Смирнова Людмила Петровна
г.Нижний Тагил
МБДОУ д/с "Родничок" СП д/с №183
Воспитатель
"Красота природы бессмертна"
Старшая группа.
Тема: «Красота природы бессмертна»
Цель: Сформировать у детей убеждение, что красота и творение природы бесценны, а потому их необходимо бережно охранять.
Материал:
Фотографии и иллюстрации парков, скверов, аллей, разных деревьев и кустарников нашего города.
Ход НОД:
«Что нельзя купить?»
Если деньги накопить можно многое купить –
Дом, одежду и завод, самолёт и пароход.
Прочитав первое четверостишье, спрашиваю у детей, есть ли что - то такое, что нельзя купить? (ответы детей). Читаю следующие строчки этого стихотворения:
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу,
И не спрятать в кошелёк
Родничок и тополёк.
- Красота, какую дарит природа, бесценна. Ни за какие деньги не купишь большое красивое зелёное дерево. Его нужно посадить и приложить немало усилий, чтобы оно не погибло в первый же год, прижилось и выросло. Как редко мы задумываемся над этим! На огромные букеты безжалостно ломают черёмуху, а иногда ребята используют деревья вместо спортивных снарядов: лазают по ним, подтягиваются на ветках, забывая о том, что они живые. А какую же пользу приносят деревья? (ответы детей).
Вывод:- Да, правильно, деревья украшают наши улицы и дворы; очищают воздух, выделяя кислород, усваивают углекислый газ, сокращают содержание в атмосфере пыли и вредных веществ; уменьшают скорости ветров; дают тень и прохладу, смягчая тем самым жару.
Как вы думаете: что нужно растениям, чтобы они хорошо росли? (ответы детей)
Выслушав ответы, обобщаю:
- Деревья, кусты газоны, цветники нужно беречь. Весной и осенью следует вносить в почву удобрения, а в жаркую погоду поливать. Зелёный наряд сделает наши города более привлекательными!
Рассматриваем с детьми иллюстрации и фотографии озеленённых парков, скверов, аллей с аккуратно подстриженными кустиками, леса с вековыми большими деревьями.
Для дискуссии предлагаю следующие вопросы:
Какие деревья и кустарники вы знаете?
Какие из них вы считаете самыми красивыми?
В какое время года обычно радуют глаз берёза, рябина, ива, черёмуха, сирень, боярышник и др.?
Кто из вас принимал участие в посадке деревьев?
Где? Когда?
Прижились ли те деревья?
Физминутка:
Ветер дует нам в лицо,(руками показываем, как дует ветер)
Закачалось деревцо.(руки наверху и качаемся)
Ветер - тише, тише, тише (опускаемся вниз)
Деревцо всё выше, выше!( поднимаемся вверх)
- А теперь послушайте такую историю.
В большом лесу было живописное место – родник, куда ходили на водопой звери. Он располагался в глуши, и казалось, что люди сюда никогда не придут. Но вот однажды после выходных дней лесник обнаружил, что полянка у родника сильно вытоптана, трава вырезана, а на ней чернеет кострище. Рядом валялись колья из веток и измятый лапник сосны, который рубили поблизости не щадя лесной красоты. Тут же были разбросаны обгоревшие носки, какие – то тряпки, бумага, битое стекло, остались многочисленные следы ботинок. Стало больно и обидно, что испорчено такое прекрасное место.
Предлагаю детям порассуждать над этой историей.
Рассказываю, как приводят в порядок родники: если необходимо, аккуратно раскапывают лопатой, всю грязную жижу убирают подальше в сторону. От родника делают канавку, чтобы стекала вода. Родник огораживают кольями и прутьями или камнями.
- Лесные родники бывают единственными источниками воды для животных. Звери бояться подходить к берегам рек и озёр, на которых бывают люди. Нельзя лишать животных водопоя, а лес красоты.
Итак, как вы думайте, сколько стоит красота природы? (ответы детей)
Подвожу итог: - Нет таких денег, которые смогут заменить свежее дыхание леса, прозрачность голубого неба, чистые реки и озёра с зелёными берегами. Нужно не только самому бережно относиться к природе и её бесценным богатствам, но и останавливать взрослых, которые оскверняют её своим бескультурьем.