Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ

"СКАЗОЧНОЕ ЛЕТО"

№ 2191 Конспект комплексного занятия «Русская матрёшка»

Опубликовано 13.03.2017

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИЗЛУЧИНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»


 

Конспект

 комплексного занятия «Русская матрёшка»

в группе общеразвивающей направленности детей четвертого года жизни № 2

 

 

                                                                                                                                                   Воспитатель:

 Верещагина Е.А.

 

 

пгт. Излучинск 2017

 

 

Цель: 
Знакомство детей с русской народной деревянной игрушкой Матрёшкой. 

Задачи: 

 

Социально-коммуникативное развитие: приобщение детей к национально-культурным традициям; эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения к другим детям; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

 

Познавательное развитие: познакомить детей с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства; развивать интерес к народным игрушкам; познакомить детей с историей создания, материалом, внешнем видом, особенности росписи; 

Художественно-эстетическое развитие: развивать интерес детей к народному творчеству; развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству; развивать  умение украшать силуэт матрешки разнообразными узорами;
развивать аккуратность при работе с фетром и клеем; развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов; воспитывать самостоятельность; развивать  творчество, воображение.

 

Речевое развитие: обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

расширять словарный запас.

 

Физическое развитие:  дать возможность детям отдохнуть во время занятия, избежать переутомления.

 

Методы:

Наглядный, словесный, практический.

 

Приёмы:

Эмоциональный настрой (использование на занятии музыкальных произведений), показ и рассматривание иллюстрации, беседа, загадка, указания, пояснения, сюрпризный  момент.

 

Словарная работа: Матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная, сарафан, фартук, мастер, купчиха, токарь,  Фукурума. 

Оборудование:
Деревянная игрушка матрёшка, картинки с изображением матрёшек, письмо, силуэт матрёшки, кисти, клей, фетр, узоры и украшения для оформления матрёшки. 

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением матрёшки, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки) слушание музыкальных фольклорных композиций, разучивание физминутки «Матрёшка». 

 

Ход занятия: 
Организационный момент:

 Воспитатель: 
- Ребята, посмотрите, сколько гостей у нас сегодня, давай поздороваемся с ними. 
Игровое упражнение «Доброе утро»

Станем рядышком, по кругу,
Скажем Здравствуйте! друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем Привет! и Добрый день!
Если каждый улыбнётся – 
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО.

Воспитатель: Ой, Ребята, вы представляете, сегодня утром прихожу в группу, а нам пришло письмо, интересно от кого оно?

Дети: Ответы детей

 

Воспитатель: Давайте посмотрим, очень интересно, здесь еще и фотография есть.

Письмо
Здравствуйте ребята!
Пишут вам дети из далекой страны Японии. У нас в стране, у детей есть любимая игрушка Фукурума. Это великий мудрец. Он много думает и поэтому у него такая большая голова. Мы очень любим своего Фукуруму, но нам хочется больше узнать о других игрушках. Напишите нам, пожалуйста, в какие игрушки играют дети в далекой России. Нам очень интересно.
С уважением дети из детского сада «Яки-Маки».

Воспитатель: Ну что ж ребята, расскажем японским детям о нашей любимой игрушке?
Дети: Да!

Воспитатель:  А какой игрушке мы будем сегодня говорить, вы узнаете это из загадки.

Загадка: 
В деревянной Игрушке

Сидит кукла-милашка.

В кукле той другие крошки.

И зовут сестер… (матрешки) –

Дети: Матрёшки. 

