Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ

"СКАЗОЧНОЕ ЛЕТО"

№ 2148 Методическая разработка "Проект "Традиции, игры и спорт коренных народов Сахалина"

Опубликовано 03.03.2017

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №34  «Морячок» г. Поронайска

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сахалинская область, г. Поронайск, ул. Октябрьская,  д. 67 «В», тел. 4-21-85,

сайт: морячок34.рф, e-mail: mbdou.v34moryachok@mail.ru

 

 

Методическая разработка

Проект «Традиции, игры и спорт коренных народов Сахалина»

СКАЧАТЬ (с приложениями)

 

 

Клопова Ирина Михайловна

Инструктор по физической культуре

МБДОУ №34 «Морячок»

 

 

г. Поронайск

2017 г.

 

Содержание

1. Введение___________________________________________3-6

2. Глава I  Состояние проблемы

в научно-методической литературе______________________7-8

3. Глава II  Содержание проектной деятельности___________9-13

4. Выводы____________________________________________14

5. Список литературы__________________________________15

6. Приложения

1)Перспективный план НОД

2)КонспектНОД «Путешествие к сахалинским охотникам»

3)Конспект НОД  «Состязания и игры коренных народов Сахалина»

4) Конспект НОД «Путешествие по родному краю»

5) Конспект НОД «Состязания коренных народов Сахалина»

 


 

1.Введение

      

      Идея патриотизма отражена в Концепции модернизации российского образования до 2010 года и в Федеральной программе развития образования – в них отражается социальный заказ государства на воспитание человека современного, образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству, обладающего чувством ответственности за судьбу страны. В Конвенции о правах ребенка сказано, что образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям, культурной самобытности, языку, национальным ценностям государства, в котором ребенок проживает, его родной страны и к цивилизациям, отличным от собственной.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание - жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания. Народная культура во все времена была базисом всей национальной культуры, ее исторической основой. Эту простую истину следует помнить в нынешние непростые времена, когда разрушенными оказались не только целостность народной культуры, но и все, что было связано с духовно-нравственными принципами народной жизни, начиная с дома, семьи и кончая отношением к труду, Земле-Матери, Природе.

Обучая детей народным подвижным играм севера, знакомя с традициями и состязаниями коренных народов Сахалина, я стараюсь не только сохранить знания об их жизни, труде, быте, народа, а также обогатить физические навыки детей. Ведь интерес побуждает детей получить как можно больше информации о родном крае, желание узнать нового о своей малой Родине.

В условиях Сахалина забота о здоровье детей, их физическом развитии, снижении заболеваемости очень важна. В неблагоприятных климатических условиях снижается двигательная активность, что отрицательно складывается на общем и физическом развитии детей, поэтому стараюсь стремиться к тому, чтобы подвижная игра прочно вошла в повседневную жизнь ребенка.

Реализуемая Программа воспитания и обучения   в детском саду под редакцией Васильевой М.А., несмотря на то, что предусматривает решение задач воспитания в ребенке гуманного отношения к окружающему миру, привитие любви к родной природе, дому, краю, городу, не в достаточной степени реализует задачи регионального компонента. В связи с этим возникла необходимость в разработке проекта «Традиции, игры и спорт коренных народностей Сахалина»

Проект «Традиции, игры и спорт коренных народностей Сахалина» дополняет и расширяет представление об истории края, быте, обрядах и обычаях  нанайцев, нивхов, уильта, эвенков. Старшие дошкольники приобщаются к ценностям культуры здоровья, как части этнической культуры жителей Сахалина.

Актуальность: 

Игровая культура народов Севера когда то была из самых богатых в мире. От нас - взрослых, родителей и педагогов - во многом зависит её состояние. Чтобы не появилась ещё одна «черная дыра» в жизни людей, надо сохранить игровые традиции, накопленные народом. Подвижные игры детей и взрослых - важнейшая часть человеческой культуры, мост, связывающий поколения. До наших дней дошло множество сибирских игр: передаваемые из поколения в поколения, они вобрали в себя лучшие национальные традиции. По играм мы можем судить о культуре и быте, о нормах поведения народов Севера. Вот она, региональная направленность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

Цель:

1. Сохранение и развитие национальной культуры коренных народов Сахалина.

2. Формирование основ базовой культуры личности, приобщение к спортивным традициям коренных народов Сахалина, их укладу жизни.

