Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ

"СКАЗОЧНОЕ ЛЕТО"

№ 2146 Конспект НОД "Волшебные Свойства воды"

Опубликовано 02.03.2017

Конспект познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирование)

в старшей группе

«волшебные свойства воды»

СКАЧАТЬ (презентация)

 

Автор: воспитатель Шатова Наталья Геннадьевна

Организация: БОУ «Лицей № 54» г. Омска

Населенный пункт: г. Омск

 

Аннотация к занятию:

Это занятие – исследование, построено с учетом ФГОС и авторской программы «Детский сад 2100» с использованием технологии эксперимента и активных методов обучения для реализации в подготовительной группе.

Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды.

Основные задачи:

  1. 1.                Образовательные задачи:

—              Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу свойств воды;

—              Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

—              Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи:  формирование словаря – вводить в словарь детей существительные:  лаборатория, опыты, оборудование.

  помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды твердый, рыхлый, холодный, тает в тепле, превращается в вод.

—               Развитие связанной речивовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога;

2. Развивающие задачи:

—              Способствовать развитию любознательности;

—              Развивать внимание детей;

—              Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.

3. Воспитательные задачи:

Продолжать воспитывать культуру поведения;

—              Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;

       Развивать внимание, мысленную активность, умение делать несложные выводы

 

Оборудование и материалы:

Снеговик (игрушка, стеклянные миски, снежный комок, кубики льда, подносы, салфетки, краски, вода, цветные геометрические фигурки, цветные льдинки), стаканчики, краски гуашь, емкость с водой

Место проведения - групповое помещение

Предварительные работы: разгадывание загадок, чтение сказки «Снегурочка».

Методические приемы:

 Беседа; Вопросы; Совместная деятельность педагога с детьми (экспериментальная деятельность); Загадки; Сюрпризный момент; Игра.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальные, групповые и коллективные.

 

Ход занятия:

 

Мотивационный этап: (информационно-познавательная деятельность)

Ребята, а помните, к нам в гости приходила «Капелька»? «Снеговик» - её брат и она рассказала ему, какие вы молодцы и как вы помогли ей в прошлый раз узнать о свойствах воды. Теперь «Снеговик» пришёл к нам, что бы узнать много нового и интересного.

Снеговик предлагает : «давайте поиграем в игру «Вода какая?»  (дети называют прилагательные о воде по цепочке).

Исполнительский этап: (опытно-экспериментальная деятельность)

И сейчас мы с вами как настоящие ученые будем проводить опыты с водой, выясним свойства воды, а для этого вам необходимо занять свои рабочие места.

(Дети рассаживаются по два человека за один стол.)

         - Приступим к нашему исследованию.

.

- А скажите мне, пожалуйста, может ли вода быть в твёрдом состоянии? (ответы детей).

-  А как ты думаешь? (спросить всех детей)

-Да, мнения разделились.

-А вот некоторые думают, что вода бывает в твердом состоянии.

-Скажи (имя ребенка), а как может выглядеть твердая вода?( А ты как думаешь?). Снег, лед.

- А как же нам узнать, являются ли снег и лед водой? (ответы детей).

- А может быть это совсем не вода? (ответы детей).

- Кто же прав? (ответы детей).

- Как же нам это проверить? (ответы детей).

- Посмотрите внимательно на  тарелочки,  в которых лежит лёд. Как узнать вода это или нет? (ответы детей).

- А давайте это проверим.

Опыт№1 «Снег-вода»

-Ребята, как вы думаете,  что такое снег? (это много снежинок). А что такое снежинка? (ответы детей).

- Снежинка – это капелька воды, которая превратилась в кристаллик, кристаллики соединились и с тали снежинкой. А скажите пожалуйста, каким бывает снег? (мокрый, рыхлый, твёрдый, мягкий, блестящий, спрессованный).Спросить всех.

-Ребята, обратите внимание, перед вами два стакана. В одном холодная вода, а в другом горячая. А как вы думаете, растворится ли снег в стакане с холодной водой? (ответы детей, спросить всех). А в стакане с горячей водой?

-Давайте это проверим?

-Сделайте из снега по два одинаковых комочка. Положите по одному комочку в каждый стакан. Можно взять ложечку и размешать.

