Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ

"СКАЗОЧНОЕ ЛЕТО"

№ 2060 "Взаимодействие с социумом"

Опубликовано 15.02.2017

Васильева Надежда Анатольевна
МБДОУ "Детский сад № 142" г.Чебоксары
заведующий
"Взаимодействие с социумом"

 

Основы взаимоотношений человека с социумом закладываются в дошкольном детстве.

Открытое дошкольное учреждение – это  "окно в мир"; оно открыто для межличностного и группового общения, как для детей, так и для взрослых. Такое дошкольное образовательное учреждение расширяет и укрепляет взаимосвязи с жизнью, социокультурной средой, институтами воспитания, культуры, семьей, предприятиями, культурно-досуговыми учреждениями, общественными организациями. 

Все социальные процессы, происходящие в обществе, в миниатюре повторяются или отражаются в системе образования, в том числе и в дошкольных образовательных учреждениях. В этом смысле детский сад представляет собой открытую социально –педагогическую систему. Но чрезвычайно сложно назвать его открытой системой. Пожалуй, это одно из заведений, которое тщательно защищает ребенка от мира по многим причинам: в силу возрастных особенностей детей, их несамостоятельности, чрезмерной опасности, исходящей от социума, высоких санитарно –гигиенических требований, отсутствие у детей знаний, умений и навыков взаимодействия с социумом.

Однако, как утверждает Ч.Тойч, основы типов и способов взаимоотношения с социумом во взрослой жизни закладываются в дошкольном детстве. Не осознавая того, ребенок запоминает любые способы. Окружающая среда проецирует на его будущее: взаимоотношения со сверстниками –на общение с окружающими; взаимоотношения  персонала с детьми в детском саду –на служебные взаимоотношения.

Как помочь ребенку войти в окружающий мир? Мы считаем, что важно познакомить детей с объектами ближайшего окружения города, в котором они живут, научить ребенка свободно ориентироваться там, где находится его детский сад, школа , в которой он будет учиться, воспитывать любовь к своей малой родине, бережное и ответственное отношение к ней.

Наш детский сад расположен рядом с такими социокультурными и образовательными учреждениями, как детская библиотека им. Сухомлинского, МБОУ СОШ № 18, культурно –выставочный центр «Радуга», детская музыкальная школа и др.

С самого раннего возраста мы вводим ребенка в социальный мир. Для этого педагогами детского сада разработана система мероприятий по ознакомлению детей с объектами социального окружения, перспективные планы взаимодействия с каждым учреждением, учитывая сложившиеся традиции и уклад жизни города.

Знакомство с социальной сферой мы начинаем с детского сада, который является частью социальной инфраструктуры. Детский сад представляет собой социальный мир в миниатюре, здесь представлены такие социальные сферы, как образование, культура, сфера услуг, общественное питание, медицина и др. для детей четвертого года жизни детский сад – это большой, непознанный мир, где много незнакомых, но интересных людей, предметов и вещей. Знакомя малышей с детским садом, воспитатель должен детально рассказать о находящихся здесь предметах, объяснить их назначение, сообщить названия, показать пример воспитания окружающего, своего отношения к нему. Такая экскурсия способствует более быстрой и легкой адаптации детей к дошкольному учреждению. Знакомые предметы, помещения, люди, работающие в детском саду, не пугают малыша, становятся близкими и понятными.

Начиная  со средней группы воспитатели знакомят детей с объектами, находящимися за пределами детского сада. Социум, окружающий детский сад, представлен учреждениями образования, здравоохранения, культуры. Проводятся целевые прогулки на близлежащие улицы, закрепляют  свои знания о транспорте, правилах дорожного движения, рассматривают общественные здания и жилые дома. По темам прогулок и экскурсий  в дошкольном учреждении организуются фотовыставки, досуговые мероприятия.

В старшем дошкольном возрасте главным объектом ознакомления с социумом становится школа. Детским садом и школой проводятся совместные мероприятия, целевые посещения и экскурсии для дошкольников.

Основными формами ознакомления с социумом являются занятия и совместная деятельность: беседы, игры –путешествия, развлечения, викторины, сюжетно –ролевые и дидактические игры.

Ознакомление детей с объектами социальной сферы осуществляется во всех возрастных группах, но на разном содержании, в соответствии с особенностями и возможностями детей. В основу занятий положен прием  погружения детей в тему. Большое значение придается продуктивной детской деятельности: создание коллажей, альбомов, детских книжек, изготовлению макетов и др.

Весьма эффективен в работе проектный метод. В ходе ознакомления с объектами социальной сферы педагоги совместно с детьми разрабатывают и реализуют разнообразные проекты: «Карусель профессий», «Без труда не проживешь», «Профессии моей семьи», «Традиции моей семьи», «Зеленая аптека», «Аленушкины сказки» и др. Использование проектного метода дает ребенку возможность экспериментировать, делать выводы, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему в дальнейшем успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения.

 С целью закрепления полученных знаний организуются специальные занятия, сюжетно –ролевые игры, развлечения  и др. Одним из условий успешного ознакомления детей с социумом является предметно пространственная развивающая среда, которая должна быть спроектирована так, чтобы дошкольники могли в своей игровой, творческой и познавательной деятельности моделировать, отражать взрослые формы деятельности. Для этого мы пытаемся создать в детском  саду социальный мир в миниатюре, представить разнообразные социальные сферы.

В детском саду в каждой группе размещены познавательный и иллюстративный материал о городе, людях, природе родного края, фотоальбомы детские и семейные работы. Методический кабинет оснащен материалом для детей и родителей.

Развитие социальные связей  детского сада с общественными учреждениями дает дополнительный импульс для духовного развития  и обогащения личности ребенка. Мы отмечаем, что наши дети стали более общительными, уверенными в себе, заботливыми, внимательными, дружелюбными.

Таким образом, организация социокультурной связи между дошкольным учреждениям и социальными партнерами позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные задачи, тем самым, повышать качество образовательных услуг и уровень реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.