Конспект НОД в подготовительной группе
на тему: «Вода в жизни человека»
г. Уфа, Республика Башкортостан
МБДОУ Детский сад №74
Воспитатель: Биглова Гузял Тимиргалиевна
Тема: «Вода в жизни человека»
Доминирующая область: познавательное развитие
Программное содержание:
Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, животных и растений, о свойствах воды. Формировать представление о том, что человек - часть природы, и он должен беречь, охранять и защищать ее. Привлекать детей к экспериментальной деятельности, дать элементарные представления о процессе фильтрации. Развивать любознательность, мышление и речь детей. Познакомить с новым видом рисования – кляксографией. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:салфетки, вата, указка, волшебная палочка, буквы, пипетки, кроссворд, глобус, прозрачные стаканы с горячей и холодной водой, сахар - рафинад, масло, фартуки, ложки, тарелки, фильтровальная бумага, альбомные листы, чернила, клеенки.
Ход занятия.
Вос-ль: Ребята, сегодня утром я обнаружила вот такой кроссворд и конверт с вопросами. Если мы с вами правильно отгадаем кроссворд, то узнаем, о чем будет занятие.
Я предлагаю вам отгадать по буквам и расположить буквы на магнитной доске.
- В первой клеточке живет звук, который, спрятался в слове «Совок» и слышится в нем на третьем месте (В). Какой буквой он обозначается?
- Во второй клеточке живет звук, который спрятался в слове «Гром» и стоит в нем также на третьем месте (О). какой буквой он обозначается?
- В третьей клеточке живет звук, с которого начинается слово «Дорога» (Д). Какой буквой он обозначается?
- В четвертой клеточке занимает звук, который стоит на втором месте в слове « Рама» (А). Какой буквой он обозначается?
Вос-ль: Давайте вместе прочитаем, какое слово у нас получилось?
Дети: Вода.
Вос-ль: Оказывается эти листочки являлись нам подсказками. Капелька – вода в жидком виде, тучка – парообразном, а снежинка – в каком?
Дети: Твердом.
Вос-ль: Сегодня мы с вами поговорим о воде и ее значении в жизни человека.
Ребята, как вы думаете, сколько времени человек может прожить без пищи?
Дети: Месяц.
Вос-ль: Да мы с вами уже говорили об этом, а без воды?
Дети: День, год….
Вос-ль: А без воды человеку еще труднее жить – без нее он может прожить всего 1 неделю. Как вы думаете, много ли воды на Земле?
Дети: Да
Вос-ль: Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим на макет нашей Земли. Как он называется?
Дети: Глобус.
Вос-ль: Каким цветом обозначена вода на глобусе?
Дети: Синим.
Вос-ль: А из чего состоит вода на земном шаре?
Дети: Это - реки, моря, океаны и т.д.
Вос-ль: Из чего состоят реки, моря и океаны?
Дети: Из воды.
Вос-ль: А белый цвет что может обозначать?
Дети: Снег, лед.
Вос-ль: Из чего образован снег и лед?
Дети: Из воды.
Вос-ль: Правильно. Вода - одно из самых удивительных веществ на нашей планете. Сейчас мы с вами поиграем в игру « Какая бывает вода?». Послушайте правила игры: «волшебную палочку» держит тот, кто отвечает на мой вопрос: « Какая бывает вода?»
Дети: Горячая, холодная, газированная, морская, пресная, колодезная, водопроводная, сырая, кипяченная, родниковая, дождевая, талая, болотная, приятная, бодрящая, вкусная, невкусная, прозрачная, жесткая, минеральная, теплая, речная, озерная, соленая, сладкая.
Вос-ль: Молодцы, и вправду без воды жизнь представить сложно.
Вы слыхали о воде:
Говорят она везде:
В луже, море, океане.
И водопроводном кране.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Итак, сегодня мы поговорим о воде. Вспомним, какие мы знаем свойства воды. Наденьте, пожалуйста, фартуки и начнем нашу экспериментальную работу.
1. Опыт “Вода растворитель”.
Вос-ль: Я попрошу вас подойти к моему столу. У меня на столе стоят два блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки.
1. Белый камень в воде тает. (Сахар).
Проверим, правильно ли мы отгадали первую загадку. (Снимаем салфетку с первого блюдца).
2. Желтое, а не солнце, льется, а не вода, на сковородке шипит и брызгается” (Масло).
Проверим правильно ли мы отгадали вторую загадку.(Убираем салфетку со второго блюдца.)
