МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 16 «КОЛОКОЛЬЧИК»
Конспект
логопедического
занятия-игры
«Путешествие в сказку»
Старшая группа с ОНР
Подготовила учитель-логопед Шинкаренко Т.И.
2016 год
Тема: Путешествие в сказку
Коррекционно-образовательные цели. Развитие фонематических представлений через сказку: выделение начального согласного, конечного гласного, дифференциация твердых и мягких звуков. Совершенствование навыков слогового анализа слов, звукового синтеза и анализа односложных слов. Формирование представлений «слово-предмет», «слово-признак», «слово-действие».
Коррекционно-развивающие цели. Развивать умение изменять силу, высоту, тембр голоса в зависимости от характера сказочного персонажа, развивать интонационную выразительность речи. Развивать слуховое восприятие, память, смекалку, логическое мышление, мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные цели. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, сопереживания героям сказок.
Оборудование: лепестки с загадками для создания волшебного цветка, иллюстрация к сказке «Теремок», мягкие игрушки лиса и заяц, кукла би-ба-бо Незнайка, царевна-лягушка, макет болота с кочками, шапочки для персонажей сказки «Три медведя», предметные картинки, фишки для анализа слов, предложений, перфокарты «Разложи игрушки по коробкам», ноутбук, мультимедийная установка для демонстрации видеофизминутки.
Предварительная работа: чтение и пересказ сказок «Теремок», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Царевна-лягушка», разучивание с отдельными детьми этюдов из сказок.
Путешествие в сказку
1. Организационный момент.
- Ребята, вы любите сказки? А хотите попутешествовать по сказкам? Путешествовать нам будет помогать волшебный цветок. Для этого нам нужно собрать его из лепестков. (На лепестках написаны загадки о сказках и о сказочных героях. Отгадавший получает лепесток. Все вместе собирают волшебный цветок).
- К оранжевому лепестку прикоснись, в сказке сразу очутись.
2. Сказка «Теремок». Выделение первого звука, характеристика.
На наборном полотне картинка «Теремок».
Ребенок читает четверостишие:
В чистом поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю-полю мышка бежит,
У дверей остановилась и стучит.
а) Вопросы:
- Во что стучались звери?
- Какой первый звук в слове «теремок»? Расскажите о нем.
- Как по-другому назвать теремок?
- Назовите первый звук в слове «дом». Расскажите о нем.
- Назовите части теремка и первый звук в этих словах. Расскажите о звуках.
б) Игра «Подними символ». Выделение конечного гласного.
- Пока медведь не пришел, все звери в теремке жили дружно и весело. Они любили играть в игру «Подними символ». Я предлагаю вам поиграть в эту игру. Нужно услышать последний гласный звук в слове и поднять символ:
лиса, окно, комары, мышка, кенгуру, звери, собака, волки.
- Нам пора отправляться в другую сказку, не то с минуты на минуту придет медведь.
- К голубому лепестку прикоснись, в другой сказке очутись.
3. Сказка «Заюшкина избушка». Дифференциация твердых и мягких согласных.
- Ой, ребята, кто-то плачет. Это зайка. Что случилось?
Выходит ребенок и рассказывает отрывок из сказки:
- Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. Избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня и выгнала.
- В какой сказке мы очутились? Как же помочь зайке? Силу применять не будем, а попробуем договориться. Лиса просит вас разложить игрушки по коробкам. В синюю коробку надо положить игрушки на твердый согласный, а в зеленую коробку – на мягкий.
Работа с перфокартами «Разложи игрушки по коробкам».
- Вы помогли зайке. Лиса пустила его домой. В этой сказке делать больше нечего, отправляемся дальше.
4. Видеофизминутка «Тучка».
- Ребята, посмотрите, тучка плачет. Давайте ей поможем. Станцуем веселый танец.
- К красному лепестку прикоснись, в новой сказке очутись.
5. Сказка «Незнайка на Луне». Синтез и анализ односложных слов.
Он на Луну слетать успел,
Попробуй, угадай-ка:
Веселый человечек –
Зовут его … (Незнайка)
- Ребята, Незнайка предлагает вам поиграть в игру «Угадай слово».
Незнайка назовет вам три звука, а вы угадаете слово: м, а, к – мак, д, о, м, - дом и т.п.
-А теперь выложите слово из символов (показываю картинки: суп, сом, ком, сыр, …).
Интересно было играть с Незнайкой? Отправляемся дальше.
- К розовому лепестку прикоснись, в новой сказке очутись.
6. Сказка «Царевна-лягушка». Деление слов на слоги.
Д/И «Болото».
- Перед нами болото, а в болоте лягушка. Какая это сказка?
Выходит ребенок и рассказывает отрывок из сказки:
Старший сын стрельнул, принесла стрелу княжеская дочь, средний стрельнул – принесла стрелу купеческая дочь, а младший сын – Иван-царевич стрельнул, попала стрела в болото к лягушке.
А вам нужно перейти через это болото. Переходить можно по кочкам. Я буду говорить слова, а вы находите нужный путь. Если в слове один слог, нужно наступить на одну кочку, если два – на две кочки, если три слога – на три кочки.
Лес, болото, царь, Иван, сын, царевич, стрела, лягушка, царевна, дочь, береза.
Перешли через болото, пора в другую сказку.
- К синему лепестку прикоснись, в другой сказке очутись.
7. Сказка «Три медведя». Анализ предложений.
- Ребята, посмотрите, кто к нам идет. (Трое детей медвежьей походкой выходят вперед, разыгрывают этюд из сказки).
Медведь (сердито):
- Это кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?
Медведица (удивленно):
- Это кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?
Мишутка (жалобно):
- Это кто сидел на моем стуле и сломал его?
- Уважаемые медведи, не сердитесь, а лучше поиграйте с нами в игру «Признак, действие, предмет». Называю слова, дети поднимают символы частей речи и определяют их:
медведь, медвежонок, сдвинул, идет, большой, каша, сладкая, кровать, мягкая, спит, убежала.
Какой был стульчик у Мишутки? Кто его сломал?
Маша сломала маленький стульчик.
- Составьте схему этого предложения.
8. Рефлексия.
Вот и подошло к концу наше путешествие. В каких сказках мы побывали? Что помогало нам в дороге? Не забывайте, что в сказку нужно верить, и она сбудется.