ЦВЕТИКОВА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА
МДОБУ детский сад №3 города Лабинска
воспитатель
Непосредственно образовательная деятельность "Азбука безопасности"
Программные задачи:
Закреплять знания детей об элементарных правилах дорожного движения; уточнять представления о безопасном поведении на дорогах; закрепить знания о знакомых детям дорожных знаках, познакомить с новыми дорожными знаками: «Пункт первой медицинской помощи», «Въезд запрещен», «Одностороннее движение». Воспитывать осознанное отношение к выполнению правил поведения на улицах, дорогах и транспорте, развивать коммуникативные умения.
Словарная работа: проезжая часть, пункт первой медицинской помощи, въезд запрещен, одностороннее движение.
Предварительная работа: экскурсия к светофору на перекресток, рассматривание плакатов с дорожными ситуациями, чтение произведения Н.Носова «Приключение Незнайки и его друзей».
Материал к занятию: кукла Незнайка, плакаты с изображением дорожных ситуаций, карточки с изображением дорожных знаков, листы бумаги, карандаши.
Ход занятия
I.Вводная часть
(Задачи: вызвать интерес у детей к занятию, желание помочь друг другу в беде. Приемы: игровой (приход Незнайки); словесный: рассказ воспитателя о том, что случилось с Незнайкой.
Постановка цели: помочь Незнайке выучить правила дорожного движения)
В гости к детям приходит Незнайка (игрушка) и просит помочь ему, так как он постоянно попадает в различные неприятные истории, и даже может угодить в больницу.
Дети предлагают помочь Незнайки выучить правила безопасности на дороге.
II. Основная часть
(Задачи: закрепить знания о правилах дорожного движения, о знакомых дорожных знаках, о правилах поведения в транспорте. Познакомить с новыми дорожными знаками, закрепить знания геометрических форм
Методы и приемы: вопросы к детям, чтение стихотворения, рассматривание знаков, практический прием: рисование знаков).
Воспитатель (рассказывает от лица Незнайки): Я сегодня вышел из дома и решил поиграть в футбол. Во дворе никого не было, и я пошел на улицу. Бросил мяч, а он укатился на проезжую часть. Прохожие стали меня ругать, но я ведь ничего плохого не сделал. Так ли это, ребята? Воспитатель вместе с детьми разбирает описанную дорожную ситуацию. Дети объясняют Незнайке правила безопасности (если дети не могут объяснить без опоры на наглядность, можно использовать плакаты с дорожными ситуациями):
- нельзя играть на дороге, можно попасть под машину, мешать движению транспорта, можно играть только на детской площадке.
Воспитатель продолжает рассказ от лица Незнайки:
- Потом я хотел перейти улицу, но завизжали тормоза машины, и водители начали возмущаться из-за того, что я нарушаю какие-то правила. Почему они кричали, я не знаю… Помогите мне, ребята, пожалуйста! Объясните, в чем я не прав. Дети объясняют Незнайке, как нужно правильно переходить проезжую часть улицы: (при необходимости используют плакаты).
- Переходить только на перекрестке или по пешеходному переходу, он обозначается черно-белыми полосками.
Воспитатель(продолжает рассказ от лица Незнайки) А когда я сел в автобус, меня почему –то наказали и посадили на переднее сиденье. За что-не знаю. Я ведь ничего плохого не делал: не дрался, не кричал. Я только встал ногами на сиденье автобуса и высунул голову в окно, чтобы посмотреть на машины.
Дети рассказывают Незнайке о правилах поведения в транспорте (нельзя высовывать голову в окно, или руки- это опасно и т.д.) Если дети затрудняются назвать другие правила, надо прочитать стихотворение А.Барто «Любочка»
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе…
Едет Любочка в трамвае,
Она билета не берет.
Всех локтями, раздвигая,
Пробирается вперед.
Говорит она, толкаясь,
- Фу, какая теснота!
Говорит она старушке:
-Это детские места
-Ну садись!- вздыхает та
Синенькая юбочка
Дети, какие же правила забыла Любочка.
Дети:
- разговаривать тихо, не мешать другим;
- не толкаться;
-уступать место пожилым людям.
Вос-ль: нельзя детям ездить в транспорте без родителей.
Вос-ль: Незнайка, ты понял, в чем ты был не прав. Запомнил правила дорожного движения. А хочешь узнать о знаках дорожного движения? Тогда оставайся и внимательно слушай.
Физ. минутка
Вос-ль: Дети, какие дорожные знаки вы знаете?
Ответы детей:
-пешеходный переход;
- движение пешеходов запрещено;
- место стоянки автобуса.
Вос-ль: какой формы эти знаки?
Ответы детей: треугольный, круглый, прямоугольный.
- Что они обозначают?
Сегодня мы познакомились с другими знаками…
Вос-ль их показывает:
- пункт первой медицинской помощи;
- что на нем изображено? (красный крест)
- где вы видели такой же красный крест? (на машине скорой помощи)
Вос-ль: Этот знак обозначает, что вблизи находится медицинский пункт, где можно получить медицинскую помощь, если кому – то плохо.
Вос-ль: следующий знак «Въезд запрещен», т.е. ехать нельзя.
- Как он изображен? (красный круг, а посередине прямоугольник)
- Следующий знак «Одностороннее движение» (т.е. все машины двигаются в одном направлении).
- Как он изображен? (в квадрате стрелочка).
- Дети, а сейчас нарисуйте на листах, какой хотите знак.
Дети рисуют, а потом рассказывают, какой знак нарисовали (3-4 реб.)
Вос-ль: давайте подарим наши знаки Незнайке, чтобы он их лучше запомнил.
III часть - Заключительная.
Дидактическая игра «Что будет, если...?»
Подведение итогов
Цель: конкретизировать представления детей о назначении правил дорожного движения, разъяснить почему их надо выполнять, как водителям, так и пешеходам, учить устанавливать причинно – следственные связи и отношения, развивать логическое мышление.
Приемы: игровой, вопросы к детям.
Вос-ль: Дети, давайте поиграем в игру « Что будет, если...?» Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать на них.
- Что будет, если пешеходы начнут переходить улицу, где им вздумается?
Дети: водитель не успеет затормозить, а пешеход может попасть под колеса автомобиля.
Вос-ль: что будет, если с дороги убрать все дорожные знаки?
Дети: водитель не узнает, что его ожидает впереди и может совершить аварию.
Вос-ль: что произойдет, если водитель не будет знать сигналы светофора?
Дети: водитель может поехать на красный свет и сбить пешехода.
Затем воспитатель предлагает детям подумать и ответить, для чего нужны правила дорожного движения и почему их должны выполнять все участники дорожного движения.
Дети: - чтобы н6а улице был порядок, не было аварий, не пострадали люди.
Вос-ль: Незнайка, ты все понял?
Вос-ль: Давайте будем внимательными, и это поможет нам избежать беды на улицах нашего города.
Незнайка благодарит детей и прощается с ними.