Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ

"СКАЗОЧНОЕ ЛЕТО"

№ 1801 Консультация для воспитателей дошкольных групп "Родительские собрания"

Опубликовано 31.12.2016

 Соловьева - Набиулина Елена Анатольевна

МБДОУ детский сад №17 к/в,город Кубинка,

воспитатель

Консультация для воспитателей дошкольных групп "Родительские собрания"

 

Правильно организованные родительские собрания помогают позитивному общению воспитателей с родителями, способствуют выработке единой стратегии воспитания детей той или иной возра­стной группы, анализу и коррекции поведения детей. Грамотно орга­низованное и проведенное собрание для эффективности и интереса стимулирует участие родителей в мероприятиях ДОУ.

Родительские собрания для эффективности и интереса могут про­водиться воспитателем в разных формах. Мы предлагаем следующие из них: «педагогическая лаборатория», «читательская конференция», «аукцион», «лекция-семинар», «душевный разговор», «мастер-класс», «ток-шоу "Есть мнение"», «педагогический консилиум», «педаго­гический капустник». Оптимальная периодичность собраний — не менее одного в месяц.

«Педагогическая лаборатория»

Такие собрания проводятся в начале и конце года. В начале года воспитатели и родители обсуждают программы воспитания и обуче­ния, обговаривают участие родителей в различных мероприятиях. Воспитатель предлагает родителям заполнить анкету «Родитель—ре­бенок—детский сад».

Фамилия, имя, отчество ребенка.

Как ласково называют ребенка дома?

Есть ли у ребенка братья и сестры?

Что ребенок умеет делать самостоятельно?

Проявляет ли ребенок агрессию, если «да», то в каких случаях?

О каких особенностях Вашего ребенка Вы считаете необходи­мым сообщить воспитателю?

Как Вы считаете, чему в первую очередь необходимо научить Вашего ребенка?

Какие роли можно поручать Вашему ребенку в спектаклях, на утренниках?

Какую помощь в проведении мероприятий в детском саду Вы могли бы оказать?

 

Занимается ли Ваш ребенок дополнительно музыкой, спортом, в других кружках, секциях (указать в каких)?

    На что обижается Ваш ребенок? Как можно его успокоить?

 

(Назаполнениеанкетыдается 1015 мин.)

Обсудите мероприятия, которые будут проводиться в течение года: интеллектуальные (тематические праздники, викторины, спек­такли, конкурсы, веселые уроки), спортивные (эстафеты, веселые старты, олимпийские игры). Для каждого мероприятия выбирается инициативная группа, которая вместе с воспитателем будет отве­чать за его подготовку и проведение. В начале года определяются количество мероприятий, содержание, материальные затраты на рек­визит и призы.

  • ·Чтобы собрание не затягивалось, воспитатель должен подгото­вить перечень мероприятий, например для детей младшей группы: интеллектуальные игры — «Времена года», «Найди букву», «Найди цифру», «Дни недели», «По дорогам сказки», «Абстракт­ные понятия» (выслушать предложения родителей);
  • ·общие тематические праздники: Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день;
  • ·спортивные: «Мама, папа, я — спортивная семья», «Веселые старты», «Спортландия», «Сильные, смелые, ловкие» (выслушать предложения родителей);
  • ·развивающие фантазию и воображение: спектакли — куколь­ные, постановочные, музыкальные утренники, конкурсы «Юный художник». Темы спектаклей выбираются, сообразно возрасту де­тей; устраивая музыкальные мероприятия, следует использовать спокойную, радостную музыку и избегать резких, пугающих, по­давляющих звуков.

В конце года «педагогическая лаборатория» подводит итоги: вос­питатель и родители анализируют прошедший год, полученные деть­ми знания, умения, навыки, достижения и ошибки.

Мероприятия варьируются в зависимости от возрастных особен­ностей детей, пожеланий и возможностей родителей.

«Читательская конференция»

За две недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, и воспитатель просит родителей прокомментировать то или иное высказывание, затем освещает суть темы и задает во­просы при обсуждении. Наиболее удачный совет, цитату, ответ на вопрос воспитатель помещает на стенд «Копилка родительских со­ветов». Тему собрания можно выбрать, исходя из возрастных осо­бенностей группы, в которой работает воспитатель, пожеланий ро­дителей или выбрать тему, интересующую всех.

