Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение
Детский сад № 13
Педагогический проект
«Русская изба»
Воспитание духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через исследование русской народной культуры
Воспитатель: Антипина Анастасия Николаевна
г. Усть-Кут
2014г.
Введение:
Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие.
Культура — это, прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.
Чтобы ввести дошкольников в мир русской культуры, мы решили создать проект «Русская изба». Проект этот представляет собой систему художественно – эстетического образования, основанную на духовно-нравственном развитии детей и направленную на пробуждение эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого.
Детей надо воспитывать так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!
Данный проект позволяет окружить и наполнить жизнь всех его участников красотой и добротой, обеспечить историческую преемственность поколений.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА:
Тип проекта: творческий, групповой, краткосрочный
Участники: воспитатель, дети старшей группы, родители.
Актуальность проекта:
Воспитание духовно-нравственного гражданина, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня. И она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Одной из задач по духовно-нравственному воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. В процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.
Знакомство с русской народной культурой, в частности, с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством, развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения.
Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время.
И мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру. Именно поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация музея «Русская изба».
Цель проекта: Развитие представлений детей о русской культуре, воспитание духовно-нравственных качеств, чувство патриотизма и любви к Родине.
Задачи:
v Познакомить детей с устройством русской избы;
v Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;
v Познакомить с традициями русского народа;
v Познакомить с русским народным костюмом, народными инструментами;
v Расширять словарный запас: изба, кровля, сруб, ухват, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук;
v Изучение малых фольклорных форм (сказки, песенки, потешки, пословицы);
v Знакомство с русскими народными хороводными играми;
v Вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре;
v Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.
Гипотеза.
Приобщение детей к истокам народной культуры, знакомство их с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством, предметами национального быта – будет способствовать развитию духовно-нравственных качеств, чувства патриотизма и любви к Родине.
Сроки реализации проекта: январь - март 2014г.
Ожидаемые результаты: Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись).
Методы исследования.
Экскурсия в мини музей.
Беседы с детьми.
Чтение художественной литературы.
Рассматривание быта и посуды.
Заучивание потешек, прибауток, закличек.
Использование русских песен и танцев.
Проведение русских народных игр.
Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
Рассказ о народных обычаях и традициях.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Этап проекта |
Сроки |
Содержание работы |
I Этап Подготовительный |
01 01. 2014г. – 14.01.2014г. |
Изучение литературы по данной теме; Составление перспективно – тематического плана; Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении; Диагностика детей о русской культуре; Обогащение развивающей среды: Материальное:
Научно-методическое:
|
II Этап Основной |
15.01.2014г. – 31.03.2014г. |
|
III Этап Заключительный |
24.03.2014г. – 31.03.2014г. |
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
Сроки |
Тема |
Форма работы |
Цель |
Январь |
Знакомство с бытом русского народа, национальным костюмом. |
Беседа «Русская изба»;
|
Сформировать представление об облике русской избы. Закрепить знания об элементах украшения избы (крыльцо, наличник, лобовая доска, ставни) |
Первое посещение мини-музея «Русская изба»;
|
Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; прививать детям культуру поведения в музее. |
||
Чтение сказок «По щучьему веленью», «Гуси-лебеди», «Терёшечка», «Жихарка» |
Развивать внимание, память детей, учить внимательно слушать и пересказывать сказки.
|
||
Музейное занятие «Русская печь»
|
Дать понятия, для чего нужна была печь раньше. Объяснить его функции. Формировать у детей познавательные качества. Обогащать словарный запас детей: печь, кирпичный, железный, кормилица. Воспитывать интерес к прошлому. |
||
Музейное занятие «Посиделки у самовара»
|
Дать детям возможность взглянуть на чудо-самовар по-особому, научить понимать, уважать и любить культуру своей страны; |
||
Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве.
|
Изучение малых фольклорных форм |
||
Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта.
|
Расширять и обогащать словарный запас детей. |
||
Аппликация «Русская изба» |
Закрепить знания детей о многообразии предметов домашнего обихода. |
||
Занятие «Бабушкин сундучок» Рассматривание фотоальбома «Русский национальный костюм»
|
Ознакомление детей с русскими национальными костюмами: историей, внешним видом, назначением, изготовлением. Расширять словарь детей названиями одежды, ее элементами |
||
Проведение русских народных игр.
|
Знакомство с русскими хороводными играми, с устным творчеством русского народа. Развивать образное восприятие хороводов. |
||
Ознакомление с образцами вышивки и кружев. |
Знакомство с вышивкой и вязанием кружевных изделий. |
||
Театрализованное представление русской народной сказки «Гуси-лебеди» |
|||
Февраль |
Знакомство с декоративно-прикладным искусством. |
Беседа «В гости к мастерам» |
Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской и филимоновской росписью. |
Рассматривание игрушек и фотоальбома «Дымковская и Филимоновская игрушка»
|
Учить рассматривать глиняные игрушки, узнавать материал, из которого они сделаны, выделять украшения, особенности росписи, цветовую гамму, элементы узора.
