Лапина Елена Николаевна
МАДОУ "Детский сад №47", г. Саранск
воспитатель
Речевое развитие детей дошкольного возраста
Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь– это язык в действии . Язык -система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым строятся предложения. Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках.
Объективным свойством словесного знака, обуславливающим нашу теоретическую деятельность, является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того, как он представлен в индивидуальном сознании.
В отличие от значения слова, личностный смысл – это отражение в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности человека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, то личностный смысл – это субъективное переживание его содержания.
- 1. Виды и функции речи.
Выготский выделил следующие виды речи: внешняя; внутренняя; диалогическая; монологическая; устная; письменная.
Условно можно все виды речи разделить на два больших класса: внешнюю и внутреннюю. Внешняя включает в себя устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалогическая речь – речь, поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать) ее. Разновидностью диалогического общения является БЕСЕДА, при которой диалог имеет тематическую направленность. Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспрессивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь – связная, контекстная. Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, - грамматически правильное построение предложений. Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи.
Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создается как языковым средствами (умение употребить то слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой, жестикуляцией).
Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.
Внутренняя речь– особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней. Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими, но и грамматическими правилами.
Функции речи: сигнификативная– усваивается ребенком в раннем дошкольном возрасте, беспредельное обобщение, появление первого слова. Отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим. Обобщающая – связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков. Аналитическая – слово содержит информацию о предмете. Коммуникативная – передача этой информации. Если предыдущие функции речи могут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, то эта функции выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную. Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана функциями обозначения и обобщения. Выразительная сторона речи помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения. Волеизлиятельная сторона направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего. Эмотивная – проявление эмоциональных состояний – стилевые и динамические характеристики. Экспрессивная речь – средство самовыражения. Логическая –слово может как «возродить», так и «убить» человека. Речь выполняет две основные функции – коммуникативную и сигнификативную, благодаря которым речь является средством общения и формой существования мысли, сознания. Сигнификативная функция позволяет человеку произвольно вызывать образы соответствующих предметов даже в их отсутствие. Коммуникативная функция включает в себя средства выражения и средства воздействия. Речь как средство выражения включается в совокупность выразительных движений.
Основы культуры речи как средства общения закладываются в семье. Ребенок должен научиться свободно пользоваться родным языком в живом, непосредственном общении с людьми, овладеть устной речью. Учитывая это, рассмотрим основные направления в работе по развитию речи у детей дошкольного возраста.
1. Формирование разговорной (диалогической) речи
Начиная с младшего дошкольного возраста необходимо учить детей внимательно слушать и понимать речь взрослых и сверстников, уметь правильно отвечать на вопросы, использовать вопросительную интонацию. Воспитывать желание поддерживать разговор со взрослыми и сверстниками. В старшем возрасте у детей формируется способность принимать участие в коллективной беседе, отвечать на вопросы коротко или более развернуто, в зависимости от характера вопроса. Разговорная речь ребенка должна быть выразительной. Нужно приучать его использовать поговорки, скороговорки.
В процессе общения следует воспитывать у ребенка навыки культуры речи: не вмешиваться в разговор старших, не перебивать собеседника, во время разговора не отворачиваться, не опускать голову, спокойно слушать того, кто говорит, смотреть в глаза, не допускать грубого, пренебрежительного тона.
2. Формирование монологической речи
Устная монологическая речь – сложная речевая творческая деятельность, овладевать которой ребенок начинает в дошкольном возрасте по воздействием организованных систематических занятий, а также во время обогащения жизненного опыта.
Дети овладевают монологом постепенно. В зависимости от возрастных особенностей, сначала ребенок учится понимать рассказ, а позже – рассказывать самостоятельно: пересказывать небольшие сказки, описывать игрушку, предмет, картинку, составлять рассказ по сюжетной картинке, о событиях из собственной жизни.
К старшим дошкольникам возрастают требования к рассказам, пересказам. Дети должны придерживаться четкой композиции, логики развития сюжета, правдиво изображать действительность в рассказах на реальные темы, давать оценку жизненным явлениям, фактам.