Ребята, а почему сахар боится воды?
Дети: Потому что сахар в воде растворяется, исчезает.
Вос-ль: Давайте проверим так ли это? Внимательно слушайте меня, что я вам говорю, а то у нас не получится эксперимента, теперь аккуратно садитесь на свои места, не толкайтесь, не проливайте стаканы с водой. Ребята, у вас на столе по два стакана. В одном стакане горячая вода, а в другом- холодная. Как можно узнать, что там горячая и холодная вода?
Дети: Потрогать стакан, попробовать, идет пар..
Вос-ль: Как вы думаете, в какой воде быстрее растворится сахар - в горячей или холодной? Для этого нам нужно положить в оба стакана по одному куску сахара и посмотреть, в какой воде быстрее растворится сахар в горячей или холодной. Посмотрите, что происходит с сахаром?
Дети: Он растворяется.
Вос-ль: Давайте уточним, в какой воде сахар растворяется быстрее?
Дети: В горячей воде быстрее растворяется сахар, а в холодной воде медленнее.
Вос-ль: А что нужно сделать, чтоб быстрее растворился сахар в холодной воде?
Дети: Нужно перемешать ложкой.
Вос-ль: Перемешайте. Растворяется? Ребята, а теперь скажите, все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло оно также исчезнет как сахар? Давайте попробуем в стакан с водой добавить масло. Сначала надо освободить один стакан. Перелейте горячую воду в стакан с холодной водой. Берите свои пипетки и наберите масло. И добавьте несколько капель масла в стакан. Что произошло с маслом в воде?
Дети: Масло плавает.
Вос-ль: Да масло на поверхности, не тонет, посмотрите, масло в воде не растворяется, оно плавает на поверхности воды желтыми капельками. Значит, делаем вывод: вода, ребята, может служить растворителем, но не для всех веществ, масло в воде не растворяется.
2. Опыт “Очистка воды”.
Вос-ль: Ребята, посмотрите еще раз на стакан, куда мы наливали масло. Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно ли пить такую воду?
Дети: Нет.
Вос-ль: Почему?
Дети: Она пахнет маслом и неприятно на вкус.
Вос-ль: Да действительно, такая вода не пригодна для питья. И что нужно сделать, чтобы вода стало чистой? Как вы думаете?
Дети: Очистить.
Вос-ль: А с помощью чего можно очистить воду? А я вот знаю - с помощью фильтра. Посмотрите, как можно сделать самый простой фильтр для очистки воды. Бумагу сворачиваем воронкой и устанавливаем в чистый стакан. Берем вату и кладем внутрь воронки. Давайте все вместе попробуем сделать фильтр. Возьмите воронку положите в центр вату. Ребята, теперь необходимо масленую воду пропустить через фильтр. Пропускаем, льем медленно. Посмотрите на вату, что-нибудь замечаете?
Дети: Вата не такая чистая, на вате осталось масло.
Вос-ль: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?
Дети: Вода стала чистой.
Вос-ль: Куда же делось масло?
Дети: Все масло осталось на фильтре, на вате.
Вос-ль: Итак, сделаем с вами вывод: воду можно очистить при помощи фильтра.
Физминутка.
Жил исә безнең биткә,
Агачларны селкетә.
Жил тына, тына, тына.
Агачлар усә, усә.
Вос-ль: Молодцы! Садитесь. Ребята, вода - это одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы узнали сегодня?
Дети: Вода – жидкость. Вода может быть растворителем. В воде не все вещества растворяются. Воду можно очистить с помощью фильтра. Молодцы! Ребята, без воды невозможно жить на земле, поэтому надо беречь и охранять ее.
Вос-ль: А теперь мы с вами попробуем порисовать водой. Возьмите пипетки и все подойдите ко мне. Вот посмотрите. У меня чернила - это тоже вода, только она покрашенная. Внимательно посмотрите, как я буду рисовать водой. Беру пипетку, набираю чернила в пипетку, капли распределяю на одну половине листа. Закрываю лист и провожу рукой. Открываем и смотрим, на что похож мой рисунок.
Дети: Бабочка, жук, ваза…
Вос-ль: Такой вид рисования называется кляксография. Теперь вы нарисуйте Молодцы! Покажите свои рисунки гостям. А вечером дома у родителей спросите, что они знают о воде, а завтра мы с вами обсудим другие свойства воды. На этом наше занятие окончено, спасибо за внимание, скажем гостям до свидания.