Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 31 «Ладушки»
Арсеньевский городской округ
КОНСПЕКТ
непосредственно – образовательной деятельности
по познавательно – речевому развитию
с детьми среднего дошкольного возраста
с использованием технологии ТРИЗ.
Составитель: Шкрабач Елена Анатольевна
воспитатель первой квалификационной категории
2017 год
ТЕМА: Составление творческого рассказа от имени выбранного объекта.
ЦЕЛЬ: Развивать системное мышление.
Задачи: 1. Учить выделять конкретные объекты на картине.
2. Помочь детям в установлении связей между объектами по разным параметрам.
3. Учить «вхождению» в изображенное на картине и описывать воспринимаемые через органы слуха, побуждая фантазированию.
4. Помочь детям составлять рассказ от имени выбранного объекта.
5. Развивать коммуникативные навыки.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Наблюдение за собакой, чтение художественных произведений: Е. Чарушин «Томка», «Томкины приключения»; Скот-Томпсон «Чинк», Александрова «Дозор» и т.д.; рисование, лепка, пантомима и т.д.
МАТЕРИАЛ: Картина «Собака с щенятами», мяч, доска, маркер, подзорная труба.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
«Живет под крылечком, хвост колечком,
Громко лает, в дом не пускает».
Кто это?
Дети: Собака.
Воспитатель: Правильно! Собака - какое животное?
Дети: Домашнее животное.
Воспитатель: А как называются детки у собаки?
Дети: Щенята.
Мотивация: Стук в дверь. В гости пришла кукла Глаша и принесла картину. Просит ребят научить ее составлять рассказ от имени объекта.
Воспитатель: Посмотрите на картину. Как вы думаете, как она называется?
Дети: «Собаки», «Мама с щенятами» и т.д.
Воспитатель: Картина называется «Собака с щенятами». Ребята, у нас с вами есть волшебная труба, давайте с ней поиграем.
Дидактическая игра «Подзорная труба».
Воспитатель: А теперь представим, что у вас в руках подзорная труба. Наведите ее на картину и внимательно посмотрите. Правило такое: каждый может назвать только один объект.
Дети: Собака, тарелка, будка, щенята, птичка, и т.д.
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите внимательно на картину и найдите объекты, которые друг с другом связаны. И объясните почему?
Дети: Птички и щенята – они природного мира; собака и щенята – она их мама; будка и дерево – соприкасаются, травка и щенята – щенята бегают по травке, небо и птички – летают по небу и т.д.
Воспитатель: Вот видите, ребята, на картине все взаимосвязано так же, как и в окружающей действительности. А вот еще один гость к нам пришел. Это Волшебник «Я только слышу». И он хочет с вами поиграть. Представьте, что мы попали в эту картину с волшебником «Я только слышу». Закройте глазки. Мы с вами ничего не видим, ничего не чувствуем, а только слышим. Кто может рассказать, что он услышал?
Дети: Собака дышит, скрипит дерево, чирикают воробьи, птички клюют кашу, лают щенята и т.д.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас я предлагаю поиграть в игру-эмпатию с мячом: «Я собака, я умею».
Дети: Я умею смотреть, прыгать, грызть, лаять, бегать, защищать и т.д.
ФИЗМИНУТКА. Утром бабочка проснулась,
потянулась, улыбнулась.
Раз – росой умылась,
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
У реки остановилась,
Над рекою покружилась.
Воспитатель: Я предлагаю вам научить нашу Глашу составлять рассказ от имени объекта. Рассказывать надо в следующем порядке: Кто я? Какой? Что делаю? Что вижу? Что чувствую? Послушайте мой рассказ: «Я превратилась в будку. Я будка. Большая, деревянная, теплая. У меня есть крыша, стены. Я защищаю собаку от холода, жары. Вижу собаку с щенятами и птичек. Я чувствую, как собака прикасается ко мне и мне это приятно». Сейчас мы с вами разделимся на две группы. Вы договоритесь, кто и про что или кого будете рассказывать.
Дети делятся на две группы. Каждая группа выбирает самостоятельно объект и составляет рассказ от его имени.
Дети: Я собака. Черная, лохматая, большая, умная. Я лежу возле будки, надо мною светит яркое солнце и мне очень тепло, я отдыхаю. Рядом со мной мои детки. Я их очень люблю. Я строго слежу, чтобы с ними ничего не случилось. Я чувствую, что моим деткам очень хорошо.
Дети: Я воробей. Маленький, шустрый, голодный. Я сижу на тарелке и клюю кашу. Рядом со мной друг. Вижу собаку со щенятами. Я чувствую опасность от собаки.
Дети: Я дерево. Высокое, стройное, ветвистое. Я росту возле будки. Защищаю всех от яркого солнца. Я вижу собаку со щенками и птичек. Я чувствую, как дует на меня ветерок, и шуршат мои листочки.
Воспитатель: Рассказы получились очень интересные. Как вы думаете научили мы Глашу составлять рассказ?
Дети: Да. Теперь Глаша умеет составлять рассказы от имени объекта.