|
||
Рисование «Укрась хвост дымковского индюка»
|
Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Учить выделять украшения хвоста индюка. Закреплять умение составлять симметричный узор на круге, розетте, выделяя середину и кайму.
|
||
Разучивание стихов о Дымковской, Филимоновской игрушке, отгадывание загадок.
|
Закреплять интерес к русской народной игрушке. Развивать уважение к мастерам народных промыслов. Обогащать словарь детей.
|
||
Рисование «Дымковская барыня»
|
Учить рассматривать дымковских барынь, закреплять умение рисовать красками прямые линии, в разных направлениях, а в образовавшихся прямоугольниках – круги и точки. Развивать чувство цвета, ритма в узоре.
|
||
Лепка «Филимоновская игрушка»
|
Развивать желание лепить игрушку своими руками. Показать особенности конструктивного способа лепки. Учить соединять части фигурки, создавать образ, используя полученные навыки и приёмы лепки. Формировать умение работать с пластилином. Формировать эстетический вкус средствами народного искусства.
|
||
Беседа «В гости к гжельским мастерам»
|
Познакомить детей с искусством гжельской росписи. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам. |
||
Рисование «Роспись гжельской посуды»
|
Продолжать знакомить детей с красотой и своеобразием гжельской росписи. Научить приёму в технике «мазка с тенью», «капелька» концом кисти, спирали, травинки, завитки, волнистые линии. |
||
Рассматривание посуды, расписанной гжельской росписью, фотоальбома «Синь России»
|
Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики.
|
||
Чтение стихов, пословиц, поговорок, разгадывание загадок о гжели.
|
Обогащать словарь детей.
|
||
Дидактические игры «Угадай роспись», «Составь узор»
|
Формировать у детей обобщённое представление о народном искусстве.
|
||
Беседа «В гости к мастерам хохломской росписи» |
Познакомить детей с одним из народных промыслов России – хохломской росписью |
||
Рассматривание изделий хохломской росписи, фотоальбома «Золотая хохлома»
|
Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере хохломской росписи. Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травинка). |
||
Роспись тарелок из папье-маше «Золотая веточка»
|
Расширять знания о народном промысле, учить красиво располагать узор по всей поверхности тарелки |
||
Роспись ложки |
Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узора по мотивам хохломской росписи. |
||
Беседа «В гости к Жостовским и Городецким мастерам» |
Познакомить детей с народным промыслом, познакомить с историей их возникновения. |
||
Роспись жостовского подноса |
Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостово; Закрепить умение вписывать узоры в силуэты жостовских подносов. |
||
«Весёлый Городец» роспись разделочной доски |
Познакомить с характерными особенностями городецкой росписи. Формировать представления об элементах городецкого узора. Учить расписывать разделочную доску, используя элементы городецкой росписи. |
||
Дидактическая ига «Составь узор» |
Ознакомление с названиями городецкой росписи; Составление композиции на досках различной формы. |
||
Выставка детского творчества «Чудо чудное – диво дивное» |
|||
Март |
Традиции и обычаи русского народа |
Беседа «Что такое обычай, обряд?» |
Расширить представления детей о том, что такое обряд, обычай; обогатить словарь детей, развивать диалогическую речь. |
Фольклорное занятие «Традиции россиян. Русские народные праздники на Руси»
|
Познакомить с традиционными русскими народными праздниками. Прививать любовь к традициям своего народа, развивать понимание народных праздников. |
||
Музейное занятие «Традиции русского гостеприимства» |
Познакомить детей с русским обычаем – обычаем гостеприимства, хлебосольства. |
||
Сюжетно-ролевая игра «Принимаем гостей» |
Побуждать творчески воспроизводить в играх приём гостей. Совершенствовать умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. |
||
Развлечение «Деревенские посиделки» |
Приобщение детей к народной культуре через песенно-игровые традиции, обрядовые праздники. |
||
Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка» |
Учить детей передавать обстановку уличной ярмарочной торговли. |
||
Чтение русских народных сказок |
Рассказать детям о том, что «народ сочинял сказки» и это тоже традиция русского народа. |
||
Викторина «Народный фольклор» |
Закрепить знания детей о народном фольклоре. |
||
Итоговое мероприятие Развлечение «Масленица» |
|||
Выставка поделок «Ай, да умельцы!» (награждение всех участников по номинациям) |