Маковкина Гульнара Фанилевна
МБДОУ «Золотая рыбка»,
г. Ноябрьск, ЯНАО
Воспитатель
Дидактические игры на усвоение геометрических форм.
Большое значение в развитии способностей ребенка раннего возраста имеет игра. Почти бессознательно играя, малыш осваивает формы и величины вещей и предметов, их расположение в пространстве, различает цвета и звуки, познает первые слова. Вступая в контакт с окружающим миром, он реагирует, координирует движения, наблюдает и запоминает, пополняя свой кругозор. Главное предназначение игр - это развитие ребенка.
«Вкладыши с геометрическими фигурами»
Цель: Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником. Учить подбирать нужные формы разными методами.
Материал:Плоские геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники). Рамка-вкладыш Монтессори.
Ход игры:
Достать фигурки из углублений и предложить ребёнку поиграть с ними: «Вот разноцветные фигуры. Это круг, он катится – вот так! А это квадрат. Его можно поставить». Затем предложить ребёнку найти фигурам свои «домики».
«Паровозик»
Цель: Познакомить с геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником. Развивать внимание, речь, мышление.
Материал:Картинки с изображением паровозиков и вагончиков в каждом паровозике и вагончике определённая геометрическая фигура - квадрат, круг, треугольник.
Ход игры:
1 Вариант. Разложить карточки с паровозиками, затем показать ребёнку поочередно карточки с вагончиками, которые везут различные геометрические фигуры. Ребёнок подбирает по форме к фигуре, которая нарисована на паровозике.
2 Вариант. Разложите перед ребёнком несколько разных картинок, предложите запомнить, затем попросите ребенка отвернуться, уберите 1-2 картинки, добавьте 1-2 новые, поменяйте местами, спросите, что изменилось.
«Баночка с геометрическими телами».
Цель: Познакомить с геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником. Развивать внимание, речь, мышление.
Материал:Банка с крупой, геометрические тела ( шар, куб, треугольная призма).
Ход игры:
1 Вариант. Показать детям банку с крупой и предложить, засунув руку в банку найти предмет. Ребёнок достаёт предмет и называет его.
2 Вариант. Предложить ребёнку найти на ощупь в банке, например, шар. Ребёнок на ощупь находит предмет, достав, называет его.
«Игра с губкой».
Цель: Учить распознавать геометрические фигуры и называть их ( круг, квадрат, треугольник). Закреплять умение различать цвета (красный, жёлтый, зелёный) и использовать названия цветов в речи. Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.
Материал:Вырезанные геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат) из губки основных цветов (красный, жёлтый, зелёный); разноцветные стаканчики (красный, жёлтый, зелёный).
Ход игры:
Взять губку 3– основных цветов(красный, жёлтый, зелёный), вырезаем из них геометрические фигуры, например, круг – жёлтого цвета, квадрат – красного цвета, треугольник- зелёного цвета.
Предложить ребёнку разложить геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) в стаканчики соответствующего цвета, называя их.
«Геометрические фигуры».
Цель: Учить названия геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), а также развить память, речь, мышление.
Материал:Карточки с изображением геометрических фигур и карточки с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).
Ход игры:
Положите одну карточку на стол перед ребенком. Ребенок должен положить свои фигуры, в такой же последовательности как изображено на карточке.