3. Духовное богатство, физическое совершенство, крепкое здоровье, знание и изучение национального достояния через систему НОД.

Задачи:

Образовательные:

  1. Расширять знания детей о родном крае, географическом положении, истории, коренных народах, проживающих на Сахалине, растительном и животном мире, подвижных играх и состязаниях коренных народов Севера через комплексные физкультурные занятии;
  2. Дополнить программу по физическому воспитанию дошкольников играми народов Севера, в процессе интеграции физкультурной работы в познавательный процесс.

Развивающие:

  1. Развивать потребность в сохранении и укреплении здоровья;
  2. Формировать волевые качества в играх, состязаниях;
  3. Развивать физические качества: выносливость, силу, быстроту реакции;
  4. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру;
  5. Развивать интерес к национальным играм детей народов Севера.

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство любви и гордости за Сахалин, сочетая движение и познание.
  2. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к себе, своему здоровью и окружающему миру.
  3. Воспитывать толерантное отношение к другим народам.
  4. Формировать чувство сопричастности и духовно - нравственного отношения к культурному наследию коренных народов Сахалина.

 

  1. 2.     Глава I

Состояние проблемы в научно-методической литературе

Автор Красильников В.П. в статье «Теория и методика традиционных игр коренных народов Севера» указывает, что особый интерес у исследователей вызывают традиционные игры коренных народов Севера. Этот интерес связан с целым рядом причин: во-первых, с потребностями гуманизации воспитательного процесса, который не возможен без опоры на национальные традиции того или иного народа; во-вторых, что традиционные игры этих этносов до настоящего времени остаются малоизученными и в некоторой степени даже неизвестными; в-третьих, с необходимостью  помощи в издании методической литературы по данной проблеме для коренных народов, которые сами не в состоянии решить этот вопрос.

Традиционное физическое воспитание коренных малочисленных народов Севера Российской Федерации начиналось с уникальной системы закаливания, что помогало народам Севера выжить в сложных климатических условиях. Помимо закаливания, народы Севера (ненцы, чукчи, коряки, нанайцы, саамы, алеуты, нивхи, эскимосы, эвенки, ханты), как отмечают исследователи (И.Д. Булычев, П.П. Шимкевич, Е.А. Покровский, K.M. Рычков, М.Ф. Кривошапкин, П. Третьяков, Н. Харузин, Ю.А. Сем, И.Е. Вениаминов, В.К. Арсеньев, В.Г. Богораз, В.И. Прокопенко и др.) уделяли серьезное внимание подготовке подрастающего поколения, для чего использовались разнообразные физические упражнения: на выносливость, силу, ловкость, быстроту, на овладение промысловыми орудиями, вырабатывалась способность переносить голод, холод, различные невзгоды, трудности. Многие физические упражнения были заимствованы у разных народов - прыжки в длину с разбега, прыжки вверх через веревочку или палку, стрельба из лука в цель, различные виды борьбы на поясах, на палках, популярные игры в мяч.

Этнические игры и состязания заключают в себе все положительные свойства подвижных игр, важность использования которых в образовательном процессе обосновывается множеством педагогических исследований (JI.B. Певгова, В.Г. Богораз, А.Н. Рейсон-Правдин, В.В. Леонтьев, В.И. Прокопенко, ПЛ. Гонтмахер, В.Ч. Бельды, А.Н. Фролова, Н.И. Синявскиий др.).

Многие исследователи указывают на особую роль игр в деле воспитания молодого поколения народов Севера (С.Н. Стебницкий, В.Г. Богораз, А.Н. Рейсон - Правдин, Л.В. Певгова, Г.А. Меновщиков, В.В. Леонтьев, В.Ф. Афанасьев, и др.). Игровая деятельность детей была направлена на то, чтобы познать окружающую действительность, усвоить обычаи, традиции своего народа и, конечно, овладеть всеми необходимыми для жизни умениями и навыками, связанными с традиционными промыслами. В то же время посредством игр подвижного характера, дети развивали свои двигательные способности, тем самым, повышая свою физическую подготовленность.

Образовательные программы и методические разработки по физическому воспитанию, основанные на использовании этнических подвижных игр, могут способствовать интеграции и совершенствованию образовательного процесса в области физического воспитания, что позволит успешно решить и проблему национально-регионального компонента, не

создавая противоречий в обеспечении единого государственного образовательного стандарта.