 

Воспитатель: 

История матрёшки

А вы знаете,  Веселая игрушка – расписная матрешка – родилась более 100 лет тому назад. Однажды  купчиха А. Мамонтова привезла из заморской страны Японии интересную японскую игрушку, про которую дети из японского детского сада говорили в письме. Она была выполнена очень необычно и представляла собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума – добродушного, лысого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. (демонстрация картинок)

 

Василиию Звездочкину токарю по дереву, очень понравилась эта игрушка и ему захотелось сделать свою игрушку. И он выточил из дерева первую русскую матрешку, фигурки также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. (демонстрация картинок)

 

Поэтому первая  матрешка представляла собой группу детей: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца. Получилось дружное и трудолюбивое семейство. И назвали новую игрушку Матрена т к это имя было самое распространенное на Руси. (демонстрация картинок)

 

Воспитатель:
-Как вы думаете, из чего сделана матрешка? 
Ответы детей: (ответы детей)из дерева

Воспитатель: Правильно.

 

Из чего сделана матрешка? 

 Ее изготавливают из дерева, липы или березы. Дерево спиливают ранней весной, сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают её, украшают красками, разрисовывая ей платок, сарафан. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрёшки все разные, у каждой свой характер. После того как расписали, покрывают лаком. (демонстрация картинок)

 Сначала вырезается самая маленькая неразъемная куколка, за тем по размеру следующая и так до самой большой. (демонстрация картинок самой большой и самой маленькой матрёшки)

Остальные матрешки состоят из двух частей. Одна большая матрешка может содержать в себе до десяти – двенадцати куколок.

Воспитатель: 
-Только, где же они, подружки – сестрички. Как вы думаете? 
Дети: внутри, в другой матрешке, спрятались.

Детям предлагается пройти к мини-музею матрёшки.

Воспитатель: Раскроем Матрешку и посмотрим, что внутри. Матрёшка на окошке в ярком сарафане, и вся семья в матрёшке как в доме деревянном. 
- Ребята, какие матрёшки? (нарядные, расписные, красивые, разные по росту, большие и маленькие) 

- Почему она расписная? (сарафан украшен цветами) 

Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки: всегда расписаны на диво очень ярко и красиво. 

Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты? 

Дети: Сарафан, платок, фартук, бусы. 
Каждый ребенок берет в руки игрушку (или передает другому ребенку) рассматривает

- Какой узор на сарафане? (Цветы, ягоды, листья). 
-А что находится на лице у матрёшки? (воспитатель показывает - дети отвечают, а потом воспитатель даёт обобщённый ответ) 
Воспитатель:
- Расписали русские художники матрёшку на славу: чёрные глазки, чёрные брови, губки алые бантиком, румянец на щечки лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из - под него толстая коса. 
-А как вы думаете, почему они такие гладкие? (ответы детей)
Правильно, их обрабатывают шкуркой, а за тем расписывают. Раньше в работе участвовали все члены семьи.

Хозяин дома вытачивал основу игрушки, а женщины и дети разрисовывали их разными красками, а за тем продавали на ярмарках и базарах. (демонстрация картинок)

Воспитатель:- Ребята, а вы знаете стихи про матрешку дети:

Стихотворение

Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются-матрёшки.

 

Воспитатель: Давайте мы с вами отдохнем и проведем физкультминутку.
Физкультминутка

Мы веселые матрешки, 
Ладушки, ладушки. (Повертеться из стороны в сторону)
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки, (носок-пятка-топ-топ-топ)
В сарафанах наших пестрых,
Ладушки, ладушки, (повертеться из стороны в сторону)
Мы похожи словно сестры,
Ладушки, ладушки (наклону головы вправо-влево).

Воспитатель:

А вы знаете, что матрёшки бывают разные? Их называютСергиево - посадская  матрёшка, Вятская, Семеновская по названию той местности, где их делают. Но у всех у них есть отличительные особенности.

 Например:

Сергиево - посадская (Загорская) матрёшка  одета  в  узорчатую  кофту,   сарафан  с  кружками  и  змейками,  передник  в  цветочек.  Роспись  яркая,  основные  3-4  цвета:  жёлтый,  красный, синий,  зелёный.  Эта  матрёшка – труженица.  Она держит  в  руках  то  лукошко  с  ягодами,  то  петушка,  то  серп.