В качестве примера рассмотрим тему «Наказание».

Материалы для обсуждения: воспитатель может предложить не­скольким родителям прочитать книги, которые освещают тему «По­ощрение и наказание». (Д. Добсон «Воспитание ребенка с задатками сильной личности», Д. Уинделл «50 надежных способов воспитания детей», Е.Н. Корнеева «Почему они такие разные?» и др.) Но, ори­ентируясь на работающих родителей, мы предлагаем раздать листы с цитатами.

Если же стеснив дитя разом множеством правил, вы вынудите его к нарушению того или другого из них, то сами будете винова­ты, если приводимые вами привычки не будут укореняться.

К.Д. Ушинский

Наказание — это то, что вы предпринимаете по отношению к ребенку, а воспитание — то, что вы делаете для него.

Д. Добсон

Наказание апеллирует к животному страху. Наказание освобождает от угрызений совести. Наказание унижает и создает морального циника.

П. П. Блонский

Практически любой ребенок охотно откликается на просьбы, если к нему относиться с уважением, терпением и обладать в доста­точной степени психологической гибкостью.

С. Сергеев

Отшлепанный малыш вряд ли решится повторить проступок, чтобы не получить вторую порцию, однако подчинится он только из страха. Таким образом, дети познают разницу не между «хо­рошо» и «плохо», а между тем, за что их отшлепают и за что шлепать не будут. И они редко усваивают приемы самодисцип­лины.

(Пособие«Вашребенокрастет»)

Маленькие дети еще не умеют останавливать свои эмоциональ­ные порывы, поэтому часто их поступки выглядят дико и идут вразрез с домашними правилами. Строгость родителя хороша тем, что удерживает ребенка от плохого поведения и одновременно с этим несет в себе элемент защиты.

Награды и привилегии требуют разнообразия, чтобы вы могли поддерживать интерес ребенка, чтобы одни и те же поощрения не наскучили ему. Если вы знаете, чем живет ваш сын или дочь, чем интересуется, то награждения и привилегии западут в душу ребен­ка, будут радовать его и, несомненно, укрепят ваше взаимопони­мание.

Д. Уинделл

 

Для соблюдения дисциплины нельзя обойтись без запретов и ограничений, но в разумных пределах. Устанавливать запреты нуж­но так, чтобы ребенок четко знал чего именно делать нельзя и что можно делать вместо запрещенного действия. Запреты необходимо утверждать решительно, серьезным тоном, но не задевая достоин­ства ребенка, не вызывая чувства обиды.

О. Нагоркина

(Навыступлениеиобсуждение 30 40 мин.)

Воспитатель. Эффективное воспитание начинается с родите­лей, которые без опасений говорят нет, своевременно вводят пра­вила и устанавливают границы поведения. Правила выражают наши убеждения, требования, они учат детей сотрудничать с нами, а в будущем и с другими людьми. Какие наказания Вы считаете допус­тимыми в ДОУ? Что делать, если все предложенные дисциплинар­ные методы не действуют? За что можно наказывать ребенка в ДОУ? (Обсуждение 1520мин.)

 

«Аукцион»

Родительское собрание проходит в форме «продажи» полезных советов по выбранной теме. Для примера мы рассматриваем тему «К школе готов?»

За 10 дней до проведения собрания воспитатель просит родите­лей обсудить с детьми вопросы:

  • ·Что ты знаешь о школе?
  • ·Хочешь ли ты идти в школу (если нет, то почему)?

Затем необходимо проанализировать, что ребенок умеет делать (читать, считать, решать логические задачки) хорошо, средне и не умеет совсем. Воспитатель просит родителей подобрать несколько при­меров развития внимания, памяти, логического мышления, выбрать наиболее понравившиеся, чтобы предложить их другим родителям. Совет, набравший наибольшее количество баллов, помещается на стенд «Копилка родительского опыта».

Воспитателю желательно расшифровывать понятия: адаптация, внимание, воображение, мышление.

