Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ

"СКАЗОЧНОЕ ЛЕТО"

№ 2045 "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"

Опубликовано 12.02.2017

Царегородцева Надежда Николаевна
МБДОУ "Детский сад №5"

пгт. Нижний Одес, Республика Коми
Воспитатель

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ (из опыта работы)

Воспитатель: Царегородцева Н.Н.

Адаптация – это процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать, есть и те, для кого детский сад становится вторым домом с первых дней.

  Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду влияет на его психическое состояние и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. В основе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".

Цель: оказать помощь родителям в период адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определяются основные задачи:

- преодолеть стрессовые состояния у родителей детей раннего возраста, в период адаптации к детскому саду;

- формировать активную позицию родителей по отношению к процессу адаптации детей;

- способствовать созданию условий для возникновения дружного родительского коллектива.

Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. В группе раннего возраста проводили различные мероприятия с привлечением родителей. Работу делили на несколько этапов.

Организационный: в сентябре провели первое родительское собрание "Здравствуй Детский сад", здесь мы знакомились с родителями будущих воспитанников. Провели экскурсию по детскому саду, участку, группе. Собирали информацию о будущих воспитанниках, т. е. провели анкетирование «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?» Выясняем, как можно больше о жизни ребенка дома (как ребенок пользуется туалетом, как засыпает, просыпается, умеет ли есть сам, о любимых игрушках, тип общения, уровень самостоятельности в самообслуживания и т. д.) Полученную информацию мы учитываем в процессе последующей индивидуальной работы с ребенком. Познакомили родителей с режимом детского сада. Совместно обсудили, что нужно сделать для согласования домашнего и садиковского режима. Если малыш испытывает трудности в общении со сверстниками или общается только с родителями, советовали родителям почаще водить его на детские площадки, приглашать в гости его сверстников. И многие родители будущих воспитанников в течение осени приходили вместе со своими малышами на прогулку в детский сад. И мы воспитатели знакомились с детьми, наблюдали за ними. На основе этих данных определили степень субъективной готовности ребенка к поступлению в детский сад, после чего родителям дали соответствующие рекомендации по подготовке малыша к приходу в детский коллектив. С помощью анкетирования выявили отношение родителей к поступлению ребенка в детский сад ««Давайте познакомимся».

 Основной: начали поэтапный прием детей в группу с июня месяца, тем кто собрался прийти летом, основная масса детей пришла в сентябре. Родители уже заранее получали информацию о том, как лучше подготовить ребенка к дошкольному учреждению, как развивать ребенка. Родители были положительно настроены и доверительно относились к нам и специалистам. А те малыши, которые летом приходили на прогулку с мамой в детский сад, с удовольствием и с меньшей тревожностью шли в группу. Мы дружелюбно, ласково разговаривали с малышом (в обязательном присутствии мамы, помогали переодеться, показывали шкафчик. Приглашали малыша со своей игрушкой. Знакомили малыша с игрушками, старались вовлечь в игры. Затем просили маму, предупредив ребенка, отлучиться на некоторое время (побыть в приемной, и непременно вернуться. Этим самым показать ребенку, что его не обманули, и он может доверять нам. С каждым днем увеличивали время пребывания ребенка в детском саду. Каждое утро приветливо и дружелюбно встречали малыша. Говорили ему, что его ждут игрушки и другие дети. Во время режимных моментов учитывали индивидуальные особенности детей, их привычки и предпочтения. Если ребенок привык дома засыпать с любимой игрушкой, то рядом в кровати игрушка. Во время засыпания ласкали ребенка, садились с ним рядом, пели колыбельную песенку. Так мы завоевываем доверие малыша. Чем быстрее малыш почувствует доверие к нам, установит контакт, тем спокойнее он перенесет перемены в своей жизни, разлуку с близкими. Во время пребывания детей в детском саду наблюдаем за их поведением. Данные наблюдения фиксировали в индивидуальных листах адаптации. По итогам были составлены таблицы, в которых были зафиксированы данные на каждого ребенка по всем периодам адаптации. Использовали такие методы работы с детьми как:

• элементы телесной терапии;

• создание положительных установок на предстоящие режимные процессы – чтение потешек во время умывания одевания, приема пищи, засыпание с любимой мягкой игрушкой;

• проводим развивающие игры; пальчиковые игры, подвижные, релаксационные.

Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми раннего возраста является игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме. Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста мы делаем на сенсорные и моторные игры. Сенсорные игры дают ребенку опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, водой, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима "пища".

• Рассказываем сказки с показом настольного театра.

• Проводили консультации для родителей на тему «Стили семейного воспитания»;

• Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Роль семьи в формировании навыков самообслуживания»;

• Беседовали с родителями об адаптации ребенка к ДОУ.

• В группе созданы такие формы взаимодействия родителями как: игротека – совместная вместе с ребенком игра.

Итоговый: Были по бально оценены следующие критерии:

- эмоциональное состояние детей; социальные контакты;

- сон;

- аппетит;

- здоровье.

На всех этапах велась активная просветительская работа с родителями по вопросам адаптации: наглядно – консультативный материал: буклеты, журналы, стенды; фотовыставки; информационные стенды. В заключение всей работы планируем провести собрание на тему: «Наши достижения» (родители проговаривают положительные и отрицательные результаты во время адаптации ребенка к ДОУ). С помощью анкетирования проверим удовлетворённость родителей совместной работе воспитателя и семьи в период адаптации. Признаком того, что период адаптации завершился, является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, он увлеченно играет с игрушками, доброжелательно относится ко мне и детям группы, безболезненно расстается утром с родителями, встречая их вечером с улыбкой. Итак, была проделана большая работа с родителями, как ежедневная, так и по плану, повышалась педагогическая компетентность родителей. Только при взаимодействии с родителями дети раннего возраста успешно прошли период адаптации.