Чащина Ольга Сергеевна
МБДОУ №54 - детский сад; Екатеринбург
Воспитатель
Проект «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность проекта:
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут».
Э.К.Суслова.
Почему же возникла проблема толерантного воспитания? Ведь люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания.
Поэтому воспитание толерантности является сегодня одной из важнейших проблем. В последние годы растет число детей разных национальностей, посещающих дошкольные учреждения. Как правило, эти дети общаются с трудом на русском языке, поскольку в кругу семьи они изъясняются на своем родном. И детский сад обязан способствовать воспитанию детей в духе толерантности. Каждый ребенок, не взирая на национальность, должен чувствовать себя личностью. Необходимо, чтобы дети уже в дошкольном возрасте поняли, как важно жить в мире и согласии между различными народами, знать культуру других народов, уважать ее, стараться понять и принять. Ребенок понимает, что принятие его другими зависит от того, как он воспринимает других.
Наиболее частыми векторами исследования толерантности в социологии являются:
- Гендерная толерантность
- Расовая и национальная толерантность
- Толерантность по отношению к инвалидам
- Религиозная толерантность
- Сексуально-ориентационная толерантность
- Политическая толерантность
- Образовательная толерантность
- Межклассовая толерантность
Каким будет наше общество и как будут решаться социальные и экономические проблемы, определяется тем социально-культурным потенциалом, который закладывается учреждениями образования еще в детском возрасте.
Дошкольное детство — один из важнейших периодов в развитии человеческой личности: первые семь лет в жизни ребенка — период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личностных качеств.
Достижением первых семи лет становится развитие самосознания: ребенок начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем его социальном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия ребенка с другими людьми. Поэтому именно в этот период важно сформировать у всех детей начала доброжелательного и уважительного отношения к людям, представителям разных национальностей, заложить основы толерантности.
Обучение таких детей русскому языку сегодня — одна из наиболее актуальных проблем. Как показывает опыт, наиболее перспективен интегративный подход к развитию детей нерусской национальности, направленный на взаимодействие, уважение личностных особенностей, предполагающий овладение детьми русским языком как вторым (а не иностранным) и приобщение их к русской культуре при сохранении родного языка и родной культуры.
Воспитание жителя поликультурной державы нужно начинать с самого раннего возраста.
Детский сад сегодня — это модель будущего общества. В современном детском саду могут быть представители разных религий и культур, с разным цветом кожи, одетые в традиционную или современную одежду, ребенок привыкает к тому, что разнообразие мира — норма. Детям, начинающим узнавать свой город, свою страну с дружбы со сверстниками и взрослыми, говорящими дома на ином, чем русский, языке, легко познакомиться с разными сказками, легендами, видами искусств и ремесел, привычками питания, свойственными калейдоскопу культур, проходящему у них перед глазами. Для них естественно и непреложно видеть в другом человеке товарища, с которым можно делать что-то интересное вместе. Новые обычаи рождаются на глазах, трансформируются вековые стереотипы, начавшие мешать новому витку отношений между современными диаспорами.
В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.) толерантность определяется следующим образом: «ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям»
Замысел проекта: Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре народов родного края.
Вид проекта: творческо-исследовательский,
Продолжительность проекта: долгосрочный
Участники проекта: Дети 5-7 лет, родители, воспитатели, инструктор по физической культуре, учителя – логопеды, музыкальный руководитель.
Цель проекта:
- Сформировать основы толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя.
- Укрепить отношения между детьми, родителями и дошкольным учреждением.
- Сформировать представлений ребенка о себе, как уникальной самоценной, неповторимой личности.
Задачи проекта для детей:
- Формирование у детей старшего дошкольного возраста умений видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям.
- Формирование у детей толерантного поведения, внутренней и внешней правовой культуры.
- Повышение культуры межличностного взаимодействия детей в группе.
- Закрепление нравственных представлений, навыков социально приемлемого поведения.
Задачи для педагогов и родителей:
- ознакомление педагогического коллектива с новинками методической литературы, освещающей вопросы формирования у детей толерантного поведения и общения
- повышение компетентности родителей по правовым вопросам
- оснащение предметно-развивающей среды в группах и в ДОУ, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности;
- применение в работе с детьми педагогических технологий, ориентированных на развитие толерантности;
- взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании толерантности.
I этап. Организационно-подготовительный
Цель.
- Разработать план работы МБДОУ по формированию толерантности
- Продумать и подготовить систему мероприятий для проведения недели толерантности
- Ознакомление педагогического коллектива с новинками методической литературы, освещающей вопросы формирования у детей толерантного поведения и общения
- Оснащение предметно-развивающей среды в группах и в ДОУ,
- Вовлечение родителей в образовательный процесс, подготовку общесадовских и групповых мероприятий по теме толерантности.
- Выявление знаний родителей, детей о семейных и народных традициях.
Задачи I этапа:
- Разработать планы организации деятельности дошкольного образовательного учреждения по осуществлению проектной деятельности
- Провести родительское собрание по проблеме развития толерантности у детей.
- Тестирование родителей на тему: «Знаете ли вы как воспитать толерантного человека?»
