Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ

"СКАЗОЧНОЕ ЛЕТО"

№ 2226 Проект «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста»

Опубликовано 20.03.2017

Чащина Ольга Сергеевна

 МБДОУ №54 - детский сад; Екатеринбург

Воспитатель

  Проект «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста»

 

Актуальность проекта:

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут».

Э.К.Суслова.

      Почему же возникла проблема толерантного воспитания? Ведь люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания.

Поэтому воспитание толерантности является сегодня одной из важнейших проблем. В последние годы растет число детей разных национальностей, посещающих дошкольные учреждения. Как правило, эти дети общаются с трудом на русском языке, поскольку в кругу семьи они изъясняются на своем родном. И детский сад обязан способствовать воспитанию детей в духе толерантности. Каждый ребенок, не взирая на национальность, должен чувствовать себя личностью. Необходимо, чтобы дети уже в дошкольном возрасте поняли, как важно жить в мире и согласии между различными народами, знать культуру других народов, уважать ее, стараться понять и принять. Ребенок понимает, что принятие его другими зависит от того, как он воспринимает других.

Наиболее частыми векторами исследования толерантности в социологии являются:

  • Гендерная толерантность
  • Расовая и национальная толерантность
  • Толерантность по отношению к инвалидам
  • Религиозная толерантность
  • Сексуально-ориентационная толерантность
  • Политическая толерантность
  • Образовательная толерантность
  • Межклассовая толерантность

       Каким будет наше общество и как будут решаться социальные и экономические проблемы, определяется тем социально-культурным потенциалом, который закладывается учреждениями образования еще в детском возрасте.

       Дошкольное детство — один из важнейших периодов в развитии человеческой личности: первые семь лет в жизни ребенка — период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личностных качеств.

Достижением первых семи лет становится развитие самосознания: ребенок начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем его социальном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия ребенка с другими людьми. Поэтому именно в этот период важно сформировать у всех детей начала доброжелательного и уважительного отношения к людям, представителям разных национальностей, заложить основы толерантности.

     Обучение таких детей русскому языку сегодня — одна из наиболее актуальных проблем. Как показывает опыт, наиболее перспективен интегративный подход к развитию детей нерусской национальности, направленный на взаимодействие, уважение личностных особенностей, предполагающий овладение детьми русским языком как вторым (а не иностранным) и приобщение их к русской культуре при сохранении родного языка и родной культуры.

       Воспитание жителя поликультурной державы нужно начинать с самого раннего возраста.

      Детский сад сегодня — это модель будущего общества. В современном детском саду могут быть представители разных религий и культур, с разным цветом кожи, одетые в традиционную или современную одежду, ребенок привыкает к тому, что разнообразие мира — норма. Детям, начинающим узнавать свой город, свою страну с дружбы со сверстниками и взрослыми, говорящими дома на ином, чем русский, языке, легко познакомиться с разными сказками, легендами, видами искусств и ремесел, привычками питания, свойственными калейдоскопу культур, проходящему у них перед глазами. Для них естественно и непреложно видеть в другом человеке товарища, с которым можно делать что-то интересное вместе. Новые обычаи рождаются на глазах, трансформируются вековые стереотипы, начавшие мешать новому витку отношений между современными диаспорами.

        В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.) толерантность определяется следующим образом: «ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям»

Замысел проекта: Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре народов родного края.

Вид проекта: творческо-исследовательский,

Продолжительность проекта: долгосрочный

Участники проекта: Дети 5-7 лет, родители, воспитатели, инструктор по физической культуре, учителя – логопеды, музыкальный руководитель.

Цель проекта:

  • Сформировать основы толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя.
  • Укрепить отношения между детьми, родителями  и дошкольным учреждением.
  • Сформировать представлений ребенка о себе, как уникальной самоценной, неповторимой личности.

Задачи проекта для детей:

  • Формирование у детей старшего дошкольного возраста умений видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям.
  • Формирование у детей толерантного поведения, внутренней и внешней правовой культуры.
  • Повышение культуры межличностного взаимодействия детей в группе.
  • Закрепление нравственных представлений, навыков социально приемлемого поведения.

Задачи для педагогов и родителей:

  • ознакомление педагогического коллектива с новинками методической литературы, освещающей вопросы формирования у детей толерантного поведения и общения
  • повышение компетентности родителей по правовым вопросам
  • оснащение предметно-развивающей среды в группах и в ДОУ, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности;
  • применение в работе с детьми педагогических технологий, ориентированных на развитие толерантности;
  • взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании толерантности.

I этап. Организационно-подготовительный

Цель.

  • Разработать план работы МБДОУ по формированию толерантности
  • Продумать и подготовить систему мероприятий для проведения недели толерантности
  • Ознакомление педагогического коллектива с новинками методической литературы, освещающей вопросы формирования у детей толерантного поведения и общения
  • Оснащение предметно-развивающей среды в группах и в ДОУ,
  • Вовлечение родителей в образовательный процесс, подготовку общесадовских и групповых мероприятий по теме толерантности.
  • Выявление знаний родителей, детей о семейных и народных традициях.

