Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ

"СКАЗОЧНОЕ ЛЕТО"

№ 2447 Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" в подготовительной группе детского сада на тему "Природа Северного края"

Опубликовано 30.04.2017

Пинаева Ольга Викторовна
МБДОУ д/с №10 комбинированного вида "Кораблик" п. Сафоново - 1
воспитатель
 

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие. Ознакомление с природой» в подготовительной  группе детского сада на тему:

«Природа Северного края»

Задачи:

Образовательные: обобщить и систематизировать знания детей об особенностях природных условий и природных зонах Крайнего Севера, растительном и животном мире Кольского полуострова, закрепить представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания;

Развивающие: развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предположения, предлагать способы их проверки, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, речь;

Воспитательные: воспитывать  интерес к окружающему миру, бережное отношение к родной  природе.

 

Ход занятия.

 

Воспитатель: Ребята, иду я возле водоёма  и слышу, что кто-то просит о помощи. Присмотрелась, а это рыба (показ картинки)

Ребята, как называется эта рыба? (сёмга)

Где она живёт? (может жить как в море, так и в реке).

Жалуется  Сёмушка, что отстала от своих сородичей и не может найти путь в Северное море, куда  они уплыли. Давайте, ребята, поможем найти Сёмушке путь в Северное море и встретиться со своими  друзьями и родственниками.

Превратимся в быстрый лесной ручеёк и поплывёт наша Сёмушка по нашему ручейку  мимо деревьев, кустарников по направлению к Северному морю.  А пока течёт наш ручеёк, давайте вспомним названия деревьев и кустарников нашего северного края. Мальчики называют деревья, девочки – кустарники.

 

П/и «Ручеёк» + Д/ и «Назови деревья и кустарники Северного края»

 

Привёл нас наш ручеёк вместе с Сёмушкой к лесной  речке. Высунула Сёмушка свою голову и увидела птицу (картинка).

Как называется эта птица? (глухарь).

Звала, звала его Сёмушка, но ничего он ей не ответил. Почему?

-когда поёт (токует)  ничего не слышит;

- когда не токует, затаивается, чтобы не съела лиса и другие хищники.

 

Поплыла Сёмушка дальше и увидела другую птицу (картинка). Как называется эта птица? (тетерев). Дикая или домашняя птица? Почему? Спросила Сёмушка Тетерева, как попасть в Северное море. А тетерев ей ответил: «Хорошо, я тебе помогу, только и ты мне помоги. Птицы на картинках все перепутались. Посмотрите, на картинку и скажите какая птица на ней лишняя и почему?

 

 

 

Д/и «Четвёртый лишний»

 

Поблагодарила Сёмушка тетерева и поплыла дальше.

Какого зверя увидела Сёмушка?  (бурого медведя).

Бурый медведь – дикое или домашнее животное? Почему?  

Как называют детёныша медведя?

Сёмушка не подплыла к нему близко. Почему? (Медведь питается Сёмгой, может поймать и съесть).

Спросила Семушка медведя, как ей добраться до Северного моря? Медведь ей ответил, что поможет ей, только пусть  ребята назовут части растения и угостят его вкусными северными ягодами.

    

Д/и  «Назови части растений» «Найди северные ягоды» + ошибка педагога

 

Спасибо тебе Сёмушка и вам ребята за то, что накормили меня  северными ягодами, а плыть к Северному морю надо вот в ту сторону.

 

Поблагодарила Сёмушка медведя, поплыла дальше и увидела землю. Серая равнина,  всегда пасмурно  и холодно, твёрдая промёрзлая земля, нет высоких растений, болотистая почва, много кочек, покрыта мхом. Как называется эта земля? (тундра).

Почему в тундре нет высоких растений ?

(мало солнца, земля промёрзлая,  не могут брать полезные вещества из земли, у растений короткие корешки,  растения клонятся к земле, потому что в тундре часто дуют сильные холодные ветра).

Сёмушка увидела в главного жителя тундры – зверя с огромными красивыми рогами. Кто это? (северный олень). Северный олень дикое или домашнее животное?

              Для чего люди одомашливают оленей?

              Как называют детёныша оленя?

Спросила Сёмушка оленя, в какую сторону ей плыть, чтобы добраться до Северного моря. Я тебе обязательно помогу, сказал северный олень, только ответь на мой вопрос: «Почему в тундре так много озёр и болот?»

 

   Опыт «Почему в тундре так много озёр и болот?»

Посмотрите, ребята, перед вами 2 стаканчика. В одном стакане земля средней полосы.  Какая она? Чтобы ответить на этот вопрос, что нужно сделать? (потрогать, пощупать) (Мягкая, тёплая). А в другом стаканчике – земля тундры. (Какая она? Твёрдая , холодная).

Давайте возьмём  один стаканчик с водой и выльем на землю средней полосы  - как будто прошёл сильный дождь. Что случилось с водой в первом стаканчике? (земля впитала воду).

Теперь давайте возьмём второй стаканчик с водой и выльем в стакан, где земля тундры твёрдая и холодная. Что случилось с водой? Не впиталась, осталась на поверхности. Солнца в тундре мало, высушить воду оно  не может, и вся вода остаётся на поверхности земли. Собираясь по капельке, вода скатывается во впадину и образуется озеро.  Давайте выльем нашу воду с земли тундры в эту ёмкость и что получилось – новое озеро в тундре.

 Давайте ответим оленю на вопрос «Почему в тундре так много озёр и болот?»

Потому что, солнце в тундре землю не прогревает, земля  холодная, очень твёрдая, вода  в такую землю впитаться не может и остаётся на поверхности.

 

Несмотря на то, что в тундре суровые климатические условия, но тундра очень богата природными богатствами? Чем богата тундра? (мхами, ягодами, рыбами, грибами). А мы с вами знаем песню, которая так и называется «Что такое тундра?»

 

Физминутка:  Песня – имитация  «Что такое тундра?»

 

Поблагодарила Сёмушка оленя, поплыла дальше и вдруг услышала хлопанье крыльев.  Кто это летит к нам, ребята? (полярная сова). Сова, говорит Сёмушка, подскажи мне, правильно ли я плыву к Северному морю. Скажу, отвечает сова, только сначала назови мне признаки живой природы и  помоги мне расселить северных животные в места их обитания на Кольском полуострове. Подскажи, кто живёт на побережье, кто в тундре, кто в лесотундре, а кто в море.

 

Д/и  «Живое-неживое»    «Кто где живёт?»

От чего зависит место обитания того или иного животного?  (от того, чем они питаются)

 

Поблагодарила Сёмушка сову и поплыла дальше. Берега перед ней расступились и оказалась она в открытом море, а там её уже встречали её друзья и родственники. Спасибо вам ребята, помогли вы мне добраться к своим родным. Я хочу вас познакомить со своим другом – бельком. Белёк детёныш какого животного? (детёныш тюленя). Детёнышей тюленей человек убивает из-за его красивой шубки. Жалуется белёк, что люди убивают животных, загрязняют море. Спрашивает вас: Как нужно себя вести, чтобы сохранить природу?

Не волнуйся, белёк, наши дети любят природу и бережно к ней относятся, сейчас они расскажут тебе правила друзей природы.

 

Д/и «Правила друзей природы» (по символам).

 

Мы совершили путешествие по земле Кольского полуострова. Кого встретили? Кому помогали?

Красива  и богата природа Заполярья, много животных, птиц, рыб и растений, которые нужно беречь.  Ведь Север – наш, край, наш дом, которые мы должны любить, хранить и беречь.

Понравилось путешествие?

Что понравилось?