Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ

"СКАЗОЧНОЕ ЛЕТО"

№ 2098 Конспект НОД в старшей группе по теме: “Жизнь и обычаи долган”

Опубликовано 22.02.2017

Барышева Наталья Вениаминовна
МБДОУ № 77 Красноярск

 

Ребенок и окружающий мир

Тема: Жизнь и обычаи долган

СКАЧАТЬ (архив с презентацией и музыкой)

Цель: ознакомление детей с  жизнью и обычаями  коренного населения Севера Красноярского Края – долган.

Задачи:

Образовательная: расширять представление о родном крае, коренных жителях Севера  - долганах;

Воспитательная: воспитывать уважение к малым народам, проживающим на Севере Красноярского Края;

Развивающая: развивать интерес к особенностям жизни коренного населения Красноярского Края.

 

Дети проходят в группу и встают в круг.

Воспитатель: Ребята, как называется страна, в которой мы с вами живем?  Скажите, а как же приветствуют друг друга в нашей стране?

Верно, когда мы здороваемся, мы желаем друг другу здоровья! Давайте поприветствуем друг друга!

А вы замечали, как здороваются в России мужчины?

А женщины?

 

Дети и воспитатель замечают сапоги расшитые бисером.

Ребята, смотрите, а что же это?

Действительно, сапоги! Но они какие-то не обычные…

Из чего же они сделаны? Ачем украшены?

Ребята, кто-то из вас потерял сапоги?

Тогда чьи же они? Вы не знаете? А хотите узнать, кому они принадлежат? Хорошо, мы попытаемся с вами это выяснить!

 

 

На северных территориях нашей страны живут коренные малочисленные народы Севера.

Эти народы живут на территориях традиционного проживания своих предков, сохраняют их традиционный образ жизни, обычаи и промыслы.

Проводится игра «Льдинка»

На полу лежат «льдинки», на которых изображены цифры. На столе лежат пронумерованные карточки с изображением коренных народов Севера. Детям необходимо, соотнести цифру на карточке с цифрами на «льдинах» и встать на нужную «льдинку».

Ребята, перед вами на полу лежат льдинки. Что на них изображено?

Верно, а на столе лежат карточки. Что вы на них видите?  Как вы думаете, что вам нужно сделать?

Молодцы, вы,  верно догадались, что нужно сделать!

Посмотрите на свои карточки. У всех на карточках изображены народы, проживающие на северных территориях нашей страны.

Поднимите вверх карточки с  цифрой  3. Этот народ называют -  долганы.

Поднимите вверх карточки с  цифрой  5. Этот народ называют -  эвенки.

Поднимите вверх карточки с  цифрой  6. Этот народ называют -  юкагиры.

Поднимите вверх карточки с  цифрой  8. Этот народ называют -  чукчи.

Поднимите вверх карточки с  цифрой  10. Этот народ называют -  якуты.

Воспитатель: Ребята, проходите, пожалуйста, на стулья.

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Слайд № 2

Мы видим с вами лишь небольшую часть народов Севера нашей страны.

На доске висит карта Красноярского края.

Воспитатель: Ребята, а как же называется край, в котором мы живем?

В Красноярском  крае, очень много разных животных и птиц! А кто знает, какие животные и птицы живут на Севере Красноярского Края?

Дети отвечают, берут на столе изображение животного и крепят его на карте.

 

Воспитатель включает музыку, звучит долганский барган.

Воспитатель: Ребята, интересная музыка? Вы, такую раньше слышали?

Это музыка коренного народа Севера.

Этот  народ называют Долганы. СЛАЙД № 3

Проживают они на севере  Красноярского Края. СЛАЙД № 4

Традиционные занятия долган  – оленеводство (СЛАЙД № 5), охота на дикого северного оленя, пушного зверя, птицу и рыболовство  (СЛАЙД № 6) собаководство (СЛАЙД № 7) и собирательство.

Долганы собирают багульник, который используют в лечении кашля, пижму, которую используют в лечении органов пищеварения. С помощью пижмы долгане отпугивают насекомых. СЛАЙД № 8

Также долганы собирают ягоды – морошка, брусника, голубика. СЛАЙД № 9 Долганы их едят свежими и варят из них варенье.

Долганы сами изготавливают свою одежду. Ее шьют из шкур, украшают тканью и бисером. СЛАЙД № 10

Одежда долган делится на праздничную и охотничью.

По мнению долган, одежда у женщин должна быть «звенящая» - украшена подвесками и бусинами. При ходьбе подвески звенели. Звону подвесок долганы придавали особое магическое значение, воспринимая его как оберег от злых духов. Женщинам, никогда нельзя было одевать мужскую одежду, долганы верили, что это принесет несчастье в семью.

Женская и мужская одежда всегда хранились отдельно, в разных концах жилища (женская у входа в жилище, мужская – в спальне).

Унты – издревле повседневная обувь народов Крайнего Севера. В переводе с эвенкийского языка слово «унты» означает «сапог».

Во время летних кочевок долганы наряжались в красивую праздничную одежду (вышитые кафтаны, обувь) и ехали к родственникам и на новые территории.

Искусство шитья бисером у коренных народов Севера передается из поколения в поколение. Бисерным орнаментом в сочетании с сукном, кожей, мехом северные мастерицы украшают одежду, обувь, головные уборы.

Одежда для охоты имела ряд особенностей. Прежде всего  – это  маскировочность.  СЛАЙД № 12

В зимний период шили одежду из белых шкур, летом – серых. Охотники шили специальную одежду из мягких шкур, которая позволяла им бесшумно подползти к добыче.

У долган существует много поверий: Считалось, что если на охоту ходить в одежде из ткани, то дух охоты обидится и не даст добычи. Собираясь на охоту, мужчины пришивали клочок шерсти – защита от опасности.

Мужчина всегда брал с собой в дорогу пепел, по возвращении домой он его высыпал обратно в очаг.

Один из самых важных жизненный обряд для долган – свадьба. Жених своей невесте дарил куски шкуры, меха, шубы, а также отрезы материи, платки, обязательно мясо.

Жилище долган было очень  легкое, но очень теплое. Долганы при кочевке могли собрать свой чум, погрузить его на сани и отправиться на другие территории. СЛАЙД № 13

Ребята, выходите все в центр группы. А вы бы хотели отправиться на выставку?

Проводится динамическая пауза «Пароходик» исполняют гр. Кукутики.

Ребята, перед вами экспозиция «Север»,  творческие работы  юных художников ДШИ № 6.

Что вы видите на экспозиции? На картинах?

Молодцы ребята, проходите на свои места.

 

СЛАЙД № 14

Сейчас, часть долган так и живет  - кочуя, а часть перешла ближе к северным городам, образовав свои поселки. В поселках  есть и электричество и школы и поликлиники и современная техника, которая существенно облегчает жизнь долган.

Воспитатель: Ребята, так вы поняли, кому же принадлежат эти сапоги?

Давайте с вами посмотрим видеописьмо, возможно, оно даст нам ответ на этот вопрос.

Видеописьмо + ролик о жизни долган (часть)+выступление творческого коллектива Северных народов гр. «Хэйро».

 

Воспитатель: Ребята, вам понравилось сегодня? А что вам понравилось больше всего? А что удивило?

У меня на столе много снежков. Кому сегодня было интересно и увлекательно попрошу вас взять по одному снежку и положить в мою корзину.

А вам бы хотелось отразить свои впечатления на бумаге?

Дети самостоятельно берут наборы для творчества, проходят за столы, рисуют.