МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №68 «РОМАШКА»
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности
по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
в группе общеразвивающей направленности
для детей пятого года жизни
тема: « Будем дружно мы играть »
Подготовила воспитатель:
Скляр Татьяна Владимировна
г. Нижневартовск
Цель: Формировать у детей представление о нравственном понятии – дружба.
Задачи:
- Учить управлять своими чувствами и эмоциями, расширять представление о дружбе, углублять представление о доброте, как едином неотъемлемом качестве человека, учить детей размышлять над нравственной сутью поступков.
- Развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства, а также навыки межвозрастного общения.
- Воспитывать культуру поведения и положительные взаимоотношения между детьми, умение быть настоящим другом.
Оборудование: Мультимедийная презентация, картинки с персонажами, мяч, панно для составления коллажа, маски ежика и зайчика.
Активизация словаря:дружба, делиться, договариваться, отзывчивый.
Предварительная работа: Наблюдение за играми детей, чтение произведения С. Маршака «Друзья – товарищи», дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо?», обсуждение ситуаций, традиция «Дружный кружочек», «Мысленное возвращение к прошедшему дню».
Методические приемы:
- Игровая ситуация. «Видео-письмо» .
- « Мирилки».
- Игровое упражнение «Попроси прощения».
- «Игра-сценка».
- Физкультминутка.
- Пальчиковая гимнастика.
- Продуктивная деятельность детей - Составление классификационной таблицы «хорошо-плохо».
- Подведение итогов.
Интеграция образовательных областей:
- Познание.
- Коммуникация.
- Социализация.
- Чтение художественной литературы.
- Здоровье.
- Физическая культура.
- Художественное творчество.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
1.Игровая ситуация: «Письмо от детей»
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришло видеописьмо от ребят соседнего детского сада, оно с фотографией (показывает слайд). Хотите узнать, что в письме? Давайте его прочитаем. (дети садятся на стульчики к экрану).
Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, ребята, помогите разобраться в нашей ситуации. Петя принес в детский сад новую машинку. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машинку и стал с ней играть. Тогда Петя ударил Сережу. Теперь они поссорились и не дружат. Посоветуйте, пожалуйста, как помочь друзьям помириться.
Воспитатель: Вы согласны помочь (ответы детей).
- Из-за чего бывают ссоры? (ответы детей)
-Какие правила нужно соблюдать, чтобы не ссориться? (ответы детей)
-Значит, чтобы не ссориться нужно соблюдать такие правила: не жадничать, уступать , не драться, разговаривать вежливо, делиться игрушками, помогать друг другу.
2. Игровое упражнение «Мирилки»
Так как же нам помочь ребятам помириться? С помощью чего?
Воспитатель: Ребята, а кто умеет мириться? Какие «мирилки» вы знаете? (ответы детей). –Хотите, я вас научу еще одной «мирилке»? Послушайте:
Мы не будем больше злиться.
Мы решили помириться.
Злюка, уходи от нас,
Мы опять друзья сейчас.
- Понравилась? (ответы детей)
-Тогда встаньте парами, возьмите друг друга за мизинчики и вместе скажем новую мирилку.
-Хорошие слова? Тогда не забывайте их.
3. Игровое упражнение с мячом «Попроси прощения».
Воспитатель: Ребята, а если все-таки так получилось, что нечаянно кто-то обидел, что нужно сделать? (ответы детей)
-Давайте с вами поиграем в игру «Попроси прощения».
Дети встают в круг, воспитатель в кругу с мячом. Ребенок ловит мяч и называет слово: (прости, пожалуйста; извини, пожалуйста; я не хотел; мне жаль, что я так сделал).
Воспитатель: Теперь мы знаем, как попросить прощения, если нечаянно кого-то обидел. И тогда не нужно обижаться.
4. «Игра – сценка»
Воспитатель: Итак, самая частая причина из ссор, это когда вы не можете поделить что-то или хотите делать одно и то же. Представьте двух друзей Ежика и Зайчика, каждый из которых хочет покататься на машине, как помочь им не поссориться. (воспитатель выбирает двоих детей для участия в игре, выдает им соответствующие маски зверей, детям предлагается изобразить происходящую ситуацию).
Воспитатель: В тихом лесу, средь кустов и дорожек, жили два друга Зайчик и Ежик.
Как-то они на прогулку пошли и на полянке машину нашли.
Ежик навстречу машине шагнул, заяц машину к себе потянул.
Заяц: «Я первый». А Ежик: «Нет, я!»
Не уступают друг другу друзья.
Заяц обиделся: «Значит ты Еж, мне как товарищ совсем не хорош!»
Воспитатель: Почему Заяц решил не дружить с Ежиком? (ответы детей)
-Как вы считаете, стоит ли из-за этого ссориться с друзьями? (ответы детей)
- Как помирить друзей, сделать так, чтобы ссоры не было? (ответы детей).
Воспитатель: Давайте еще раз прочитаем стихотворение, но уже с веселым концом, когда Зайчик и Еж договорились.
В тихом лесу, средь кустов и дорожек, жили два друга Зайчик и Ежик.
Как-то они на прогулку пошли и на полянке машину нашли.
Ежик навстречу машине шагнул, заяц машину к себе потянул.
Заяц сказал: «Покатаю тебя, мы ведь с тобою Ежик друзья».
Воспитатель: Итак, что нужно делать, чтобы не ссориться? (ответы детей: уметь договариваться, уступать). –А как вы считаете, каким должен быть друг? (ответы детей: добрым, отзывчивым, внимательным).
5. Физкультминутка.
Воспитатель: Ребята, давайте покажем и расскажем, как мы дружим. ( в кругу)
Дружит с солнцем ветерок (руки вверх и покачивание),
А роса с травою (руки на пояс, присели),
Дружит с бабочкой цветок (плавное движение, руки в стороны),
Дружим мы с тобою (шаг на месте).
А теперь поиграем с пальчиками.
6.Пальчиковая гимнастика «Дружба».
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики (руки в замок)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики (поднимаем и опускаем пальцы рук)
Раз, два, три, четыре, пять (поочередное касание пальцев обеих рук, начиная с мизинца)
Будем дружно мы играть (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
7. Продуктивная деятельность детей - Составление классификационной таблицы «хорошо-плохо».
Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем, как дружить и не ссориться, как мириться и просить прощения, а как об этом рассказать детям, которые у нас попросили помощи? (предположения детей)
-Давайте им напишем письмо в картинках «Хорошо- плохо» и отошлем его по почте. Картинки, на которых изображены хорошие поступки мы будем наклеивать на половину листа, где изображено солнышко, картинки с плохими поступками – там где изображена тучка.
Воспитатель: Давайте посмотрим, какое письмо у нас получилось. Так как же не надо поступать с друзьями? А как поступать хорошо?
- 8. Подведение итогов
Воспитатель: Можно много слов прекрасных о друзьях сказать!
Никогда не стоит, дети, друга обижать.
Потому что без друзей очень трудно жить… Скажем вместе: ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ!