Логоритмическое занятие для детей подготовительной к школе группы
Тема: «Приключение гномов в лесу»
(«Лексическая тема «Дикие животные»)
Составила
Сенькив Н.И.
Учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 131
Выборгского района г. Санкт-Петербурга
Цель занятия: Уточнить знания детей о диких животных, активизировать словарь по данной теме.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Уточнить знания детей о диких животных, вспомнить, чем питаются, где живут, знать названия детёнышей;
- Упражнять в употреблении предлогов «в» и «под»;
- Упражнять в употреблении творительного падежа имени существительного;
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать речевой слух и фонематическое восприятие;
- Развивать общую моторику и координацию движений;
- Развивать пальцевую моторику в пальчиковой гимнастике;
- Развивать внимание, память, мышление;
- Развивать связность высказываний, творческое воображение;
- Развивать координацию в системе «глаз-рука», то есть развивать синхронность движений глаз и ведущей руки, а также укреплять межфункциональные связи;
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Воспитывать у детей потребность в общении с природой, формировать умение правильно себя вести на лоне природы.
Оборудование: демонстрационный материал – картинки с изображением диких животных и их детёнышей, плоскостные изображения жилищ диких животных (нора, дупло, логово, кусты, берлога); плоскостные изображения гномов с разной мимикой, плоскостные изображения угощений для животных; два колокольчика, корзина, маска-шапочка зайца, магнитофон, фланелеграф, панно. Раздаточный материал – плоскостные изображения морковок, кружки разных цветов.
Здоровьесберегающие технологии: упражнения и игры на координацию речи с движением, релаксация под музыку, зрительная гимнастика, мимические упражнения.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Логопед:
- Ребята, когда я к вам шла в группу, то услышала звон хрустальных колокольчиков. Потом неизвестно откуда появились маленькие озорные человечки в красных колпачках и мягких сапожках, которые не оставляли следов и не создавали шума. Как вы думаете, кто это? (ответы детей)
Логопед:
- Да, это гномы – лесные человечки. А где живут гномы? (Ответы детей) Гномы могут появляться, где им вздумается и долго оставаться незамеченными, пока все люди занимаются своими делами. Когда же наступает ночь, они начинают хозяйничать повсюду. Вы хотите их сегодня увидеть? (Ответы детей)
Логопед:
- Тогда закрывайте глаза, а я позвоню в колокольчик, может, они появятся (логопед звонит в колокольчик и выставляет предметные картинки гномов на фланелеграфе).
- Здравствуйте, гномики! Ребята посмотрите, почему-то у них грустные лица. Покажите мимикой, какие у гномиков лица. (Мимические упражнения: показать грусть на лице).
- Что же они натворили? Оказывается, они так заигрались в лесу и навели там такой беспорядок, что Белоснежка рассердилась на них и выгнала из леса. Ребята, как помочь гномам? Давайте все вместе отправимся в лес и поможем всё исправить.
- Основная часть.
Координация речи с движением, релаксация «В лес пойдём».
Логопед:
Ну-ка, дети, собирайтесь, в лес дремучий отправляйтесь.
По дороге мы идём, (маршируют)
Снег, метели нипочём. (имитация подметания снега)
В морозный день идти не лень. (руки вверх)
Мы сугробы перепрыгнем, (прыжок вверх)
Под корягой проползём, (шаги в полуприседе)
А под елью отдохнём. (дети ложатся на ковёр, закрывают глаза)
Полежим, отдохнём, (звучит спокойная музыка, 1-2 минуты)
Полежим, отдохнём,
Глазки откроем, встанем
И дальше мы пойдём. (маршируем)
Логопед:
Ребята, мы вошли в лес, слышим множество звуков (фонограмма «Прогулка в лес»). Послушайте их, скажите, какие звуки вы услышали? Давайте их поймаем. (д/и «Поймай звук») Правила: в одну ладошку ловим один звук, а два звука в две ладошки. (логопед произносит звуки: У, ХР, Ш, С, БР и т.д.)