- Анкетирование родителей для самооценки толерантности: «Черты толерантной личности»
- Создание предметно-развивающей среды: иллюстрации, картины, демонстрационный материал знакомящий с народами, населяющими нашу планету; куклы в национальных костюмах; костюмы (элементы) разных этнических групп Росси и народов мира; народная игра, народная игрушка и национальная кукла; произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, предметы быта относящиеся к разным культурам; семейные фотоальбомы; мини-макеты; дидактические игры; картотеки пословиц о дружбе и семье, считалок, закличек, детская художественная литература.
II этап. Основной
Цель. Организация проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Задачи.
- Осуществлять деятельность в соответствии с тематическим планированием.
- Повысить профессиональную компетентность педагогов путем обеспечения методического сопровождения проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
- Привлекать родителей к участию в мероприятиях детского сада осуществлению проектной деятельности.
- Осуществлять контроль над реализацией проекта.
Реализация проекта в образовательной деятельности:
1.Игровая деятельность – система применение игр и упражнений на развитие социальных эмоций, а так же освоение и закрепление социальных норм поведения в социуме через сюжетно – ролевые игры, театральную деятельность, дидактические игры.
2. Чтение художественной литературы из серии «Развитие безусловного принятия себя и другого человек», устный народный фольклор народов РФ.
3. Интегрированная образовательная деятельность.
Занятия строятся на гуманистической позиции:
– свободу высказываний и поведение ребенка в разных формах педагогического процесса,
– проявление взаимных оценок и суждений взрослого и ребенка по разным поводам, воспроизведение по ходу такого взаимодействия индивидуального опыта,
– недопущение насильных, жестоких мер, ограничивающих порывы и желания детей.
Содержание занятий ориентировано на развитие интереса к человеку, обществу, учет личных качеств и формирование навыков и норм поведения с другими людьми, что приводит к осознанию и накоплению своего жизненного опыта. Это позволяет активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу.
4.Проектная и исследовательская деятельность:
Цель: формировать у детей активную познавательно– исследовательскую деятельность в освоении окружающего мира и норм социальной культуры, создание мини-музеев о народностях РФ.
5. Досуговая деятельность: тематические праздники, развлечения:
- День вежливости,
- День прав ребенка,
- День добрых дел,
- Семья – всему голова
- Мы помощники и т.д.
6. Издание групповых тематических газет и плакатов.
Цель: дать возможность каждому ребенку высказаться по волнующейся его проблеме, проявить свое творчество и фантазию, свои мысли и чувства.
7. Работа с родителями:
- Выпуск папок-передвижек « Права и обязанности взрослых и детей», брошюр, стенгазет, памяток-рекомендаций по воспитанию толерантного отношения к окружающему миру.
- Организация совместной деятельности.
- Мастер классы.
Формы |
Тема |
Цели |
Цикл занятий |
«Узнаем друг о друге» |
Поэтапный цикл занятий для знакомства детей с различными нациями, народностями, расами. Начать с ознакомление с национальным составом группы и довести до ознакомления детей с нациями мира. |
Беседа |
«Ступени в мир национальностей» |
Ознакомить детей с разработанной программой |
Беседа |
«Давайте жить дружно» |
Сформировать у детей знание, что все люди на земле должны жить в дружбе и мире, не смотря на национальные и расовые различия. |
НОД по ознакомлению с окружающим |
«Что такое, кто такой?» |
Ознакомить детей с понятиями национальность, народ, миролюбие, толерантность, поликультурность |
Занятие |
«Общаемся играя» |
Помогать строить взаимоотношения между детьми разных национальностей в процессе игровой деятельности, включая в игры всех без исключения детей |
Игра |
«Пойми меня» |
Вырабатывать у детей интерес к разным языкам, учить детей безбарьерному общению |
НОД Физкультура |
«Детские подвижные игры разных народов» |
Направлять действия детей в оказании взаимопомощи и взаимовыручки в подвижных народных играх |
НОД по трудовой деятельности |
«Обновка для группы» |
Способствовать совместной деятельности педагогов с детьми в оформлении группы и создании предметно-развивающей среды с учетом национального колорита |
Игра |
«Дружные ребята» |
Совместное разучивание народных игр |
III ЭТАП. Заключительный
Цель. Анализ организации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении
Задачи.
1. Обобщить результаты работы;
2. Провести анализ деятельности;
3. Осуществить презентацию материалов проекта;
Планируемые результаты проекта:
- Составление картотеки подвижных игр, сценариев спортивного праздника, досугов с родителями.
- Повышение профессиональной компетентности и мастерства среди воспитателей и специалистов по формированию основ толерантной культуры у дошкольников.
- Снижение уровня агрессивности детей и родителей.
- Повышение уровня знания о культуре своего народа и народов родного края.
- Укрепление отношений сотрудничества между детским садом и родителями воспитанников.
Как подчеркнул немецкий философ Иммануил Кант: «Нравственность заложена в характере». А характер, как известно формируется в детстве. И только от нас, от взрослых зависит, какими вырастут наши дети, как они смогут социализироваться в обществе, и как сложиться их дальнейшая жизнь.