Адаптация — приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Адаптация социальная — процесс активного приспособления к условиям новой социальной среды. Воспитатель предлагает родителям обсудить наиболее успеш­ные способы адаптации детей к школе.

Внимание — сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.

(Воспитатель предлагает выступить родителям, подготовившим об­зор упражнений для развития внимания.)

Воображение — психический процесс, выражающийся в по­строении образа средств и конечного результата предметной дея­тельности субъекта. Почему важно развить у детей воображение? Дети, у которых развито воображение, обладают более образной речью и большим словарным запасом, у них чаще проявляются творческие способности. (Воспитатель предлагает выступить родите­лям, подготовившим упражнения для развития воображения.)

Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражени­ем действительности. (Воспитатель предлагает выступить родителям, подготовившим упражнения для развития мышления.)

Воспитатель рекомендует книги, которые помогут ребенку под­готовиться к школе, прописи, книги веселых задач и т.д. Индиви­дуально воспитатель может рекомендовать родителям обратить вни­мание на особенности их ребенка, его успехи и неудачи. Родители могут поделиться друг с другом информацией о школах.

Воспитатель должен обратить внимание родителей на то, как важно сформировать у ребенка внимание, воображение, научить его доводить начатое дело до конца, выполнять работу аккуратно, четко, следовать инструкциям. Сформировать доброжелательные от­ношения со сверстниками, умение играть, разрешать конфликты, действовать в коллективе. Самое главное — организовать труд ре­бенка.

«Лекция - семинар »

Для проведения родительского собрания в форме «лекции-семи­нара» необходимо определить его тему и ведущего. Ведущим собрания могут быть воспитатель, родители, приглашенные специалисты — врачи, психологи, логопеды, методисты и т.д. Рассмотрим тему «Стра­хи» без привлечения специалистов.

За 10 дней до проведения собрания следует попросить родителей нарисовать вместе с детьми картинку «Мой страх», обсудить страхи ребенка, выяснить, боится ли ребенок чего-нибудь в детском саду.

Воспитатель. К трем годам в жизнь ребенка вторгается вооб­ражение, это существенное достижение его психического развития, позволяющее иначе осознавать мир вокруг себя. Вместе с развитием воображения могут развиться и страхи. Страх — самое обычное яв­ление в детстве, особенно в возрасте от двух до шести лет. Страх — не всегда плохо. Ребенок, не испытывающий этого чувства, легко

может попасть в опасные ситуации, но, поскольку чрезмерный страх мешает нормально ему развиваться, необходимо знать причины воз­никновения страхов у ребенка и способы их преодоления. Причины детских страхов могут быть различными.

Бесконтрольный просмотр телевизора. На экране очень много сцен насилия и жестокости. Поскольку маленькие дети очень впе­чатлительны, любая из таких сцен может спровоцировать страх ре­бенка.

Перенесенный стресс или физическая травма. Негативные со­бытия и перенесенная боль (уколы, прививки) могут вызывать страх ребенка оказаться в такой же ситуации.

Напряженная обстановка дома. Конфликты родителей всегда провоцируют страхи детей. Ребенок не понимает сути спора, одина­ково переживает и за папу, и за маму, боится, как бы их плохое настроение не отразилось на нем.

Запугивание. Многие родители пугают детей чудовищами, уко­лами, милиционером и т.д. Разыгравшееся воображение усугубляет эти страхи, и дети начинают бояться многих людей, незнакомых мест, всего нового.

Перемена места жительства. Очень часто новое место кажется ребенку полным опасности, населенным неведомыми существами.

Появление брата или сестры. Это радостное событие вызывает опасение и страх старшего ребенка, что его будут меньше любить, уделять ему меньше внимания.

Страх, вызванный сиюминутной причиной, — ребенок обжег­ся, упал, случайно сделал больно другому человеку.

Неудача в действиях. Если у ребенка что-то получается плохо (рисунок, лепка, письмо), он может бояться предпринять новую попытку действий.

Необъяснимые страхи. Родители не могут понять, а ребенок никак не может объяснить, чего он боится, но страхи очевидны: ребенок вздрагивает, иногда заикается, втягивает голову в плечи.