 

 

  1. 3.     ГлаваII

Содержание проектной деятельности

Вид проекта – физкультурно-познавательный

Срок реализации – 2 месяца

Участники проекта – дети подготовительной к школе группы,  инструктор по физической культуре, воспитатели, родители воспитанников.

 

Iэтап  Подготовительный

 

1.Обзор проблемы, составление плана работы проекта, подбор литературы.

2.Составление тематики, конспектов занятий.

3.Подборка  и изготовление материала к занятиям (альбомы,  презентации,  иллюстрации, шапочки для игр, для танца, оборудование для забрасывания маута)

4.Составление картотеки подвижных игр народов Севера.

5.Подборка слайдов, музыки, ИКТ-информации.

 

II этап  Основной

 

1

Познавательное развитие

-Рассматривание альбомов «Коренные народы Сахалина», «Красная книга Сахалина», «Растения Сахалина», «Праздник коренных народов Сахалина в городе Поронайске», «Народы России. Обычаи. Фольклор»;

- Просмотр презентаций «Коренные народности Сахалинской области», « Остров Сахалин», «Традиции и обычаи коренных народов Сахалина», «Спортивные состязания коренных народов Сахалина», «Животные Сахалина», «Природа Сахалина», «Выручаем внучку Аркуту», «Храбрый олененок»  на интегрированных занятиях;

- Беседы «Чем занимались коренные жители Сахалина», «Как отдыхают и празднуют праздники коренные жители Сахалина».

- Встреча со сказочницей Райсей Дмитриевной Агминой, беседа, прослушивание нивсхих сказок, рассматривание иллюстраций, чтение стихов о Сахалине.

2

Социально-коммуникативное развитие

-настольно-печатная игра «Мир зверей и птиц»;

-дидактическая игра «Кто где живет?»;

-дидактическая игра «Найди лишнего»;

-дидактическая игра «Кто живет на Сахалине?»;

-экскурсия в музей.

3

Речевое развитие

- презентация авторской сказки А. Порониной «Храбрый олененок»;

-чтение рассказа Г. Снегирева «След оленя»;

-чтение рассказа А. Членова «Как Алешка жил на Севере»;

-рассказывание ненецкой сказки «Кукушка»;

-рассказывание нанайской сказки «Айога»;

-чтение ненецкой сказки «Белый медведь и бурый медведь»;

-заучивание стихов и загадок о животных Севера (из книги «Животные Севера»).

4

Физическое развитие

-Разучивание подвижных игр «Хейро», «Каюр и собаки», «Олени и пастухи», «Куропатки и охотники», «Льдинки, ветер и мороз», «Ручейки и озера», «Рыбаки и рыбки», «Смелые ребята», «Полярная сова и евражки», «Оленьи упряжки», «Важенки и оленята», «Волк и олени», «Перетягивание каната», «Рыбаки», «Охота на курапаток», «Ловкий оленевод», «Рыбаки», «Куропатки и ягодки», «Звери и птицы»;

-Нод: «Путешествие к сахалинским охотникам», «Состязания и игры  коренных народов Сахалина», игровое «Путешествие по тундре»,  «Путешествие к девочке Аркуте»,  игровое «Игры народов Севера»;

-Утренняя гимнастика «Сахалинские охотники готовятся к охоте», «Какие животные живут на Сахалине?»;

-Спортивный досуг «Легенды народов Севера»;

-Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»

 Здравствуй, солнце золотое!

  Здравствуй, небо голубое!

  Здравствуй, вольный ветерок!

  Здравствуй, тонкий тополек!

  Мы живем на Сахалине -

  Этот остров есть в России!;

- Дыхательная гимнастика «Дуем на снежинку», «Ветерок», «Южный и северный ветер», «Вьюга»;

- Расслабление, релаксация «Отдых на стойбище»;

- Ритмотерапия «Чайки летают над морем»;

- Стретчинг.

5

Художественно-эстетическое развитие

- Прослушивание музыки народов Севера;

- Разучивание авторской композиции «Чайки» для выступления на досуге.

- Рисование зверей и птиц на тему «Красная книга Сахалина».