Задачи I этапа:

  • Разработать планы организации деятельности дошкольного образовательного учреждения по осуществлению проектной деятельности
  • Провести родительское собрание по проблеме развития толерантности у детей.
  1. Тестирование родителей на тему: «Знаете ли вы как воспитать толерантного человека?»
  2. Анкетирование родителей для самооценки толерантности: «Черты толерантной личности»
  • Создание предметно-развивающей среды: иллюстрации, картины, демонстрационный материал знакомящий с народами, населяющими нашу планету; куклы в национальных костюмах; костюмы (элементы) разных этнических групп Росси и народов мира; народная игра, народная игрушка и национальная кукла; произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, предметы быта относящиеся к разным культурам; семейные фотоальбомы; мини-макеты; дидактические игры; картотеки пословиц о дружбе и семье, считалок, закличек, детская художественная литература.

II этап. Основной

Цель. Организация проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Задачи.

  • Осуществлять деятельность в соответствии с тематическим планированием.
  • Повысить профессиональную компетентность педагогов путем обеспечения методического сопровождения проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
  • Привлекать родителей к участию в мероприятиях детского сада осуществлению проектной деятельности.
  • Осуществлять контроль над реализацией проекта.

Реализация проекта в образовательной деятельности:

1.Игровая деятельность – система применение игр и упражнений на развитие социальных эмоций, а так же освоение и закрепление социальных норм поведения в социуме через сюжетно – ролевые игры, театральную деятельность, дидактические игры.

2. Чтение художественной литературы из серии «Развитие безусловного принятия себя и другого человек», устный народный фольклор народов РФ.

3. Интегрированная образовательная деятельность.

Занятия строятся на гуманистической позиции:

– свободу высказываний и поведение ребенка в разных формах педагогического процесса,

– проявление взаимных оценок и суждений взрослого и ребенка по разным поводам, воспроизведение по ходу такого взаимодействия индивидуального опыта,

– недопущение насильных, жестоких мер, ограничивающих порывы и желания детей.

Содержание занятий ориентировано на развитие интереса к человеку, обществу, учет личных качеств и формирование навыков и норм поведения с другими людьми, что приводит к осознанию и накоплению своего жизненного опыта. Это позволяет активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу.

4.Проектная и исследовательская деятельность:

Цель: формировать у детей активную познавательно– исследовательскую деятельность в освоении окружающего мира и норм социальной культуры, создание мини-музеев о народностях РФ.

5. Досуговая деятельность: тематические праздники, развлечения:

- День вежливости,

- День прав ребенка,

- День добрых дел,

- Семья – всему  голова

- Мы помощники и т.д.

6. Издание групповых тематических газет и плакатов.

Цель: дать возможность каждому ребенку высказаться по волнующейся его проблеме, проявить свое творчество и фантазию, свои мысли и чувства.

7. Работа с родителями:

  • Выпуск папок-передвижек « Права и обязанности взрослых и детей», брошюр, стенгазет, памяток-рекомендаций по воспитанию толерантного отношения к окружающему миру.
  • Организация совместной деятельности.
  • Мастер классы.

Формы

Тема

Цели

 Цикл занятий

«Узнаем друг о друге»

Поэтапный цикл занятий для знакомства детей с различными нациями, народностями, расами. Начать с ознакомление с национальным составом группы и довести до ознакомления детей с нациями мира.

Беседа

«Ступени в мир национальностей»

Ознакомить детей с разработанной программой

Беседа

«Давайте жить дружно»

Сформировать у детей знание, что все люди на земле должны жить в дружбе и мире, не смотря на национальные и расовые различия.

НОД по ознакомлению с окружающим

«Что такое, кто такой?»

Ознакомить детей с понятиями национальность, народ, миролюбие, толерантность, поликультурность

Занятие

«Общаемся играя»

Помогать строить взаимоотношения между детьми разных национальностей в процессе игровой деятельности, включая в игры всех без исключения детей

Игра

«Пойми меня»

Вырабатывать у детей интерес к разным языкам, учить детей безбарьерному общению

НОД Физкультура

«Детские подвижные игры разных народов»

Направлять действия детей в оказании взаимопомощи и взаимовыручки в подвижных народных играх

НОД по трудовой деятельности

«Обновка для группы»

Способствовать совместной деятельности педагогов с детьми в оформлении группы и создании предметно-развивающей среды с учетом национального колорита

Игра

«Дружные ребята»

Совместное разучивание народных игр

 

III ЭТАП. Заключительный

Цель. Анализ организации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Задачи.

1. Обобщить результаты работы;

2. Провести анализ деятельности;

3. Осуществить презентацию материалов проекта;

Планируемые результаты проекта:

  • Составление картотеки подвижных игр, сценариев спортивного праздника, досугов с родителями.
  • Повышение профессиональной компетентности и мастерства среди воспитателей и специалистов по формированию основ толерантной культуры у дошкольников.
  • Снижение уровня агрессивности детей и родителей.
  •  Повышение уровня знания о культуре своего народа и народов родного края.
  • Укрепление отношений сотрудничества между детским садом и родителями воспитанников.

Как подчеркнул немецкий философ Иммануил Кант:  «Нравственность заложена в характере». А характер, как известно формируется в детстве. И только от нас, от взрослых зависит, какими вырастут наши дети, как они смогут социализироваться в обществе, и как сложиться их дальнейшая жизнь.