Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ

"СКАЗОЧНОЕ ЛЕТО"

№ 2066 "Адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению"

Опубликовано 15.02.2017

Подольская Светлана Юрьевна

воспитатель,

МКДОУ №15 "Радуга",

г. Шелехов, Иркутской обл.

"Адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению"

 

Развитие ребенка проходит под влиянием внешних воздействий, к которым относятся окружающая человека естественная и социальная среда, специальная, целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности. Успешную включенность в социальные отношения обеспечивает освоение ребенком механизма ролевого поведения, что дает ему возможность приспосабливаться, адаптироваться к каждой новой ситуации или позиции на протяжении всей последующей жизни. Характеризуя социальную адаптацию как процесс, ряд исследователей (И. И. Ляхов, М. Н. Скубий, И. А. Милованова) выделяют в ней следующие компоненты: (адаптивная среда», «адаптирующий элемент» (личность или группа лиц, коллектив), «адаптивная ситуация» и «адаптивная потребность».

Адаптивная среда в каждом конкретном случае подразделяется на предметную (вещественную) и личностную. Под предметной средой подразумеваются виды деятельности, которые должны освоить личность и общество, под личностной – состав членов данной группы, преобладающие нормы и отношения, социально – психологический климат.

Адаптирующийся элемент – личность – представляет собой, по утверждению А. Н. Леонтьева, «…относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархиезированных мотивационных линий», взаимодействующих со средой адаптации на различных уровнях и различными элементами.

Адаптивная ситуация возникает только в результате взаимодействия среды адаптации и адаптирующего элемента. Это взаимодействие порождается перемещением элемента в новую среду или изменением положения и взаимоотношений элемента в прежней среде. Такая ситуация является началом, толчком процесса адаптации.

Адаптивная потребность – состояние личности, когда она испытывает нужду в познании новой среды и установлении с ней оптимальных, комфортных отношений. Адаптивная ситуация выступает в качестве причины появления адаптивной потребности, которая характеризует процессы, свойственные личности.

Особое значение имеет социальная адаптация ребенка – процесс и результат согласования индивидуальных возможностей и состояния ребенка с окружающим миром, приспособления его к изменившейся среде, новым условиям жизнедеятельности, установление соответствия поведения принятым в социально – психологических общностях нормам и правилам.

Ситуационные адаптационные возможности человека непостоянны, они могут снижаться или усиливаться. Снижение адаптационных возможностей характеризуется таким явлением, как дезадаптация, под которым мы чаще всего понимаем несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса человека требованиям ситуации жизнедеятельности, которое в свою очередь, не позволяет ему адаптироваться в условиях среды существования. Рассмотрению данного понятия в своих работах уделяли внимание: Б. Н. Алмазов, М. А. Галагузова, М. В. Михайлова и др.  В раннем возрасте дезадаптация представляет собой образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к дошкольному образовательному учреждению в форме нарушений поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии. Дезадаптированный ребенок отличается от сверстников вследствие проблем адаптации, отразившихся на нем, его развитии, социализации, способности решать естественные для его  сверстников задачи. Такие дети по различным причинам не могут наравне со сверстниками приспособиться к условиям среды, что негативно сказывается на их самопроявлении, развитии, воспитании, обучении.

Об успешности адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада мы судим по ряду признаков, к которым можно отнести  положительное эмоциональное состояние, хороший аппетит и сон, легкость в установлении контактов со сверстниками и взрослыми. Данные признаки свидетельствуют о том, что ребенка можно переводить на общий режим. При этом еще в течение недели следует внимательно наблюдать за ребенком, т. к. его перевод на обычный режим может вызвать резкое ухудшение эмоционального тонуса.

Многие родители  детей в возрасте полтора – двух лет оказываются перед выбором: отдавать ребенка в дошкольное образовательное учреждение или нет. Решение зависит от многих факторов.