-Что произошло? (Ответы детей). В горячей воде растаял снег? А в холодной растаял? А растает ли в холодной воде?

-А какие выводы мы можем сделать? (ответы детей).

- Итак, снег в воде тает, то есть переходит из твёрдого состояния в жидкое.

Вывод: Снег - переходит из твердого в жидкое состояние

 

Опыт №2-« лед -это вода и вода-это лед»

У каждого в тарелочке два кусочка льда. Сравните их. Возьмите один в руки.

-Что вы можете сказать о кусочке льда? Какой он? (холодный, прозрачный, скользкий, мокрый, твёрдый). Спросить всех по цепочке.

-А вспомните, пожалуйста, лёд на лужах? Какой он? (грязный, тонкий, хрупкий). А на реке? (толстый, твёрдый).

- Давайте вспомним, где зимой можно встретить лёд в природе? (ответы детей).

 - А можно ли встретить лёд летом? (ответы детей).

- А почему он там не тает? (потому что температура на Северном полюсе даже летом низкая, ниже чем температура, при которой тает снег).

- А дома можно встретить лёд? А почему он там не тает? (ответы детей).

-Сравните лёд в вашей руке со льдом в тарелочке. Что с ними случилось?  (Ответы детей) Почему лёд в руке растаял быстрее, чем в тарелочке? (ответы детей).

-Действительно температура нашей руки выше температуры помещения. Что появилось в вашей ладошке, пока вы держали  лёд? А откуда она взялась? Какой мы можем сделать вывод? (ответы детей).

-Получается, что лед от тепла или при повышении температуры переходит из твердого состояния в жидкое.

А обратно из жидкого состояния в твердое может вода переходить? Где мы можем это наблюдать? (Зимой замерзают реки, поздней осенью лужи покрываются льдом). Это значит, что при замерзании вода превращается в лед.

Вывод: лед переходит из твердого состояния в жидкое и наоборот.

Опыт №3 «лед- прозрачный»

Ребята, посмотрите, перед каждым из вас лежат геометрические фигуры, давайте вспомним, какие это фигуры. (показываю красный квадрат). Какая это фигура? (Квадрат). Какого цвета квадрат? (Красного). Молодцы. (Показываю жёлтый прямоугольник) А давайте теперь посмотрим, какая это фигура? (Прямоугольник) Какого цвета прямоугольник? (Жёлтого). Молодцы ребята. Теперь давайте определим, увидим ли мы наши фигурки через снег и через лед. (кладем кусочки картона, сверху на один кладём снег, на другой лёд.). Что вы можете сказать ребята? (Через лёд мы видим фигуру, а через снег- нет). Правильно, значит что мы можем сказать про лёд? (Лёд прозрачный)., молодцы, а снег? (Снег — не прозрачен, снег имеет цвет, снег белого цвета). Правильно ребята, какие вы молодцы. А какого цвета наш «Снеговик»? (Белого).

 

Опыт №4 Цветная вода замерзает в цветные льдинки

Ребята, мы с вами уже знаем, что вода принимает любой цвет, которым мы её покрасим. Давайте покрасим воду и заморозим её цветной. А что нам нужно сделать, что бы вода замерзла? (нам нужно вынести её на мороз). (Красим воду, разливаем в формочки и выносим на мороз).

Физкультминутка: « Зимнее окошко»

Посмотри в окошко:       (Имитация)
Белая дорожка,             (Волнистые движения кистями рук)
Занесло качели,             (Вращение руками)
Спят под снегом ели.     (Приседание с закрытыми глазами)
В небе желтая луна.       (Подтягивание на носочках)
Лишь одна не спит она.  (Круговые движения головой)

 

«Снеговик приготовил для вас сюрприз. (воспитатель достаёт коробку, в которой лежат разноцветные льдинки). Ребята, ведь мы же красили воду и отнесли её замерзать, а Снеговик нам уже принес льдинки.

Ребята, а давайте напомним Снеговику, что мы сегодня узнали. (лед прозрачен, вода замерзает на морозе, лед и снег тает от тепла).

 Ой, ребята, а наш Снеговик то тоже их снега, ему нужно скорее бежать на улицу, пока он не растаял.

 До свидания, Снеговик. Желаем тебе всего «морозного».