Логопед:
- Идём дальше. Посмотрите, всё ли в порядке? Давайте поможем животным найти свои домики. (на панно перепутаны картинки – медведь на дереве, лиса в дупле, заяц в берлоге, белка в норе). Проводится игра «Найди свой домик». Игра сопровождается построением предложений с предлогами «в», «под». Например, Белка живёт в дупле. Медведь живёт в берлоге. И т.д.
Логопед:
- Вот теперь животные довольны, что нашли свои домики. А мы с вами им принесли угощения. Животные проголодались, давайте их покормим. Д/и «Накорми животное». Чем кормиться заяц в лесу? (кора деревьев, заячья капуста) Чем мы угостим зайца? (аналогично белка, лиса, медведь, волк)
Гимнастика для глаз «Морковка». Установка – голову держать прямо, работают только глаза.
Мы морковку в ручку взяли,
С ней немножко поиграли.
Вверх морковку подними, (взгляд вверх)
На неё ты посмотри.
Вниз морковку опусти, (посмотреть вниз)
Только глазками смотри.
Вверх и вниз, и вправо-влево.
Ай, да заинька умелый!
Глазками моргает, (моргание и закрывание глаз)
Глазки закрывает.
Зайчики морковки взяли, (открыть глаза)
С ними весело плясали.
Логопед:
- Ребята, гномы не только перепутали жилища животных, но и распугали их детёнышей. Давайте вернём детёнышей родителям. Д/и «У кого кто?» (У лисы – лисята, у медведицы – медвежата и т.д.)
Детёныши очень обрадовались, что вернулись к своим родителям и хотят поиграть, кто будет зайкой. Д/и «Скок-скок, угадай, чей голосок». Выбирается водящий, дети идут по кругу и произносят слова: «Скок-скок-скок. Угадай, чей голосок?» Водящий с закрытыми глазами отгадывает, кто из детей сказал слово «зайка».
Логопед:
- Ну, вот мы всё исправили, а Белоснежка так и не показалась, видимо, очень сильно обиделась на гномов. Что же нам делать? Давайте поиграем с гномиками, чтобы поднять настроение.
Пальчиковая гимнастика «Гномики».
Все мы знаем, все мы верим (сжимаем кулачки),
Есть на свете чудный терем. (из ладоней делаем крышу)
В теремочке том лесном
Гномы обитают в нём. (окошечко)
С Белоснежкой они дружат, (сцепить крепко руки)
Ищут клад в лесной глуши (поглаживание ладоней)
Наши гномы-малыши. (окошечко)
Логопед:
- Белоснежка так и не вышла. Я знаю, что она любит сказки. А вы любите сказки? Давайте придумаем сказку о лесных жителях, может быть, тогда Белоснежка простит гномов.
Детям раздаются цветные кружочки, дети по цепочке придумывают предложения, которые связываются в единую сказку.
Логопед:
- Вот и закончилась наша сказка. (выходит Белоснежка – заранее подготовленный ребёнок)
Белоснежка:
- Спасибо вам, дети, что помогли лесным жителям. Вас, гномы, я прощаю, больше так не озоруйте. А детям за добрые дела я припасла угощение (раздаются конфеты).
Логопед:
- Ребята, посмотрите на лица гномиков, что изменилось? Правильно гномики улыбаются? У них поднялось настроение? Покажите настроение гномиков. (мимическое упражнение – радость)
Логопед:
- Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.
Белоснежка:
- Я вам помогу. Закройте глаза, а я произнесу заклинание, которое вас доставит в детский сад (произносит волшебные слова).
- Итог занятия.
Логопед:
- Вот мы и снова в саду.
- Вам понравилось путешествие?
- Где мы сегодня побывали?
- Кому мы сегодня помогали?
- Какие игры вам понравились?