Конспект занятия по ознакомлению с историей Рыбинска
«Наш Рыбинск»
Воспитатель Белова Т. А.
Детский сад №71, г. Рыбинск
Программное содержание:
1. Закрепить знания детей о родном городе: название города, основные достопримечательности.
2. Познакомить детей с историей возникновения города, древними постройками.
3. Воспитывать интерес к истории родного города и желание гордиться, беречь его.
Демонстрационный материал: иллюстрации с видами города в прошлом и современного, фотографии достопримечательностей.
Раздаточный материал: разрезные картинки с изображением символики герба города Рыбинска, силуэтные изображение видов города.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением улиц, переулков, зданий города Рыбинска, экскурсия по улицам города с целью знакомства детей с их историей.
Ход занятия: Дети входят в группу. Группа оформлена фотографиями с изображением старого города Рыбинска, предметами старины, иллюстрациями современного города. На столах лежат разрезные картинки: медведь, топор, лесенка, река, рыба - осетр.
- Дети, посмотрите, на столах картинки. Интересно, что на них. Мне очень хотелось бы узнать, что это за картинка. А вам? (да). Подойдите к столам, внимательно посмотрите на картинки, и подумайте, какая картинка может получиться, если мы выложим все части в одну картинку. Дети выполняют задание (собирают картинку с изображением герба города Рыбинска).
- Дети, кто изображен на вашей картинке? (медведь, лесенка, рыбы).
- Что она вам напоминает? (герб).
- Да. Это герб. У каждого города есть свой герб.
- Подумайте и скажите это герб какого города? (Рыбинска).
- Как вы думайте, о каком городе мы будем сегодня говорить? (о Рыбинске).
- Дети, вы любите свой город?
- Как вы думайте, что значит - любить свой город? (высказывания детей)
- Правильно. Любить свой родной город - это, значит, беречь, хранить, украшать, знать его историю.
- Дети, наш город очень красивый, но ещё и очень древний. Что значит древний? (высказывания детей). Древний это значит, что он появился очень, очень давно.
- Дети, вы хотите узнать, как появился наш город? (да). Для этого нам придётся отправиться в путешествие в прошлое - в Старый город. Попасть в Старый город мы сможем только тогда, когда вспомним названия улиц, площадей, здания нашего города (дети называют знакомые им улицы, площади, здания).
- Вот мы и в прошлом. Когда-то давным - давно люди поставили на этом месте первые дома, которые они построили из дерева. Как вы думаете, почему именно, здесь они построили свои дома? (высказывания детей) Да, вы правильно сказали: река, много лесов, красивые места (фото реки Волги).
- Дети, это река Волга. В этой большой реке водилось очень много рыбы. Это стало главной причиной поселения здесь людей. Люди стали строить на берегу реки дома, ловить рыбу и назвали это место Рыбной слободой.
- Как вы думаете почему, именно, Рыбной слободой?
Рыбная потому что много рыбы водилось в этих местах, а слобода – так называлось поселение людей. Рыбная слобода разрасталась, славилась. Прослышала про Рыбную слободу царица (императрица) Екатерина вторая и пожаловала в гости. Уж как ей понравились люди здешние, душой добрые, хлебосольные, да угощения рыбные. И сказала тогда царица — будет так отныне и всегда - стоять на этом месте городу. Дала тому городу название Рыбинск.
Город и всю его округу кормила рыбой матушка — Волга. Стали рыбу переправлять на больших баржах по Волге в другие города дальние. Город стал богатеть и строиться. Появились каменные здания, церкви, школы (обращаю внимание на фотографии). Уже тогда люди любили свой город, заботились о нем, украшали его.
Терем, терем теремок,
Он затейлив и высок,
В нем окошки слюдяные,
Все наличники резные,
На окошках петушки,
Золотые гребешки.
Дома в Рыбинске в основном каменные, но остались еще и деревянные. Наши далёкие предки очень внимательно подходили к постройке своего жилища, украшали свои дома, в первую очередь окна - наличниками резными деревянными.
- Дети вспомните, на каких улицах нашего города вы видели такие наличники на окнах? (на улицах Радищева, Пушкина)
- Как вы думаете, если у нас в городе будет много домов с такими наличниками, какой будет наш город? (красивый).
- Дети как вы думаете, где в нашем городе могут храниться вещи, которые остались еще с тех давних-давних времен? (в музее).
- Да есть в нашем Рыбинске здание, где хранятся старинные вещи, где можно узнать про историю города, горожанах - рыбинцах (обращаю внимание на фото).
- Кто из вас ребята был в музее?
- Хорошо. Наш город взрослеет, растёт, и в нем появляются новые здания, дворцы культуры, кинотеатры.
- Кто может назвать современные постройки нашего города Рыбинска (бассейн, дворец спорта «Полёт»).
Наши деды и прадеды сохранили для нас эти просторы реки, дома, леса, уберегли их от гибели, от врагов.
Давайте вместе подумаем, какие дела рыбинцев и нас с вами тоже необходимы для Рыбинска.
Любить его, беречь каждый кустик, травинку, защищать, сохранять, трудиться, не давать загрязнять, хранить память о прошлом.
Вот и закончилось наше путешествие в прошлое Рыбинска. Вам путешествие понравилось?
Представьте себе, что к нам город приехали гости, которые ни разу не были у нас в городе. Чтобы вы рассказали им о нашем городе? (рассказы детей).
В память о нашем путешествии, вам дети подарок (показываю детям достопримечательности нашего города в силуэтном варианте). Вот картинки. На них нужно внимательно посмотреть они оживут и тогда вы узнаете на них наш город (раздаю детям карточки с силуэтным изображением).