3. Развитие словаря
Человек начинает разговаривать тогда, когда усвоит определенное количество речевых единиц. Единицей языка есть слово. Необходимо постоянно увеличивать запас слов у ребенка, расширять, обогащать словарь во время ознакомления с окружающим миром (предметами, явлениями живой и неживой природы, общественной жизни). Происходить это должно так, чтобы дети усваивали связи между предметами, явлениями, свойствами и действиями.
4. Формирование грамматически правильной речи
Грамматически правильно оформленная речь формируется в процессе речевой практики, общения ребенка со взрослыми. Родители должны следить, чтобы дети усваивали синтаксический и морфологический строй родного языка: правильно употребляли предложения разных грамматических категорий (простые, распространенные, сложные), правильно использовали союзы и соединительные слова в сложноподчиненных и сложносочиненных предложениях, употребляли и согласовывали слова в роде, числе, падеже и времени, сборные и несклоняемые существительные, придерживались чередования звуков в основе при склонении существительных и глаголов.
5. Воспитание звуковой культуры речи
Звуковая культура речи включает правильное произношение всех звуков и слов родного языка, выразительность речи и формирование фонематического слуха (способности воспринимать звуки родного языка, различать их, определять наличие их в словах). Необходимо также работать над усовершенствованием дикции, учить правильно расставлять ударения, пользовать вопросительной и восклицательной интонацией, регулировать высоту, силу голоса, придерживаться равномерного темпа речи.
6. Ознакомление с художественной литературой и воспитание любви к чтению
С раннего возраста родителям следует прививать детям любовь к разным жанрам детской художественной литературы и фольклора – сказкам, песням, потешкам, произведениям классиков и т. д. Развивать способность внимательно слушать, понимать художественные произведения, давать оценку поступкам героев, высказывать свое отношение к ним. Также дети должны научиться запоминать и выразительно, с интонацией рассказывать стихи.
7. Обучение детей элементам грамоты
В старшем дошкольном возрасте следует ознакомить детей с понятиями букв, слогов, слов, предложений, начать формирование первых навыков чтения и письма.
Родителям следует помнить, что в дошкольном возрасте начинается и заканчивается становление речи. Именно на протяжении этого возрастного периода дети должны овладеть устной речью. А осуществляется это только практическим путем!
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – дошкольный и школьный периоды.
Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия.
Ребенок должен:
- быть психически и соматически здоровым;
- иметь нормальные умственные способности;
- иметь нормальный слух и зрение;
- обладать достаточной психической активностью;
- обладать потребностью в речевом общении;
- иметь полноценное речевое окружение.
С самого начала речь возникает как социальное явление, как средство общения. Несколько позднее речь станет также средством познания окружающего мира, планирования действий. Развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования. Эти средства языка он использует для передачи своих все усложняющихся знаний, для общения с окружающими людьми в процессе деятельности.
Иными словами, дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создать условия для речевой деятельности детей.
Каковы же условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей?
Первое условие – это потребность общения, или коммуникации. В развивающем процессе должны быть предусмотрены такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят дошкольника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чем-то.
При этом многое зависит от умения взрослого активизировать ребенка, находить доступные поводы для разговора, общения с малышом. Такие поводы создаются в ситуациях действия с предметами обихода и игрушками, т. е. предметами, окружающими его.В процессе непосредственного общения с ребенком, в игре, режимных процессах воспитатель, действуя совместно с ребенком или наблюдая его игру, должен с большим педагогическим тактом стремиться использовать эти моменты для того, чтобы побудить малыша говорить.
Второе условие – создание благоприятной речевой среды. От того какая речевая среда окружает ребенка, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи. Речевая среда - это речь родителей, окружающих, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, а в детском саду – речь воспитателей и других работников, речь, звучащая на занятиях.
В процессе работы воспитатель должен помнить о речевых возможностях каждого ребенка, подходить дифференцированно к каждому воспитаннику в зависимости от его возраста и индивидуального речевого развития. Важно, чтобы речевые образцы взрослого способствовали воспроизведению их малышом. Речь взрослого должна быть эмоционально-выразительной, доступной пониманию ребенка. Третье условие – значимость материала. Ребенок хорошо расскажет о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное.
Существует и обратная зависимость: чем полнее усваиваются богатства языка, тем свободнее ребенок пользуется ими, тем лучше он познает сложные связи в природе и обществе. Для детей хорошая речь – залог успешного обучения и развития.
Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления.