ход игры: После прослушивания двух и более музыкальных произведений педагог показывает детям яркую шляпу и говорит, что она не простая, а волшебная. Кто ее надевает, начинает словно заколдованный, рассказывать о той музыке, которая ему больше всего понравилась. Шляпу надевают на ребенка. Когда его рассказ закончится, он передает шляпу тому, кому захочет. Игра заканчивается, когда высказались все желающие.

 

ГОВОРЯЩИЙ КОВРИК

 

Правила игры: Рассказать о понравившейся музыке. Слушать внимательно рассказ товарища. Начинать свое повествование со слов «А мне больше понравилась музыка, потому что…».

 

Игровые действия: Путешествие в Страну говорящих вещей, ответ педагогу по секрету.

 

Ход игры: После прослушивания двух и более музыкальных произведений педагог просит детей назвать понравившуюся музыку ему на ухо «по секрету». Затем предлагает детям совершить путешествие в Страну говорящих вещей. В ней каждый, даже самый простой предмет, может разговаривать. Педагог показывает на коврик и говорит: «Вот этот красивый коврик может заговорить, если каждый, кто встанет на него, станет рассказывать о своей любимой музыке без остановки». Педагог предлагает занять место на ковре (встать или сесть на него) двум детям, назвавшим ему на ухо разные произведения. Дети по очереди рассказывают о полюбившейся музыке, аргументируя свой выбор. Игра заканчивается, когда выступили все желающие.

 

  1. 2.     Игры, основанные на вокализации.

 

Дидактическая задача. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Способствовать  осознанию выразительности музыкального образа, слуховой дифференциации музыкальной ткани произведения. Способствовать выражению ценностного отношения.

 

КОНКУРС ПЕВЦОВ

 

Правила игры: Выразительно исполнить (пропеть) фрагмент мелодии.

 

Игровые действия: Соревнование.

 

Ход игры: Педагог объявляет о том, что проводится конкурс певцов. Объясняет, что на вокальном конкурсе певцы исполняют обязательную программу, то есть одинаковые произведения, а жюри оценивает их мастерство. Называет произведение, которое должны исполнить все участники конкурса. Выбирается жюри – в него входят воспитатель и два ребенка. После этого все желающие интонируют заданный фрагмент мелодии. Жюри посовещавшись, выбирает победителя. Побеждает тот, кто выразительно исполнит мелодию. В качестве приза предлагается выбрать музыкальное произведение для слушания.

 

ПРИДУМАЙ ПЕСЕНКУ

 

Правила игры: Внимательно слушать музыку. Сочинить свою музыку подобного настроения.

 

Игровые действия: «Превращения» с помощью «волшебных» слов.

 

Ход игры: После слушания музыки, например, «Осенний песни» П. Чайковского, педагог говорит о том, что на музыкальных занятиях звучало очень много разной музыки, посвященной осени, и каждая имела свое настроение. У одного композитора осень нежная и печальная, у другого ветреная, резкая, у третьего светлая и задумчивая. Педагог спрашивает у детей: «А какую музыку об осени сочинили бы вы, если бы были композиторами? Давайте произнесем волшебные слова, которые помогут нам совершить чудесное превращение. Помогите мне их вспомнить». Дети называют знакомые им «волшебные слова». Слова произносятся хором. После этого дети исполняют творческие вокальные импровизации.

 

  1. 3.     Игры, основанные на двигательном и пантомимическом моделировании характера музыки.

 

Дидактическая задача: Развивать эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление, воображение. Побуждать к осознанию свойств музыкальной речи, различению выразительных интонаций, пауз, акцентов, особенностей характера, динамики, темпа, регистров.

 

ПОЮЩИЕ РУКИ

 

Правила игры: Передать характер музыкального произведения и отдельных его частей пластическими движениями рук.

 

Игровые действия: Действие в воображаемом поле.

 

Ход игры: После слушания музыки педагог предлагает детям представить, что они жители сказочной страны, в которой люди не умеют разговаривать. Он подводит дошкольников к «открытию», что передавать информацию и общаться возможно не только с помощью речи, но и с помощью языка движений, мимики. Дети приходят к выводу, что можно «разговаривать» и «петь» руками. Педагог обсуждает с ними варианты образных движений. Волнообразные движения всей руки передают направление плавной мелодии вверх или вниз; круговые движения кистей «изображают» быструю, кружащуюся музыку; легкое встряхивание кистями – легкое стаккато; несильное постукивание пальцами одной руки по ладони другой – осторожное, затаившееся движение и так далее. Передача темпа и динамики достигается разной амплитудой, скоростью и силой движения.

 

ХУДОЖНИКИ

 

Правила игры: Передать характер музыкального произведения и отдельных его частей с помощью пластических движений рук.

 

Игровые действия: Действие в воображаемом поле.

Ход игры: Педагог предлагает детям представить себя художниками. Но художниками не обыкновенными, рисующими картины красками, а музыкальными художниками, изображающими музыку невидимой музыкальной кисточкой. Задача художника – нарисовать каждый звук музыки, заметить все оттенки настроения. Далее игра проходит, как предыдущая.

 

ТАНЦУЮЩИЕ ЗВУКИ

 

Правила игры: Передать характер музыкального произведения и отдельных его частей с помощью танцевальных и пластических движений.

 

Игровые действия: Действие в воображаемом поле.

 

Ход игры: Педагог спрашивает у детей, что такое балет. Дети отвечают, что это музыкальный спектакль, в котором артисты не разговаривают друг с другом, а передают свои чувства с помощью выразительной пластики. Педагог предлагает поиграть «в балет». Каждый участник игры должен придумать свой танец и рассказать движениями о такой музыке, которая ему больше понравилась.

 

ЖИВАЯ КАРТИНА

 

Правила игры: Передать общий характер музыкального образа с помощью выразительной пластики, пантомимы.

 

Игровые действия: Использование стилизованной рамы для картины, действие в воображаемом поле.

 

Ход игры: В этой игре дети осмысливают художественную идею и передают ее в статичной пластике тела. После прослушивания музыки педагог вводит детей в игру. Он рассказывает о том, что в музеях выставляют на обозрение зрителей картины и скульптуры. Музеи бывают разные, и в  них могут выставляться самые необыкновенные экспонаты. Предлагает детям устроить выставку «живых» картин. Натягивается лента-рамка, и дети, застыв в выразительной позе, изображают свои музыкальные образы.

 

СКУЛЬПТУРЫ

 

Правила игры: Передать характер музыкального образа с помощью пантомимы.

 

Игровые действия: Действие в воображаемом поле.

 

Ход игры: Игра преследует те же обучающие цели, что и игра «Живая картина». В ней дети действуют парами. Вхождение в игру происходит подобно предыдущей игре. Педагог предлагает детям поиграть в скульпторов. Дети разбиваются на пары. Один ребенок исполняет роль скульптора, а другой – «глины».

Ребенок – скульптор придает «глине» форму в соответствии с собственными впечатлениями о прослушанной музыке. Ребенок – «глина» должен быть послушным, «мягким» и податливым, как настоящая глина. Когда работа над «скульптурой» завершена, скульптор рассказывает всем о своем художественном замысле, которыми он передан.