МБДОУ "ДС № 97 "Светлица"
Красноярский край, город Норильск
Авторский проект воспитателя – Гасюк И. Ф.
«Формирование здоровьесберегающего поведения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Цель проекта: обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Задачи:
Создать и обогатить развивающую среду в группе.
Разработать систему мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.
Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
Дать детям общее представление о здоровье, как о ценности.
Помочь детям любить себя и окружающих, свое тело и свой организм.
Формировать представления о строении и работе человеческого организма.
Формировать у детей практические умения и навыки по уходу и бережному отношению к своему организму.
Формировать положительные качества личности ребенка, нравственного и культурного поведения - мотивов укрепления здоровья.
Основные принципы реализации проекта
Принцип научности – использование научно – обоснованных и апробированных программ технологий и методик.
Принцип доступности – использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей.
Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
Принцип систематичности - реализация лечебно– оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю.
Принцип адресности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья воспитанников.
Основные участники реализации проекта:
Воспитанники группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
Педагогический коллектив.
Родители (законные представители) воспитанников группы.
Стратегический план реализации проекта
№ |
Содержание |
Периодичность выполнения |
1. |
Оптимизация режима |
|
Организация жизни детей в адаптационный период, создание комфортного режима |
ежедневно |
|
Определение оптимальной нагрузки на ребенка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей |
ежедневно |
|
2. |
Физкультурные занятия |
3 раза в неделю |
3. |
Гимнастика пробуждения в постели |
ежедневно |
4. |
Гимнастика после дневного сна |
ежедневно |
5. |
Ходьба и пробежки по массажным дорожкам |
ежедневно |
6. |
Прогулки с включением подвижных игровых упражнений |
2 раза в день |
7. |
Музыкально – ритмические занятия |
3 раза в неделю |
8. |
Спортивные праздники |
4 раза в год |
9. |
Спортивные развлечения |
1 раз в неделю |
10. |
Неделя здоровья |
2 раза в год |
11. |
День здоровья |
1 раз в месяц |
12. |
Гимнастика для глаз |
ежедневно |
13. |
Пальчиковая гимнастика |
3-4 раза в день |
14. |
Самомассаж (лица, ушей, кистей рук, стоп) |
2 раза в день |
15. |
Дыхательная гимнастика |
2 раза в день |
. 16. |
Минутки отдыха (релаксационные упражнения, игры для снятие эмоционального напряжения) |
2 раза в день |
17. |
Психогимнастика |
2 раз в неделю |
.18. |
Физкультминутки |
ежедневно |
19. |
Подвижные игры |
ежедневно |
Медико-профилактическое направление |
||
1. |
Ароматизация помещений (чеснок) |
по плану профилактических мероприятий |
Закаливание, с учетом состояния здоровья ребенка |
||
1 |
Воздушные ванны |
ежедневно |
2. |
Прогулки на воздухе |
2 раза в день |
3. |
Гимнастика после сна босиком |
ежедневно |
4. |
Мытье рук по локоть после сна |
ежедневно |
5. |
Игры с водой |
по плану |
Профилактическая работа с детьми (профилактика плоскостопия, нарушения осанки) |
||
1. |
Включение в утреннюю гимнастику и занятия физкультурой упражнений по профилактике плоскостопия и осанки |
Ежедневно |
Валеологическое просвещение детей |
||
1. |
Интегрированная НОД |
1 раз в месяц |
2. |
Цикл занятий по формированию здоровьесберегающего поведения у дошкольников в компенсирующей группе для детей с ЗПР
|
1 раз в месяц |
3. |
Дидактические игры валеологического содержания |
по плану |
4. |
Чтение художественной литературы валеологического содержания |
по плану |
5. |
Организация выставок детских работ валеологического содержания |
1 раз в месяц |
6. |
Организация опытно-экспериментальной деятельности валеологического содержания |
по плану |
7. |
Организация сюжетно-ролевых игр, игр-инсценировок валеологического содержания |