Дошкольное образовательное учреждение предоставляет ребенку возможность получить опыт новых человеческих взаимоотношений: умение разрешать конфликты, делиться, сочувствовать друг другу, отстаивать свои позиции, общаться в коллективе. Ребенку приходится общаться как со взрослыми, так и со сверстниками. Соответственно у ребенка формируется умение сотрудничать, он становится увереннее в общении. Жизнь в детском саду наполнена яркими впечатлениями, событиями: праздники, дни рождения, конкурсы, кружки по интересам, занятия музыкой, рисованием и пр. С приходом в детский сад жизнь ребенка существенным образом меняется, строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких родственников, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, другой стиль общения. Поступление в детский сад требует от ребенка перестройки сложившегося стереотипа поведения, что является трудной задачей и часто приводит к стрессу.

Одним из ведущих социально – педагогических механизмов адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению является организация игровой деятельности, особенно если она организована вместе с матерью. С первых дней знакомства с садом ребенок должен наблюдать, как играют дети и взрослые. У него должно создаться впечатление, что этот незнакомый дом создан для игры и игрушек, что помогает установить индивидуальный эмоциональный контакт ребенка со взрослыми и сверстниками в группе. Играя с детьми раннего возраста необходимо ставить только простые, знакомые детям игровые цели, не вызывающие большие сложности при их достижении. В данный момент важно не выполнение ими правильного игрового действия, а установление доброжелательного, доверительного отношения с воспитателями и детьми. Проведение игр требует от взрослых знания и выполнения определенных условий:

  • добровольность участия ребенка в игре;
  • непосредственное участие в игре взрослого, который своими действиями, эмоциональным общением с детьми вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них;
  • многократное повторение игр (дети в разном темпе и по-разному усваивают новое);
  • запрет на оценку действий ребенка типа «Наверное, не так», или «Молодец, правильно».
  • представление ребенку возможности проявить, выразить себя, свой взгляд на мир.

Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Это зависит, в первую очередь, от воспитателей, их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Поэтому организация взрослым развивающей среды, в которой живет ребенок, является одним из ведущих социально – педагогических механизмов успешной адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению. Среда в детском саду – это, прежде всего социальная среда со своими требованиями и разновидностями отношений между взрослыми и детьми, между ребенком и остальными детьми. Поэтому адаптация в детском саду – это, прежде всего, процесс усвоения данного социального опыта. Воспитатель должен помочь детям освоиться в новой обстановке. В  первые  дни не рекомендуется привлекать медлительных детей к общению со сверстниками, т. к. им требуется длительное время для освоения нового, для знакомства с окружающим. Нетерпеливый подход воспитателя к ребенку может привести к осложнениям в его поведении, к затруднениям в адаптации. Рекомендуется  постоянно поощрять и подбадривать детей, помогать им в освоении нового.

В процессе ознакомления с новой окружающей средой ребенок раннего возраста естественно и спонтанно ищет помощи у взрослых. Поэтому в этот трудный для ребенка период адаптации взрослый должен «ввести» его в эту среду, чтобы ребенок почувствовал его защиту и стал привязанным к нему. Если созданное воспитателем эмоциональное отношение между маленьким ребенком и новой социальной средой положительное и сильное, оно в значительной степени может заменить или компенсировать недостатки этой социальной среды.

Таким образом, в период адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению у него происходит перестройка ранее сформированных динамических стереотипов и, помимо иммунной и физиологической ломки, преодоление психологических преград. Для более благоприятного прохождения периода адаптации переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение необходимо сделать по возможности плавным. Для этого необходимо учитывать механизмы и факторы успешной адаптации  детей,  которые дают возможность прогнозировать ее течение и позволяют учитывать особенности детей в дошкольном учреждении в период адаптации.

 

 

Литература:

1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М.: Медицина, 1997.

2. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елькина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. Ярославль: Академия, 2001.

3. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад. М.: Просвещение, 1993.

4. Галигузова Л. Н. Формирование потребности в общении со сверстниками в раннем возрасте//Вопросы психологии. 1985. №3. С. 21 – 26.

5. Галигузова Л. Н., Смирнова О. Е. Ступени общения: от года до шести лет. М,: Интор,1996.

6. Костина В. П. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста//Дошкольное воспитание. 2006. № 1. С.34 – 36.

7. Лаврентьева Т. В. Организация предметной среды и позиция воспитателя//Дошкольное воспитание.1995. №2. С. 27 – 31.

8. Общение детей в детском саду и семье//Под ред. Т. А. Рониной, Р. Б. Стеркиной. М,:   Педагогика, 1990.