6

Работа с родителями

-Помощь в изготовлении атрибутов к играм;

- Создание  альбома  «Праздник коренных народов Сахалина в г. Поронайске»;

- Консультация «Подвижные игры народов Севера и их роль в формировании здоровья и развития личности»;

- Фоторепортажи для родителей «Знакомимся с родным краем на занятиях физкультуры», «Выручаем внучку Аркуту».

 

 

III этап  Презентация.

 

1.Спортивный досуг: «Выручаем внучку Аркуту».

2.Картотека «Подвижные игры народов Севера».

3.Создание фильма для показа родителям.

Педагогические технологии: здоровьесберегающие,  технологии личностно – ориентированного обучения, педагогики сотрудничества, игровые технологии, технология проектного обучения.

 

Методы и приёмы при разучивании подвижных игр народов Сахалина:

  1. Приём развития имитации «расскажи игру руками». Приём может использоваться во второй части занятия, заменяя общеразвивающие упражнения.
  2. Художественное слово (заклички, считалки, зазывалочки, сказки).
  3. Приём образного рассказа. Он помогает объяснить игру образно, лаконично, максимально вразумительно, воздействуя тем самым на фантазию, воображение детей.
  4. Метод творческих заданий, который обеспечивает развитие творчества при составлении комбинаций физических упражнений (например, в игре «совушка-сова» водящий отмечает самую привлекательную необычную фигуру).
  5. Творческие вопросы: (например, что делают рыбы в море, когда видят большую акулу?).
  6. Музыкальное сопровождение.
  7. Психогимнастические этюды: сосулька, снеговик.
  8. Использование атрибутики.
  9. Для придумывания подвижных игр используются материалы знакомых художественных произведений или эпизоды из жизни.
  10. Придумывание игр с помощью комбинирования движений: составление игры из нескольких, выбирая различные  элементы.
  11. Составление вариантов игр, используя усложнение правил,  новые движения, новые ситуации, увеличение количества ролей, смена атрибутов.

Затруднения в реализации:

– Нехватка инвентаря для проведения национальных подвижных игр и состязаний.
– Нехватка методических пособий.

 

  1. 4.     Выводы:
  • Анализ результатов экспресс-диагностики воспитанников показал: у 75% воспитанников  сформированы   знания по   ознакомлению с бытом и культурой народов Сахалина.
  • Разработана система НОД по ознакомлению с играми и состязаниями коренных народов Сахалина.
  • Результаты опроса детей: «Какие игры народов Севера вы знаете?» - 75% опрошенных детей назвали более 6 игр.
  • Участие родителей в совместной деятельности по ознакомлению с культурой, традициями народов Сахалина проводится через традиционные формы работы.
  • Данный проект помогает инструкторам в ДОУ раскрыть ребенку мир национальных культур коренных народов Сахалина, расширить представления об образе жизни людей, населяющих наш родной край, их обычаях, традициях, играх и состязаниях;  учить уважительному, толерантному к ним отношению.

Перспективы:

  • Продолжать использовать методическую разработку в дальнейшей работе.
  • Пополнить картотеку игр народов Севера.
  • Пополнить оборудование для игр народов Севера.
  • Распространять опыт работы по проекту среди ДОУ.

 
 

  1. 5.     Список литературы:
    1. Кенеман А.В. Детские народные подвижные игры народов СССР.– М.: Просвещение, 1988. – 239 с.
    2. Кенеман А.В. Осокина Т.И. Детские народные подвижные игры. – М.: Просвещение; Владос, 1995. – 224 с.
    3. Суляндзига Р.В., Кудряшова Д.А., Суляндзига П.В. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обзор современного положения. М, 2003. - 142 с.
    4. Феоктистова Т. Г., Шитякова Н. П. Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников. Программа для дошкольных образовательных учреждений. - М.: Просвещение, 1990. – 123 с.
    5. Шорыгина Т.А. Беседы о русском Севере. Методические рекомендации. – М. :  ТЦ Сфера, 2010. – 96с.
    6. Шорыгина Т. А. Беседы о тайге и ее обитателях. Методические рекомендации. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 96с.
    7. Сайт «Дети Севера» http://www.school3poronaisk.ru/index.html
    8. Сайт Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. ru.wikipedia.org › wiki/Народы_Севера
    9. Сайт Охинской местной общественной организации «Центр по сохранению и развитию традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера «Кыхкых» («Лебедь»)».