по плану |
8. |
Оформление уголка совместно с детьми «Растем здоровыми», «Уголок настроения» |
по плану |
9. |
Экскурсии в медицинский кабинет, физиотерапевтический кабинет |
по плану |
10. |
Встреча детей с медицинскими работниками по различным направлениям |
по плану |
Тематические блоки проекта
|
Тематический блок проекта |
Примерный план мероприятий |
Сентябрь |
«Что такое здоровье?» |
НОД "Страна волшебная - здоровье" Беседа с детьми о пользе зарядки Презентация «Что такое здоровье?» Игры на снятия психоэмоционального напряжения у детей «Солнечный зайчик», «Ты лев», «Сломанная кукла» |
Октябрь |
«Мы дышим - значит живём» |
Физическая культура «Мы дышим, значит живем» НОД «Мой замечательный нос» Рассматривание иллюстраций и проведение бесед по книге «Тело человека. Как мы устроены». Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Доктор Айболит»; В. Берестов «Как найти дорожку»; В. Бианки «Чей нос лучше»; В. Гауф «Карлик – нос». Проведение спортивных соревнований, закаливающих процедур, дыхательной гимнастики. Д/И «Узнай по запоху» |
Ноябрь |
«Движение – существенный признак жизни» |
НОД «Движение это жизнь» Д/И: «Придумай движения», «Покажи, что нарисовано» Консультация для родителей «Организация здоровьеукрепляющего двигательного поведения детей» Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» |
Декабрь |
«Берегите глаза и зрение» |
НОД «Берегите глаза и зрение» Игра «Найди свою игрушку» Игра «Пройди по дорожке» Д/: «Весёлая гимнастика», «Посмотри и оцени» Чтение: И. Орлова «Ребятишкам про глаза» Зрительная гимнастика Памятка для родителей. «Как сохранить хорошее зрение?» |
Январь |
«Сердце наш мотор» |
НОД «Сердце наш мотор» Физкультминутка «Мы – веселые ребята» Опыт с медицинской грушей. Задача: дать представление о функции сердца перекачивать кровь по сосудам. Д/И «Мы делаем сердце крепким» Решение проблемно - практических ситуаций Консультация для родителей «Тренируйте сердце ребенка» |
Февраль |
«Зачем нам язык»
|
НОД «Зачем нам язык?» Д/И: «Узнай на вкус», Посылка от Незнайки»,«Хорошо - плохо» Чтение: М.А. Павлова « Сказка о микробах», . Г. Остер «Вредные советы». Рассматривание иллюстраций к книге А. Бероева «Я и мой организм». |
Март |
«Зубы самые твёрдые части тела» |
НОД «Зубы самые твёрдые части тела» Рассматривание иллюстраций «Как ухаживать за зубами» Практические упражнения с зубными щетками. Д/И: «Полезно - вредно», «Хорошо - плохо» Чтение Л.Л. Соловейчик «Вот какие наши зубки». Решение проблемно-практической ситуации «Посылка от Незнайки» Речевое упражнение «Барабанщик». Просмотр мультфильма «Птичка Тари». Беседа с детьми «Чтобы зубы не болели» Экспериментирование «Отчего появляются трещины на зубах?», «Чем лучше очистить зубы» Оформление альбома со стихами и загадками «Чтоб кусался зубок и смеялся роток» Рассказ воспитателя о профессии стоматолога. Игровая ситуация «Кабинет стоматолога» |
Апрель |
«Будь внимателен к близким» |
НОД «Будь внимателен к близким» Упражнение: «Опиши свою маму и папу…» Игра: «Да и Нет не говори» Решение проблемно – практические ситуации: «Я разозлился!» Консультация для родителей «Роль сказки в развитии детской эмоциональности» Оформление фотовыставки «Я и мои друзья» |
Май |
«Я знаю, как быть здоровым» |
НОД «Я зная как быть здоровым» Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника» |
Список литературы
1. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 1999.
2. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста( 3-7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2002.
3. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. – М.,2006.
4. Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн – фитобар – сауна/ Методическое пособие // Под ред. Б.Б.Егорова. – М.,2004.
5. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.
6. Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка/ Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – М.,2002.
7. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.