Вятская матрёшка. Её  не  только  расписывают  красками,  но  и  украшают  соломкой.  Из соломки вырезают  цветы  и  узоры.  Потом  их  приклеивают и  покрывают  лаком.

Семёновская матрёшка. У семёновских матрёшек на фартуках нарисованы  яркие  букеты.  Цвет сарафана – красный.  На голове – платок,  который  украшен по кайме.

 

Воспитатель: 
-А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров? 
Ответы детей: бережно, аккуратно 

Воспитатель: Молодцы ребята, вы очень хорошо усвоили, что такое матрешка.


Ребята, к нам в садик привезли необычных матрешек из фетра, которых не успели украсить на фабрике. Посмотрите на них. Матрешкам так обидно, ведь у их подружек такие красивые наряды.

 

Я предлагаю вам стать настоящими мастерами и помочь нашим Матрешкам, стать красивыми, и нарядными, как их подружки. Вы согласны? Тогда приглашаю вас в мастерскую. 
Вот и мы с вами будем наряжать матрёшку (вспоминают правила работы).

Сидим спинка ровная, работаем на доске, клей не забывайте закрывать. (Воспитатель помогает детям занять места за столом для творчества, на котором заранее приготовлены: шаблоны плоскостной матрешки на каждого ребенка, элементы декора (различные виды цветов, ягод и т.д.), клей, кисточки, салфетки). 

Ну, что ж, друзья, за работу. 

 

Воспитатель: Перед вами шаблон матрёшки, вы на своё усмотрение украсьте матрёшку.
Детям предлагается картонный шаблон, который они по своему усмотрению декорируют, используя различные виды декора. 

 

Воспитатель предлагает и гостям нарядить матрёшки.
(Во время работы звучат народные хороводные мелодии) 
Воспитатель: Молодцы! Замечательные матрёшки у вас получились. 
- А о чём вы думали, когда выполняли свою работу? 
(ответы детей) 
Итог занятия: 
Воспитатель:
- Ребята, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились? 
Дети: С матрёшкой. 
Воспитатель: А из чего матрёшка сделана? 
Дети: Из дерева. 
Воспитатель: А какие у нас получились матрёшки? 
Дети: Нарядные, красивые. 
Воспитатель: А вам понравилась эта игрушка?
Дети: Да 
Воспитатель: Молодцы. Сегодня, мы познакомились с Матрешкой, узнали из чего она сделана, какие бывают матрёшки?

Воспитатель: Молодцы, а теперь мы должны написать письмо японским детям и рассказать о том, что вы сегодня интересное узнали про матрёшку и еще мы сфотографируем ваших матрёшек и отправим им на почту, чтобы японские дети знали какая игрушка в России самая любимая.

Воспитатель:

А прежде чем начать писать письмо, мы должны попрощаться с нашими гостями.

Пришло время расставаться. До свиданья!

 

Сюрпризный момент

Воспитатель: Мои дорогие детки, вы сегодня очень хорошо постарались, я вами довольна, вы молодцы. У меня для вас есть небольшой сюрприз. (Вручение раскрасок и чупа-чупсов.)

 

 

Использованная литература

  1. http://www.maam.ru/detskijsad/tema-ruskaja-matreshka-75556.html

Интегрированное занятие в средней группе «Русская матрешка». Елена Васина.

 

  1. 2.     http://udarenieru.my1.ru/news/konspekt_zanjatija_matrjoshka_v_mladshej_gruppe/2015-05-19-501

          Конспект занятия "Матрёшка" в младшей группе

 

  1. http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-hudozhestvenomu-tvorchestvu-risovanie-vo-2-i-mladshei-grupe.html

Конспект занятия по художественному творчеству (рисование) во второй младшей группе «Веселые Матрешки» . Елена Юрьева 

 

  1. http://konkurs-dlya-pedagogov.info/konspekty-zanyatij-s-matreshkoj-v-mladshej-gruppe

Конспекты занятий с матрешкой в младшей группе. Прокофьевой Е.Е.