Какие причины детских страхов можете назвать Вы? Давайте посмотрим, как изображают страх дети. Можете ли Вы прокоммен­тировать рисунки? Как можно помочь ребенку преодолеть страхи?

Давайте обсудим способы преодоления страха, исходя из причин их возникновения.

1. Всегда анализировать, какие фильмы, мультфильмы, переда­чи смотрит Ваш ребенок, сколько это занимает времени. Каким образом запретить ребенку смотреть телевизор, какую альтернативу можно предложить? Рассмотрим ситуацию: родители хотят смотреть фильм, который, по их мнению, не подходит для ребенка. Спать ему еще рано, и он хочет быть вместе с родителями. Каким образом можно решить такую ситуацию?

 

2.Перенесенный стресс или физическая травма могут спрово­цировать страхи ребенка и надолго ему запомнятся. Родители дол­жны применять отвлекающие маневры, формировать у ребенка чувство уверенности в себе, объяснить, почему возникла та или иная ситуация. Ребенок должен знать и чувствовать, что родители готовы защитить его и прийти на помощь. Давайте обсудим ситуа­цию: ребенок очень боится делать прививки. Как мы можем убе­дить его пойти в поликлинику, как мы поможем ему преодолеть этот страх?

3.Напряженная обстановка дома. Родители должны учитывать, что дети понимают и слышат гораздо больше, чем нам этого хоте­лось бы, поэтому нельзя ссориться и говорить на повышенных то­нах в присутствии ребенка. Возникшие проблемы следует обсуж­дать, не переходя на личности. Образ ругающихся родителей пугает
ребенка, надолго остается в памяти и негативно влияет на его раз­витие.

4.Запугивание. Этим грешат многие родители, не отдавая себе отчета в том, что провоцируют страхи детей. Давайте обсудим: пуга­ли ли нас родители в детстве? Кем или чем? Если память о пугаю­щем человеке или существе сохраняется так долго, то кто может знать, как этот образ трансформируется в психике ребенка, и ка­ковы могут быть последствия такого запугивания.

5.Перемена места жительства. Зная, что предстоит переезд, подготовьте ребенка к этому. Опишите новое место жительства, отметьте радостную перспективу, поручите ребенку помочь в сбо­рах.

6.Появление младшего брата или сестры. Родители должны мак­симально подготовить старшего ребенка к появлению младшего.
Следует уделять старшему ребенку больше внимания, доверяя ему посильную помощь (но только при его желании).

7.Спонтанные страхи. Такие страхи, как правило, быстро появ­ляются и исчезают. Для родителей главное — не впадать в панику, действовать спокойно, успокаивая ребенка, отвлекать его от трав­мирующей ситуации.

8.Чтобы помочь ребенку преодолеть страхи перед попыткой дей­ствия, следует подбадривать и одобрять ребенка, не критикуя грубо его действия. Заниматься лучше недолго, в игровой форме, удачные действия малыша одобрять и награждать маленькими призами.

9.Необъяснимые страхи. Если Вы заметили, что Ваш ребенок вздрагивает, иногда заикается, закрывается руками, но не отвечает на вопросы, что его пугает, следует обратиться к психологу.

Какие способы преодоления страха используете Вы, какие из них наиболее действенны?

 

 

«Душевный разговор»

«Душевный разговор» — собрание, рассчитанное не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы: агрессивность, проблемы в общении со сверстниками, если ребе­нок — левша, если он плохо справляется с развивающими зада­ниями и т.д.

Воспитатель за несколько дней предупреждает родителей о встрече и просит подготовиться к обсуждению той или иной проблемы. Он читает о проблеме соответствующую литературу, готовится выслу­шать вопросы родителей и ответить на них. Для примера мы рас­смотрим тему «Левша».

Воспитатель предлагает родителям заполнить короткую анкету.

Какой рукой пишет?

Какой рукой рисует?

Какой рукой бросает мяч?

Какой рукой нанизывает бусы, строит башню из кубиков?

Какой рукой стучит молотком?

Какой рукой режет ножницами?

В какой руке держит расческу?

Какой рукой стирает ластиком?

