Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ

"СКАЗОЧНОЕ ЛЕТО"

№ 2150 Статья "Факторы, влияющие на здоровье дошкольников в условиях ДОО"

Опубликовано 04.03.2017

Оболенская Наталья Валерьевна

Структурное подразделение МКОУ "Свердловская СОШ"-"Детский сад села Свердловское",

Свердловская область, Артинский район, с.Свердловское

воспитатель

Статья "Факторы, влияющие на здоровье дошкольников в условиях ДОО"

 

            «Здоровье – это состояние жизнедеятельности, соответствующее биологическому возрасту ребенка, гармоничного единства физических и интеллектуальных характеристик, формирования адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста».

Детское население подвергается воздействию различных факторов окружающей среды, многие из которых рассматриваются как факторы риска развития неблагоприятных изменений в организме.

Дошкольный возраст – один из критических периодов в жизни ребенка. В это время активно формируется высшая нервная деятельность, происходит нарастание подвижности и силы нервных процессов, что способно привести к истощению малыша. Родители и воспитатели часто отмечают смену настроения крохи, повышенную раздражительность, быструю утомляемость и невнимательность. У дошкольников нередко проявляются признаки невротических реакций: они то и дело крутят волосы, грызут ногти, совершают беспорядочные движения – подпрыгивают и покачиваются, долгое время не засыпают.

В этом возрасте происходит «глубинная» перестройка обмена веществ, из-за чего малыш чаще подвергается влиянию детских инфекций. Дошкольный период отличается повышенным риском формирования и проявления хронических заболеваний и всевозможных аллергических реакций, особенно у часто болеющих детей.

Причины катастрофического состояния здоровья детей  являются следующие:

  • раннее начало систематического обучения без учета ведущего вида деятельности;
  • недостаточная подготовка педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей;
  • перенасыщение образовательного процесса;
  • стрессовые последствия авторитарной педагогики;
  • несоответствие некоторых программ и методик обучения возрастным особенностям детей;
  • несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации образовательного процесса;
  • недостатки в системе физического воспитания.

 Определение  «собственное здоровье» в отношении детей дошкольного возраста учеными не рассматривалась. Учитывая умозаключения ученых относительно понятия «здоровье», определено, что собственное здоровье дошкольников - это оптимальное состояние организма, которое характеризуется гармоничной сформированностью физической, психической, духовной и социальной составляющих здоровья, зависит от образа жизни ребенка, его отношение к окружающему миру.

Факторы, способствующие  формированию здоровья, его сохранению и укреплению необходимо учитывать при построении педагогического процесса, цель которого - научить детей управлять своим здоровьем. Ученые рассматривают различные подходы к изучению этого вопроса.

Акцентируя внимание на развитии личности, В. Солоухин, в свою очередь, связывает состояние здоровья человека с уровнем ее внутренней культуры. Он считает, что культурный человек не может позволить себе болеть, поэтому высокий уровень заболеваемости населения, по его мнению, является показателем низкого уровня культуры людей. Таким образом, подчеркивается роль личности в управлении собственным здоровьем.

Здоровую личность необходимо воспитывать с самого рождения, особенно активизируя педагогическое воздействие в период дошкольного детства. Ведь, во-первых, важные сенситивные периоды развития человека приходятся именно на дошкольный возраст; во-вторых, у детей нет субъективных причин для заболеваний; в-третьих, по данным психологов, в дошкольном возрасте в процессе активной детской деятельности реально воспитать сознательное, бережное отношение к собственному здоровью.

В России сегодня здоровьесберегающая функция ДОО закреплена законодательно и активно поддерживается государством: Закон 273 от 29 декабря 2012 г. ФЗ «Об образовании в РФ», который вступил в силу с 1 сентября 2013 года, статья 41 - Охрана здоровья обучающихся.

Второй важный документ – это ФГОС дошкольного образования.

Цель ФГОС ДО – воспитать социализированного индивида, который выйдет в общество и легко там адаптируется, легко найдет свое место в жизни, со всеми договорится. Поэтому во время образовательного процесса важно сформировать компетентности у ребенка (ребенок любознательный, активный, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения и пр.).

Принципы во ФГОС ДО – совместное сотрудничество детей и взрослых и признание ребенка полноценным субъектом образовательного процесса (партнерская деятельность). Воспитатель обязана поставить ребенка в центр процесса и установить с ним партнерские взаимоотношения. Введен термин «образовательные отношения» со всеми субъектами образовательного процесса – родители, дети, педагоги ДОО.

В программах воспитания и обучения в дошкольных организациях физической культуре, организации оздоровительной работы с детьми уделяется большое внимание. В ряде детских организациях работу по физическому воспитанию ведут организаторы физической подготовки. Но в большинстве дошкольных организациях занятия по физической культуре по-прежнему проводят воспитатели.

Поэтому воспитатель должен стать квалифицированным специалистом в деле, которым ему предстоит заниматься, а, следовательно, освоить теорию и методику физического воспитания дошкольников. Система физического воспитания в дошкольных организациях строится с учётом возрастных и психологических особенностей детей. Целью физического воспитания в ДОО является формирование у детей основ здорового образа жизни. В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Среди оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.

Образовательные задачи предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; получение элементарных знаний о своем организме; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья. Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Общее ухудшение состояния здоровья современных детей от самого рождения вызвало настоятельную потребность в усилении внимания ученых и педагогов-практиков к проблеме сохранения, укрепления и восстановления здоровья детей, а также формирование у них ценностного отношения к собственному здоровью, начиная с дошкольного возраста.

Приоритетной ценностью среди всех возрастных групп населения является здоровье, которое, по мнению ученых, интегрирует четыре составляющие: физическую, психическую, социальную и духовную. Они взаимосвязаны и находятся в состоянии равновесия между условиями среды и адаптационными возможностями организма.

Ценностное отношение к собственному здоровью относится к сфере духовного здоровья, которое совершенствуется в комплексе с физическим, психическим и социальным.

Основными факторами, которые влияют на формирование здоровья человека, является наличие знаний о здоровье, мотивации к здоровому образу жизни, и собственно образ жизни. Активность человека является важным условием сохранения и укрепления здоровья.