Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ

"СКАЗОЧНОЕ ЛЕТО"

№ 2425 «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»

Опубликовано 24.04.2017

Статья

«Патриотическое воспитание в условиях

современного дошкольного

образовательного учреждения»

ФИО автора: Людиновская Н.Д.

Место работы: МКДОУ «Детский сад № 10» г. Карабаша

Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения

Как у маленького деревца,

 еле поднявшегося над землей,

заботливый садовник укрепляет корень,

от мощности которого зависит

 жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,

так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства

безграничной любви к Родине.

(В.А. Сухомлинский)

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить <…> воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью».

Проблема патриотического воспитания детей является одной из актуальных. Новые подходы к ее решению являются составной частью целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения и становления личности. В дошкольный период у ребёнка формируются основные нравственные качества. В связи с этим перед педагогами современного дошкольного образовательного учреждения стоят задачи формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств дошкольников.

Существует ряд проблем, которые мешают эффективно организовать работу по патриотическому воспитанию детей, а именно:

- недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса;

-недостаточное оснащение сохранившейся материально-технической базы образовательных учреждений;

- отсутствие заинтересованности СМИ в пропаганде патриотического воспитания детей и другое.

В методической литературе зачастую освещена лишь отдельная сторона патриотического воспитания детей, и только в определенных видах деятельности, а также отсутствует  стройная системы, отражающая всю полноту данного вопроса.

В современном обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. Поэтому, именно с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм.

Понятие патриотизм многосторонне. Это и чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом – это значит быть неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство формируется в детском возрасте, когда только начинают закладываться основы ценностного отношения к окружающему миру.

Патриотизм связан с духовностью человека, её глубиной. Он обретается самостоятельно и переживается индивидуально.  Педагог не сможет пробудить в ребенке чувство любви к Родине, если не будет сам патриотом. Важно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

В воспитательном процессе нашего ДОУ патриотического воспитание осуществляется по направлениям:

- духовно-нравственное,

- социальное,

- эстетическое,

- краеведческое,

- трудовое,

- интеллектуальное,

- работа с семьей и др.

Для реализации этих направлений необходима системная работа в рамках программы патриотического воспитания. Исходя их этого данная работа включает целый комплекс задач:

- воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, детскому саду, улице, городу, формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.

Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.

Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины. Любовь к большому надо прививать с малого. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе…

И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское воспитание, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником патриотического воспитания.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, её столицей и символами.

Благодарная примеру взрослых, а особенно близких людей, дошкольниками прививаются такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Коллектив нашего ДОУ проводит большую работу по ознакомлению дошкольников с героическим прошлым Родины. Ежегодно проводится месячник военно-патриотического воспитания, во время которого организуется:

- фотовыставка «Мой папа – защитник Отечества»  и др.

- занятия «Герои войны – наши земляки»;

- «Уроки мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего бессмертное мужество в суровое для страны время;

Неделя Памяти, включающая:

- оформление поздравительных открыток для ветеранов войны;

- занятия, беседы;

- утренник «День Победы»;

- экскурсии с возложением цветов к обелиску павших солдат к доске памяти «Герой войны – наши земляки».

Особенно важен тесный контакт родителей и воспитателей при развитии чувства патриотизму у детей. Активное участие родителей в жизни детского сада необходимо для более эффективного воспитания подрастающего поколения.  С их участием проводятся:

- выставки рисунков, поделок, фотографии: «У моей мамы руки золотые», «Моя семья», «Самая лучшая бабушка» и др.

Совместная деятельность способствует развитию эмоции ребенка, его социальной восприимчивости.

Патриотическое развитие осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развитие речи, музыке, изобразительном искусстве.

Со временем, вследствие регулярной, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к ответственности, активной жизненной позиции, чувствуют причастность к родному краю, его истории, традициям, уважают Отечество, достижения своего народа, любят свою семью, в связи этим развивается готовность к выполнению своих гражданских обязанностей.

 

Список использованной литературы:

  1. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет.сада/Л.В. Загик, Т.А. Кулинова, Т.А. Маркова и др.; Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1996. – 192 с.:ил.
  2. Практический журнал «Воспитатель ДОУ» №8/2010