Авдеева Надежда Александровна
МА ДОУ МО г.Краснодар "Детский сад № 113"
г.Краснодар
воспитатель
Консультации для родителей будущих первоклассников на тему "Гендерные особенности будущих первоклассников"
Самым волнительным моментом в жизни родителей является поступление ребенка в 1 класс. С этим периодом совпадает кризис семи лет. Меняется жизнь ребенка, его режим, окружение и предлагаемые нагрузки. Чтобы адаптация к школьным условиям прошла успешно, необходимо учесть некоторые аспекты. Психологи выделяют три составляющих быстрой адаптации к новой реальности под названием НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА:
- Умение ребёнка производить действия в уме на базе развитой памяти и внимания;
- Умение сосредотачиваться на задании, т.е. произвольно управлять собой;
- Наличие у ребенка заинтересованности в обучении (мотивации).
Задача взрослых – стимулировать у ребенка познавательный интерес для накопления знаний и понимания основных закономерностей, развивать зрительную и слуховую память, учить распознавать признаки предмета,сравнивать, делать выводы и отстаивать свою точку зрения. Но развивать только мыслительную деятельность недостаточно. Будущему первокласснику придётся выполнять то, что требует учитель, т.е. преодолевать внутренний конфликт между «хочу» и «надо». Вот здесь и важна поддержка взрослого, который подаст правильный пример: поставить цель и чётко следовать инструкции (игра, заучивание стихотворений, терпение в очереди или поездке, выполнение поручения, требующего отказа от любимой игры, рисование палочек и крючочков в тетради).
Когда речь заходит о готовности к школе, то многие почему то забывают об особенностях развития, связанных с половой принадлежностью. ГЕНДЕР (англ.) – род, социальный пол, в отличие от SEX – биологический пол. В современном обществе есть нормы соответствия социального пола биологическому полу, которые взаимозаменяемы, но в большинстве случаев, качества личности детей во многом определяются биологическим полом. Давайте разберемся в этом подробнее.
В результате исследований психологов было обнаружено, что у девочек 6-7 лет:
- лучше развита речь
- сформирована произвольность поведения
- больше объем зрительной памяти
- лучше зрительно-моторная координация.
Девочкам необходимы упорядоченные сведения и размеренный темп их подачи, они воспринимают обучение в школе как что-то само собой разумеющееся и разграничивают игру и учебу.
У мальчиков :
- утомляемость к концу первого года обучения в 6 раз выше, чем одноклассниц,
- успешность по основным предметам ниже на 0.5 балла,
- уровень тревожности стимулирует к учебной деятельности сильнее, чем девочек
- лучше процесс выполнения нестандартных заданий,
- характерен самостоятельный поиск информации
Исходя из этого, готовя к школе мальчиков и девочек, действовать нужно по-разному.
Предлагаю небольшую памятку:
Девочкам:
- должно нравиться задание;
- должен нравиться педагог;
- помогайте расширять знания о том, что увлекло её, особенно книги о естествознании;
- больше внимания уделяйте математике и её практическому значению (учить обращаться с деньгами);
- чаще делайте перерывы в занятиях из-за быстрой утомляемости;
- объясните своё недовольство спокойно, т.к. девочки сильнее реагируют на тон речи;
- больше развивайте самостоятельность (без схем).
Мальчикам:
- Зрительное восприятие лучше слухового, поэтому больше красочного наглядного материала; - при постановке задач используйте фразы, которые объясняют действие;
- не требуйте чрезмерной аккуратности;
-дайте чуть больше времени для того, чтобы вникнуть в задание;
- больше самостоятельности (не спешите помогать);
- очень полезен кружок конструирования или шахмат;
- необходимо признание своего статуса среди сверстников взрослыми;
- необходимо больше творческих задач; - недовольство должно быть высказано кратко и точно, иначе не услышит.
Независимо от гендерной принадлежности НЕОХОДИМО:ориентировать на успех, больше хвалить, меньше критиковать!!
И в заключение 10 подсказок родителям первоклассника:
- Не ругайте при посторонних.
- Донесите до педагога, что вы цените то, что он делает.
- Хвалите за любое, даже маленькое достижение.
- Предлагайте альтернативу, если что-то запрещаете.
- Старайтесь отвечать на все вопросы.
- Интересуйтесь школьной жизнью, учебой, одноклассниками.
- Во главу угла поставьте правильное питание!
- Принимайте друзей своего чада дом и отпускайте в гости.
- Не ждите невозможного, большое складывается из малого!
- Помните! Ваш ребенок уже не малыш, создайте все возможности для воспитания самостоятельности. Учите обращаться с деньгами, делать выбор, спрашивайте его мнение в решении семейных вопросов (желательно чтобы он обосновал свою точку зрения).