Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ

"СКАЗОЧНОЕ ЛЕТО"

№ 2090 Статья «Художественно эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребёнка»

Опубликовано 20.02.2017

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение город Нижневартовск детский сад №10«Белочка».

Статья

Подготовила музыкальный руководитель высшей квалификационной категории

Рудакина Виктория Анатольевна

 

«Художественно эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребёнка»

 

 «Будущее человечества сидит сейчас за партой. Оно ещё очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Каким мы сформируем их. Наших детей, такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 – 40 лет. Общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим».

   Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связанно с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрения не может быть подлинно цельным. Способным объективно и во всей полноте охватывать действительность. «Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культуры и художественного развития, точно также невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов».

   В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

  А формировать личность и эстетическую культуру – отмечают писатели, педагоги, деятели культуры (Д. Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д.Ушинский) – особенно важно, в наиболее благоприятном для этого младшем дошкольном возрасте, тем более, что в данный момент дошкольное образование является первой ступенью в образовании. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей, создаёт в ребёнке особые эмоционально психологические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психологические процессы.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания.

    Для того, чтобы эта система воздействовала на ребёнка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский видел следующую её особенность: «Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей все предметы, имеющие свою чёткую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности ребёнка».

    Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, живопись, балет, кино, театр и другие виды художественного творчества. Повод для этого нам дали ещё Платон и Гелель. На основании их взглядов вывели аксиому, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.

     Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего дошкольника к богатейшему опыту человечества. Накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого совершенного человека.

    Эстетическое воспитание эффективно, если использовать в учебно- образовательной деятельности средства искусства, а именно средства изобразительного искусства, музыки, литературы, архитектуры. Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении – везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота достигает наслаждения и удовольствия, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает, трагическое учит сочувствовать, комическое помогает бороться с недостатками.

   Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменились начиная со времени Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности её предмета.

  Термин «эстетика» - происходит от греческого «» (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория легла в основу системы эстетического воспитания. В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования её эстетической культуры одна из важнейших задач, состоящих не только перед школой, но и перед дошкольным учреждением. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них, такие как – Д.Б.Кабалевский, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, М.Д.Таборидзе, В.Н.Шацкая, и другие. В используемой литературе имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей с средств эстетического воспитания.

 Рассмотрим некоторые их них. В книге «Общие вопросы эстетического воспитания в школе» под редакцией известного специалиста по эстетическому воспитанию В.Н.Шацкой мне удалось найти такую формулировку: «Советская педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленного восприятия, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности – в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства».

     В кратком словаре по эстетике – эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве». В обоих определениях речь идёт о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. В первом определении, к сожалению, упущена деятельность или созидательная сторона эстетического воспитания, а во втором определении - подчёркивается, что эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

     «Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребёнка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить» по законам красоты. Нам педагогам, отводиться, я подчёркиваю, ведущая роль, целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребёнка. Например, развитие у ребёнка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно, как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребёнок, так или иначе эстетически развивается. Но при этом – ребёнком не осознаётся эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребёнка сложиться неверные впечатления о жизни, ценностях, идеалах. Б.Т.Лихачёв, как и многие другие педагоги и психологи считают, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность, способны развивать их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.

Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание» но  рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности.

Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия.

Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать её.

В-третьих, задача эстетического воспитания – формирование эстетических вкусов и идеалов личности, и наконец…

В-четвертых – развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

    Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания обуславливает и различные подходы к его целям. По этому проблема целей и задач эстетического воспитания требует особого внимания. Хотелось бы отметить следующе, что часто среди педагогов бытует ошибочное мнение о тождестве эстетического и художественного воспитания. Однако эти понятия необходимо чётко разграничивать. Так например В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: «эстетическое образование служит формированию….способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусств, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве «по законам красоты». Из определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству. Что такое искусство?

   Искусство - это часть эстетической культуры, как художественное воспитание – часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности.

 «Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитанников формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и по возможности творить в искусстве».

  Эстетическое же воспитание гораздо шире. Оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует ребёнка всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает ребёнка в основном не для искусства, а для его активной жизнедеятельности.

  Вот почему всестороннее развитие всех дарований и способностей личности

есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания. Главное – воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигать успеха в какой - либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека. Расширяет его познания о мире, обществе, природе.

   Разнообразные творческие занятия способствуют развитию детского мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности. В последствии мы видим перед собой грамотную личность, всесторонне развитого человека, образованного, прогрессивного, высоконравственного, обладающего умением трудиться, желанием творить, понимающего красоту жизни и красоту искусства, это и есть на мой взгляд,  наиболее удачное отражение «конечной цели» эстетического воспитания.

  В заключении всего мне хотелось бы вспомнить слова Б.Т. Лихачёва: «Возникновение гаммы возвышенных чувств и глубокого духовного наслаждения от общения с прекрасным, чувства отвращения с безобразным, чувства юмора, сарказма в момент созерцания комического, эмоционального потрясения, гнева, страха, сострадания, ведущих к эмоциональному и духовному очищению, возникающему в результате переживания трагического, - всё это признаки подлинного эстетического воспитания».