В какой руке держит ложку?

 

Какой рукой берет угощенье из коробки?

Какой рукой держит зубную щетку?

Для каждого вопроса есть следующие варианты ответов:

  • ·только правой — +2 балла;
  • ·чаще правой — +1 балл;
  • ·любой рукой — 0 баллов;
  • ·чаще левой —- —1 балл;
  • ·только левой — —2 балла.

Итогом будет являться сумма набранных баллов. Если в сумме получилось от +24 до +17 баллов, то это означает выраженную праворукость, от +16 до +9 — слабую праворукость, от +8 до —8 — амбидекстрию (умение действовать одинаково хорошо обеими ру­ками), от —9 до ~ 16 — слабую леворукость, от —17 до —24 — выраженную леворукость.

Воспитатель. Изначально существует несколько противоре­чивых мнений по поводу леворукости. Установлено, что высокий процент детей-левшей подвержен неврозам и отклонениям в раз­витии (зеркальное письмо, запоздалое формирование навыков речи и чтения). Часто у детей-левшей нарушены зрительно-про­странственное восприятие и координация. У леворуких детей свя­зи между полушариями головного мозга формируются позднее,

чем у праворуких. Именно благодаря особенностям развития, лев­ши способны решать нетривиальные задачи, мыслить и действо­вать нестандартно, добиваясь успеха. Среди известных левшей — Леонардо да Винчи, Микеланджело. Владение левой рукой — обыч­но врожденное качество, неправильно заставлять ребенка дей­ствовать правой рукой. Но следует учесть, что левши обычно умеют пользоваться обеими руками!

Далее воспитатель предлагает родителям леворуких детей помочь составить развивающие игры, задания для детей разного возраста, чтобы развить моторику обеих рук, не переучивая ребенка, не на­нося ему психологической травмы. Воспитатель выясняет, существуют ли у детей психологические проблемы, связанные с леворукостью; обсуждает с родителями, как помочь ребенку, при необходимости привлекает психолога.

«Мастер-класс»

«Мастер-класс» — собрание, на котором родители демонстриру­ют свои достижения в области воспитания и образования детей. Мастер-класс может быть как теоретическим, так и практическим. За две недели до проведения собрания воспитатель предлагает не­скольким родителям тему «Мастер-класса» и поручает каждому про­вести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка читать, умы­ваться, застилать постель, вести себя в метро и т.д. Для примера мы рассмотрим мастер-класс «Хорошие манеры».

Необходимо приготовить посуду, ложку, вилку, нож, салфет­ки, игрушки.

Воспитатель должен предупредить родителей, что несколько ми­нут они уделяют теории, а затем дают практические советы или показывают ролевую игру-сценку.

Воспитатель. Соблюдение элементарных правил приличия, хорошие манеры — показатель того, как мы с нашими детьми от­носимся к окружающим, уважаем ли их и можем ли рассчитывать на ответное уважение? Что такое хорошие манеры? (Наответы родителямотводится 5 мин.)

Манеры — внешние формы поведения. Переоценить значение хороших манер сложно, поэтому сегодня мы поговорим именно о них.

Урок 1. Родители расскажут нам о том, как научить ребенка есть аккуратно, пользоваться столовыми приборами, мыть за собой по­суду. (Надемонстрациюиобсуждениенеболее 10 мин.)

Урок 2. Родители расскажут нам о том, как научить ребенка правильно вести себя в магазине, о правилах, которые он должен соблюдать; как избежать истерик и требований купить что-либо, агрессивного поведения.

Урок 3. Родители расскажут нам о том, как научить ребенка правильно вести себя в гостях и как принимать гостей.

Урок 4. Родители расскажут нам о том, как научить ребенка уважать время родителей и играть самостоятельно, как сформиро­вать его способность играть и заниматься творчеством самостоятель­но, без участия взрослых.

Урок 5. Родители расскажут нам о том, как научить ребенка доброжелательно общаться со сверстниками, как научить выпол­нять правила игры, уступать и делиться с друзьями.

Подведем итоги: какие советы кажутся Вам наиболее привлека­тельными и готовы ли Вы «опробовать» их? Какие советы кажутся Вам невыполнимыми и почему? О каких хороших манерах Вы еще хотели бы поговорить? Чьи советы можно поместить на стенд «Ко­пилка родительского опыта?

«Ток-шоу "Есть мнение"»

Собрание в форме «ток-шоу» подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и воз­можных путей ее решения. На ток-шоу выступают воспитатель, ро­дители, можно пригласить психолога или врача. У родителей может быть сходное мнение по обсуждаемому вопросу, но воспитатель предлагает рассматривать проблему, исходя из разных точек зре­ния, аргументируя их.

Для примера рассмотрим тему «Почему дети лгут?» Воспитатель выбирает оппонентов и предлагает ситуации для рассмотрения. Пси­холог комментирует ситуации и помогает родителям принимать ре­шения. Если в ДОУ нет психолога, воспитателю придется прочитать несколько мнений о психологии детского обмана, чтобы поделить­ся ими с родителями.

Воспитатель. Давайте, определим ключевые понятия сегод­няшнего ток-шоу: ложь — слова, противные истине; обман — ложь, выдаваемая за истину; фантазия — воображение, изобретательная сила ума, творческая сила художника, самобытная сила сознания.

Как Вы думаете: почему дети говорят неправду?» (Обсуждение 10 мин.)

Психологи выявили четыре причины:

— чтобы избежать наказания;

 

  • ·чтобы скрыть свою вину;
  • ·чтобы выглядеть старше, добиться похвалы;
  • ·чтобы выразить враждебность и агрессию.

При ущемлении самолюбия и достоинства ребенка в его поведе­нии нередко возникают наивные формы детской лжи. Он начинает «валить» вину на реальных или вымышленных людей, скрывает свои провинности. Кто может привести пример такого обмана? На сегодняшнем ток-шоу мы ознакомимся со следующими точками зрения:

  • ·обман есть обман, за ложь и обман всегда следует наказывать
    ребенка;
  • ·взрослые сами вынуждают ребенка лгать;

—     ребенок не понимает границ между правдой и ложью.
Выслушаем и обсудим мнение родителя, который придержива­ется первой точки зрения. (Наобсуждение 10 мин.)

Комментарий. Если имеет место случай намеренного обмана, не­обходимо разобраться в его причинах. Возможно, что своим катего­ричным поведением и постоянными наказаниями, Выдержите ре­бенка в напряжении, и он обманывает, чтобы избежать Вашего осуждения. К 4—5 годам ребенок понимает, что говорит неправду, но не осознает причин, побуждающих его к этому. Постарайтесь создать доверительные отношения с ребенком, чтобы он мог объяс­нить вам свое поведение. Не торопите процесс взросления, ребенок еще мал, чтобы нести осознанную ответственность за свои слова и поступки, этому должны научить его родители.

Выслушаем и обсудим мнение родителя, который придержива­ется точки зрения, что родители сами вынуждают ребенка лгать.

Комментарий. Неодобрение взрослого, его порицания за провин­ности могут восприниматься ребенком очень тяжело, и он говорит неправду, чтобы не огорчать маму или папу или хочет заслужить похвалу. Если родители предъявляют к детям завышенные требова­ния, чаще ругают их, чем поощряют, тем самым они провоцирую т ребенка говорить неправду.

Выслушаем и обсудим мнение родителя, который придерживается точки зрения, что ребенок не понимает границ между вымыс­лом и реальностью.

Комментарий. Есть дети с чрезвычайно развитым воображением. Они уверены, что вчера под кроватью они видели оранжевого льва в фиолетовую полоску. Нельзя обвинять ребенка во лжи, он пере­станет фантазировать и делиться с взрослыми своими тайнами. Сле­дует сочинять сказки и стихи, рисовать, читать приключенческие книжки. Нужно убедить ребенка, что фантазия — это прекрасно, но в реальной жизни события могут складываться по-другому.

Что же следует сделать для того, чтобы дети говорили нам прав­ду? (Обсуждение 10 мин.)

Чье мнение Вы полностью разделяете? Что нового узнали Вы сегодня? Чей совет или чье мнение можно поместить на стенд «Ко­пилка родительского опыта.»